Грабянка, Тадеуш
Граф Тадеуш Лещиц-Грабянка (Фаддей Иосифович Грабенка; польск. Tadeusz Grabianka; 1740—1807) — польский алхимик, мистик и оккультист. Староста ливский. Один из предтеч польского мессианизма. Сооснователь секты «Новый Израиль» (радикальная система масонства). Использовал французские псевдонимы Comte Ostap («граф Остап») и Comte Polonais («польский граф»).
Тадеуш Грабянка | |
---|---|
польск. Tadeusz Grabianka | |
Имя при рождении | Тадеуш Лещиц-Грабянка |
Дата рождения | 8 января 1740 |
Место рождения | |
Дата смерти | 6 октября 1807 (67 лет) |
Место смерти | |
Страна | |
Род деятельности | алхимик, мистик, иллюминат |
Отец | Юзеф Каэтан Грабянка |
Мать | Марианна Калиновская |
Супруга | Тереза Стадницкая |
Ранние годы
Представитель шляхетского рода герба Лещиц. Благодаря стараниям матери (из рода Калиновских) с детства воспитывался во Франции при дворе бывшего короля Речи Посполитой обоих народов Станислава Лещинского (в то время герцога Лотарингии). Образование получил в Париже, где (предположительно) впервые познакомился с масонскими обществами и эзотерическими идеями.
После смерти отца в 1759 году вернулся в родную Подолию и, женившись на богатой наследнице Терезе Стадницкой, стал владельцем имений Сутковцы, Райковцы, Остапковцы, особняков во Львове и Каменце и 17-ти подольских сёл. Во время поминальной церемонии выступил с речью, в которой представил анализ знаков зодиака, под которыми заболел и умер его отец.
Умеренно занимался политикой, в 1770 году стал старостой ливским. Отремонтировал старый замок в Ливе. Стал именовать себя графом, хотя прав на использование титула не имел.
В поисках тайного знания
Поворотным событием, повлиявшим на весь последующий образ жизни Грабянки, стало его пребывание в Берлине в 1778—1779 гг. и знакомство с видными представителями общества баварских иллюминатов аббатом Пернети и Брюмером. Первый из них после выхода из ордена бенедиктинцев отправился в Авиньон, где создал «академию истинных масонов», или Авиньонское общество, и попытался связать масонство с герметическим учением.
Брюмер принял Грабянку с торжественностью и объявил ему, что уже два года, повинуясь высшему велению, ожидает в Берлине странника, которого Небо хочет возвеличить, и что этот избранник именно он, Грабянка. Легковерный граф остался в Берлине и предался с Брюмером изучению каббалы. По выкладкам оказалось, что Грабянке предстоит семь лет уразуметь, семь лет повелевать и дважды семь лет царствовать[1].
Честолюбивый Грабянка, увидев в этом предсказание польской короны, увлёкся изучением «тайных наук», вступил в общество, финансово поддерживал его, прошёл несколько уровней посвящения, и со временем стал играть ведущую роль в распространении идеологии иллюминатов. Для этого он в течение ряда лет путешествовал по Прусскому королевству и Речи Посполитой.
В своих подольских владениях граф принимал многих представителей герметических учений, философов, каббалистов, магов и алхимиков. В Остапковцах он основал лабораторию, где проводил опыты по получению философского камня[2]. Высказывалось даже предположение, что граф Грабянка есть не кто иной, как граф Калиостро[3].
Передача семейного имущества в руки иллюминатов произвела раздор Грабянки с женой, которая поначалу разделяла его увлечение алхимией. Хотя в 1784 году супруги разделили имущество и разъехались, разорённый граф ещё долго жил на выплаты Терезы, а также сестры и других родственников[1]. Позднее его содержали последователи.
«Новый Израиль»
Оставив Польшу, Грабянка полностью посвятил себя делам ордена иллюминатов в Германии и Франции. Проживая в Авиньоне, основал секту (позднее масонскую ложу) «Народ Божий», или «Новый Израиль», которая в 1786 году была преобразована в «Общество авиньонских иллюминатов». Грабянка стал досточтимым мастером ложи, приняв титул «король Нового Израиля». Во Франции и других европейских странах к обществу примкнули Людвиг Вюртембергский, герцог Сёдерманландский и другие представители высшей аристократии. Братья уповали на общение с небесами, мистический обмен сведениями с бестелесными духами, занимались практической лабораторной алхимиею и магией.
