Даугавгривский монастырь

Даугавгривский монастырь (монастырь Дюнамюнде; лат. Monasterium Dunamundensis Sancti Nicolai) — бывший цистерцианский монастырь в окрестностях Риги, в 2,5 километрах от впадения Даугавы (её старого русла) в Рижский залив. Был построен между 1205 и 1208 годами. Носил посвящение во имя Святого Николая. С 1211 года в монастыре велась Дюнамюндская хроника (лат. Annales Dunamundenses), которая в ходе упразднения монастыря была с 1303 года продолжена в Риге и окончательно прекратилась в 1348 году[1].

Начало строительства монастыря и первые настоятели

О начале строительства цистерцианского монастыря у Двины в 1202 году впервые упоминает Ливонская хроника, в которой указано, что работы по возведения монастыря были начаты по приказу епископа Альберта, третьего по счёту руководителя экспансии немецких крестоносцев на прибалтийские земли. Монастырь был построен довольно быстро и назван в честь Святого Николая, покровителя всех мореплавателей и морских торговцев. Аббатом этого монастыря был назначен брат епископа Альберта, активный соратник по крестовому походу в Ливонию, известный католический миссионер Теодорих Буксгевден. Первый конвент монастыря был приглашён из Мариенфельдского аббатства, расположенного в Вестфалии. Монастырь был построен как мощный оборонительный замок и имел вид хорошо защищённой военизированной крепости, приспособленной под фортификационные нужды в соответствии с условиями раннего средневековья. Монастырь позволял осуществлять контроль над морскими торговыми путями и устьем Даугавы, а также служил защитным форпостом в случае возможных военных атак неприятеля с моря[2].

Владения монастыря

Монастырь поначалу сохранял независимость от главных феодальных сеньоров Риги (епископа и ордена меченосцев), и ему принадлежали крупные земельные владения по всей Ливонии на обоих берегах Даугавы и других важных рек. 17 марта 1226 года границы владений Дюнамюндского монастыря определил папский легат Вильгельм Моденский. В частности, при его участии было установлено, что границы владений монастыря на правом берегу простирались от места впадения притока Дюны в Даугаву и Киш-озера, вдоль его северного побережья до реки Ланги и вдоль неё вплоть до места впадения реки Гауи в море. На левом берегу Даугавы монастырские владения простирались до современного места впадения канала Хапака-гравис в Даугаву до начала пути в Семигаллию, далее они доходили до Булльупе и до того места, где в начале XIII столетия река Лиелупе впадала в море.

Монастырю принадлежали земли, на которых впоследствии выросли рижские микрорайоны Вецмилгравис, Вецдаугава, Вецаки и Трисциемс, а также часть Царникавского края с населёнными пунктами Калнгале и Гарциемс (на правом берегу Даугавы). На левом берегу территорию бывших монастырских угодий сегодня частично занимают микрорайоны Болдерая, Даугавгрива, Клейсты и Ритабулли. Земли монастыря между старым и новым устьем Даугавы занимает район Мангальсала.

Поскольку статус монаха цистерцианского ордена предполагал ежедневные занятия активным физическим трудом, обитатели монастыря практиковали сельскохозяйственные работы, в основном, скотоводчество, а также занимались различными видами ремёсел. Также цистерцианцы стали первыми, кто ввёл в Ливонии новую технологию орошения почв, построив около 1266 года в своих владениях первые водяные мельницы, прорыв длинный канал, названный Мюльграбен (нынешний Милгравис). То же название распространилось и на прилегающие к каналу земли (ныне район Милгравис).

В повествовании Ливонской хроники о 1208 годе есть свидетельство о том, что духовники цистерцианского ордена проявили повышенный интерес к укреплённому пункту в устье Даугавы, отправив в Ливонию с разведывательными целями своих представителей: аббата цистерцианцев Флоренция, каноника Кёльнского собора Роберта, Конрада из Бремена и многих других. Большая часть прибывших на место цистерцианцев предпочли остаться в монастыре, другая часть поселилась в других населённых пунктах, где их гостеприимно встретили вассалы епископа Риги. В целом о стратегической значимости цистерцианского монастыря в Дюнамюнде свидетельствует то, что на обряд посвящения в сан епископа Бернхарда из Липпе прибыли трое важных церковных иерарха Германии: Филипп Рацебургский (часто проявлявший интерес к ливонским делам), Изо из Вердена и Гельмольд из Плезы.

Военные кампании

В 1215 году монастырь впервые в своей истории пережил серьёзное нападение со стороны противника: на Дюнамюнде напало организованное войско эстов из Эзеля. В это время руководители сопротивления эстов провели ряд акций против немецких захватчиков, крестивших местное население огнём и мечом. Жители Эзеля планировали перекрыть устье Даугавы и блокировать Рижскую крепость, в которой располагались укреплённые резиденции крестоносцев-феодалов. Для этого эзельцы затопили напротив монастыря цистерцианцев нагруженные камнями лодки и деревянные перекрытия, а часть вооружённых отрядов высадились на берег, где произошли ожесточённые силовые стычки с немецкими феодалами. Однако после главного столкновения у устья немцы одержали окончательную победу.

Цистерцианцы принимали участие в походах немецких крестоносцев против балтийских князей. Так, в 1219 году, во время сражения под Межотне пал смертью мученика цистерцианец брат Зегехард, посланный на помощь епископу Дюнамюнде Бернхарду фон Липпе.

30 сентября 1217 года папа Гонорий III сообщил епископу Альберту, что он может расширять свои официальные владения, создавая новые епархии и основывая кафедральные соборы. Выполняя такое решение папы, Альберт переводит Бернхарда из монастыря в Дюнамюнде на должность епископа Селонии (Селии), которое было сформировано в это же время.

