Гюэнос

Гюэнос (Гиенос) — древнейший город на территории современной Абхазии; был греческим полисом. Впервые упомянут мореплавателем Псевдо-Скилаком, жившем в VI веке до н. э., который в своих исторических периплах использовал сведения различных греческих географов.

Общие сведения

При описании народов живущих возле Чёрного моря Псевдо-Скилак писал[1]:

Колхи. А за этими колхи и полис Диоскуриада, и греческий полис Гюэнос, и река Гюэнос, и река Херобий, река Хоре, река Арий, река Фасис и греческий полис Фасис, и дорога вверх по реке 180 стадиев в большой варварский город, откуда была Медея; там есть река Рис, река Исис, река лайстов, река Апсар.

Предполагается, что Гюэнос, возможно, возник несколько раньше чем Диоскуриада и Эшерское городище. В первой половине VI века до н. э. — V век до н. э. были временем его наивысшего расцвета.

Топоним «Гюэнос» некоторые связывают с этнонимом «гениохи». Предполагается, что часть жителей были греки, которые занимались торговлей и ремёслами, а часть жителей были гениохи (местными жители) — о чём могут свидетельствовать найденные археологами железные ножи из чистого железа и неравномерно науглероженной стали, каковые не умели делать греки, но во множестве выпускались местными жителями.

Жизнь Гюэноса резко прекратилась в IV веке до н. э., о чём свидетельствует то, что меотское святилище (нижеуказанное) с конскими жертвоприношениями было здесь возможно последним объектом.

Прошло более трёх веков, пока здесь не возникло новое поселение людей, но это уже средневековая история, которая не является историей древнейшего города Гюэноса[2].

Локализация местонахождения

По мнению большинства авторов, город находился в районе современного порта Очамчира, на левом берегу реки Джикумур (Чаникуара). Здесь проведены археологические раскопки древнейшего городища и обнаружено меотское святилище[3][2].

Исследования городища

Исследование Гюэноса начаты в 1935—1936 годах археологами Л. Н. Соловьёвым, М. М. Иващенко и Б. А. Куфтиным. Раскопки выявили три основных слоя: энеолит-ранняя бронза, античность и средневековье[3].

Меотское святилище в Абхазии

Первые археологические раскопки святилища провёл в 1977 году М. Б. Барамидзе. Дальнейшие раскопки проводил С. М. Шамба. К античному слою отнесены нижние (более ранние) слой раскопанного меотского святилища (а именно Восточный холм № 3) датируются VI - началом IV вв. до н.э., а также Верхние (позднейшие) слои того же холма, в которых найдены погребения конских черепов с уздой кубанского облика. Три из восьми холмов комплекса были открыты в 1984 году С. М. Шамба[3]

Характеристики узды

Узда представлена железными петельчатыми удилами, бронзовыми и биметаллическими псалиями, ажурными налобниками и наносниками, выполненными в так называемом стиле елизаветинского круга. Очевидно, что изготовители узды отливали заготовки по восковой модели и подвергали последующей гравировке.

В. Р. Эрлих сделал вывод[4]:

тип встреченных здесь удил появляется в меотской среде ещё в VII веке до н. э., а крестовидные насадки появляются уже V в. до н. э. Аналогичные обнаружены в кургане № 11 Ульских курганов.
тип встреченных здесь биметаллических псалий был очень редким для скифо-савроматского мира и очень распространён в меотской среде.

С. М. Шамба сделал вывод, что найденный в 1985 году налобник в виде «хищника — пантеры, припавшей на передние лапы» аналогичен налобнику из меотского святилища № 2 Ульских (Уляпских) курганов[4].

Аналогичные артефакты

Все артефакты аналогичны артефактам Уляпских, Елизаветинских, из святилища некрополя II-го Тенгинского городища (биметалл.псалии), в Говердовских курганах 6 и 7 (биметалл.псалии), Воронежских курган № 19, а также курганов у ст. Гурийской и Кужорской. Указанный круг аналогичных памятников также датируется второй половиной IV века до н. э. Высокая вероятность того, что все эти артефакты являются продукцией одной меотской мастерской указанного времени[4].

Характеристики обряда жертвоприношения и аналогии

Культ коня отчётливо проявился ритуальным конским жертвоприношением, характерным и для протомеотское времени (Пшиш I), именно аналогичный обряд установлен и в других меотских святилищах IV века до н. э., а именно в Уляпских, Тенгинских, Воронежских, Гавердовских. Вывод: в городище Гюэнос во второй половине IV века до н. э. совершались конские жертвоприношения по меотскому обряду[4].

Историческая реконструкция

Исходя из археологических данных, учёные предполагают, что внезапное запустение Гюэноса связано с появлением здесь меотских конных отрядов из Прикубанья, которые разрушили поселение и совершили здесь жертвоприношение[3].

Свинцовый саркофаг

В августе 2021 года объединённая российско-абхазская археологическая экспедиция обнаружила на месте древнего Гюэноса под основанием античного храма невероятную находку — большой свинцовый саркофаг. Это единственная находка на территории Абхазии. Некоторые исследователи сравнивают абхазский свинцовый саркофаг с французским, найденным в 2020 году неподалёку от Дижона. Учёные отмечают внешнее сходство и возраст — 1500 лет[5][6].

Примечания

Литература

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.