Грабянка под псевдонимом графа Сутковского распространял своё учение и способствовал основанию новых лож в Лондоне и Италии, хотя 14 сентября 1791 года по приказу из Рима иллюминаты вынуждены были прекратить свою деятельность собственно в Авиньоне. На средства своих последователей выстроил церковь, служба в которой представляла собой «смешение разных религий и суеверных обрядов»[4].
После Франции и Речи Посполитой граф возглавил отделение ордена «Нового Израиля» и в Российской империи. Поначалу в деятельность ордена ему удалось вовлечь таких влиятельных фигур, как князь Н. В. Репнин, граф С. Щ. Потоцкий и адмирал С. Плещеев[4]. Впрочем, вельможи прерывали отношения с Грабянкой, когда им становилось ясно, что главным его побуждением «служило не религиозное чувство, а изучение магии и алхимии»[4] и что собственно к масонству возглавляемая им организация не имела прямого отношения. Кроме того, ходили слухи, что Грабянка, «окружая себя своеобразной царственной обстановкой», имеет крамольные виды на польский престол[5].
Отделения «алхимической ложи» Грабянка открыл в своих имениях на Подолье: в Сутковцах в 1775 и в Остапковцах в 1788. В 1804 году секта Грабянки тайно переместилась во Львов (хотя масонство во владениях Габсбургов тогда было под запретом), а в 1806 — в Санкт-Петербург. В российской столице религиозно-мистическое общество графа Грабянки (ложа «Народ Божий», она же «Новый Израиль») собиралось в покоях цесаревича Константина Павловича или же в доме вдовы С. И. Плещеева[6]. Деньги на роскошные обеды давал богатейший откупщик М. А. Ленивцев, разоривший впоследствии графа Зубова[7].
Растущая популярность общества Грабянки вызывала беспокойство петербургских розенкрейцеров, которые обвиняли своих конкурентов в занятиях чёрной магией[8]. В 1807 году на волне масонофобии и галлофобии, вызванной наполеоновскими войнами[9], граф Грабянка был взят под стражу как распространитель «масонства в католическом духе» и возможный агент Наполеона. Это событие вызвало оживление в столичном обществе. Мистически настроенный князь А. Н. Голицын лично хлопотал перед императором о его освобождении. Собрания «Нового Израиля», о которых, по словам П. И. Голенищева-Кутузова, «было много говору и шуму в высоких кругах», постепенно сошли на нет. Сам Грабянка умер после шести месяцев, проведённых в Петропавловской крепости, как говорили тогда, приняв яд[7]. Похоронен был в базилике Святой Екатерины на Невском проспекте.
По словам современника, видевшего его незадолго до смерти, «граф Грабянка был среднего роста, широк в плечах, волосы у него были седые, коротко остриженные, нос орлиный, зубы белые, которыми он гордился, грыз орехи и любил кожу ветчины, которую жевал свободно»[7].
Примечания
- Лонгинов М.Н. Один из магиков XVIII века. История Авиньонского братства и деятельность Грабянки в России. // Русский вестник. 1860. № 8. С. 579–603.
- В некоторых современных публикациях утверждается, что ещё до посещения Берлина он якобы занимался с графом Калиостро в райковецком замке алхимическими опытами, конечной целью которых было получение золота, однако документальных сведений о пребывании Калиостро в Подолии не сохранилось.
- Gordon P. Hills, "Notes on the Rainsford Papers in the British Museum," Ars Quatuor Coronatorum, 26 (1913), 93-129.
- п║п╟п╧я┌ memoirs.ru п╫п╟я┘п╬п╢п╦я┌я│я▐ п╡ я─п╟п╥я─п╟п╠п╬я┌п╨п╣!
- Герои и толпа - Михайловский Н. К. - Google Книги
- В. С. Брачев. Масоны и власть в России. ЭКСМО, 2003. ISBN 9785699030781. C. 229.
- Муромцев М. М. Рассказ очевидца о графе Грабянке // Русский вестник, 1869. Т. 30, № 11. С. 19–21
- Ю. Е. Кондаков. Архимандрит Фотий (1792-1838) и его время. Изд. Российской национальной библиотеки, 2000. С. 67.
- Минаков А. Ю. Русский консерватизм в первой четверти XIX века. Изд-во Воронежского государственного университета, 2011. С. 351.