Конфликт с меченосцами

8 февраля 1222 года папа Гонорий дал указание аббату Дюнамюндского монастыря Роберту и капитулу рижского Домского собора выступить в роли посредников для урегулирования затяжного территориального конфликта, в результате которого орден Меченосцев должен был отдать епископу Селии Бернхарду фон Липпе незаконно отнятые земельные владения во время захватнических походов. Также папа возложил на епископа Селии и аббата Роберта полномочия наказать денежным штрафом руководство ордена Меченосцев (в лице магистра Фолквина) и отстранить его от проведения христианского суда над обращёнными в христианство местными жителями (представителями балтийских и угро-финских народностей), в частности — бороться за отмену испытания истцов и ответчиков калёным железом и других судебных испытаний (например, организации судебного поединка), которые представляли собой традиционные способы выявления виновности. Оба иерарха должны были ограничить право меченосцев на проведение Божьего суда по итогам жалоб, которые регулярно направляли папе новокрещённые.

Смерть Роберта

30 апреля 1224 года бывший аббат монастыря Дюнамюнде скончался в Зебурге (Селпилсе) или, по другим сведениям, в Мезоттенском замке (на что указывают другие исторические источники). Цистерцианцы из Дюнамюнде хотели захоронить останки Бернхарда в своём монастыре, поэтому они отправили аббата Роберта в замок за транспортировкой тела. На обратном пути лодка затонула и на берег были вынесены два трупа — Бернхарда и погибшего аббата Роберта, так что в монастыре на территории современной Вецдаугавы были захоронены оба аббата и сразу же встал вопрос об избрании следующего.

Решение Вильгельма Моденского

17 марта 1226 года в Ливонию прибыл папский легат Вильгельм Моденский, перед которым стояла задача определить административные границы Риги и Дюнамюнде, в том числе и границы владения монастыря. После решения Вильгельма монастырь получил во владение земли на территории современного района Болдерая, которые ранее, до вторжения крестоносцев принадлежали куронам и земгалам, но вскоре те были вытеснены оттуда немецкими захватчиками, а Вильгельм юридически передал их цистерцианцам.

Разорение и сожжение монастыря куршами и земгалами

1228 год был очень неудачным для истории монастыря, поскольку в конце августа он был атакован крупным войском куронов и земгалов, прибывших к устью Даугавы со стороны Лиелупе и Булльупе. Нападение было совершено по причине затруднений, которые испытывали куроны и земгалы при транспортировке своих товаров по морю, так как рижские торговцы всячески препятствовали продвижению их судов. Также их не устраивал вердикт, который был вынесен Вильгельмом Моденским после территориального конфликта с цистерцианцами. К тому же земгальский князь Виестартс отказался принимать крещение и передавать свои территории во владение создававшегося властями крестоносцев епископа Семигалльского. Вскоре, несмотря на высокое качество укреплений, монастырь был взят и разграблен и после разорения территории монастыря нападавшие его сожгли. Все монахи, защищавшиеся в монастыре, были убиты нападавшими. Но вскоре под воздействием сил группы балтов вынуждены были отступить. Однако уже через несколько лет монастырь был восстановлен.

Сражение при Даугавгриве

Следующее крупное столкновение состоялось у монастыря в 1263 году, когда во время литовско-ливонской войны у стен монастыря цистерцианцев в устье Риги схлестнулись объединённое войско Ливонского ордена и Зегевальдского комтурства и армия воинственного литовского князя Тройната, который возглавлял военные полки литовцев и жемайтов, следовавшие по направлению к Риге с целью её осады и взятия. Войско рыцарей-крестоносцев разбило лагерь у монастыря и там дожидалось прибытия литовского воинства. По летописям известно, что кровопролитное и упорное сражение состоялось в полночь при свете луны, и Тройнат, потеряв много людей, вынужден был отступить от стен монастыря и отправиться в замок к королю Миндовгу, так что ливонцы праздновали в тот раз победу. Вскоре, в 1263 году, аббат монастыря Вильгельм заключил договор с Рижским ратом, по которому монастырь обязался не продавать свои территории, укрепления и земельные угодья никому, кроме рижских властей. В 1266 году цистерцианцы Дюнамюнде на границе своих владений у Дюнупе, которая впадала в Даугаву из Киш-озера, построил водяные мельницы.

Продажа монастыря Ливонскому ордену

23 марта 1305 года в ходе длительной гражданской войны в Ливонии аббат Либерт продал опустошённый рижанами монастырь Ливонскому ордену и его магистру Готфриду фон Рогге за 4000 кёльнских марок. Там магистр намеревался построить хорошо укреплённый замок (Alt-Dünamünde) и создать там административную единицу — Дюнамюндское комтурство. Эти планы были осуществлены, а монастырь, в свою очередь, после заключения сделки перебрался в Падисе (на северо-западе нынешней Эстонии).

Список аббатов монастыря Дюнамюнде

  • Теодорих Буксгевден (с 1202 по 1211)
  • Бернхард фон Липпе (с 1211 по 1217)
  • Роберт (1217—1224)
  • перерыв
  • Теодерих (Teodericus; в должности находился в 1231 и в 1232 году)
  • Иоганн (Johannus; 1252, 1253)
  • Вильгельм (в должности фиксируется в 1263 году)
  • Либерт (неизвестно, когда вступил в должность, но покинул её в 1305 году после сделки с Ливонским орденом)

Примечания

  1. Annales Dunamundenses // Geschichts­quellen des deutschen Mittelalters / Bayerische Akademie der Wissenschaften
  2. Daugavgrīva un Bolderāja arhīva materiālos. 13.-20.gs. — R.: Latvijas Valsts vēstures arhīvs, 1998. — Lp. 5.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.