Городская усадьба Кузнецовых

Городска́я уса́дьба За́рина — Долгору́кова — Кузнецо́вой — усадебный комплекс, принадлежавший фарфорозаводчику Матвею Кузнецову[1].

здание
Городская усадьба Зарина — Долгорукова — Кузнецовой

Левый флигель усадьбы Кузнецовых, 2009 год
55°46′52″ с. ш. 37°37′59″ в. д.
Страна  Россия
Город Москва, проспект Мира, дом 41, строение 1
Архитектурный стиль Модерн
Архитектор Фёдор Шехтель, Иван Кузнецов, Василий Иванов, скульптор Сергей Конёнков
Строительство 1792—1795 года, реконструкция: 1875—1901 года
Известные обитатели Надежда Кузнецова, Матвей Кузнецов
Статус  Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 771410351100005 (ЕГРОКН). Объект № 7734398000 (БД Викигида)
 Медиафайлы на Викискладе

Имение было построено в конце XVIII века и полностью перестроено в 1875—1901 годах. Изначально усадьба включала главный корпус и по два флигеля с каждой стороны. Архитектор Фёдор Шехтель объединил два левых корпуса в самостоятельную усадьбу, а после расширения участка в 1891-м в его правой части возвёл отдельный особняк Надежды Кузнецовой. Во время строительства вестибюля метро «Ботанический сад» в 1959-м главный корпус имения снесли, разделив участок на два несвязанных владения. В настоящее время левый и правый флигели — самостоятельные здания[1]. Левый на проспекте Мира, дом 41 известен как усадьба Кузнецовых. С 1988 года его арендует Московский фонд культуры, по состоянию на 2016-й в доме также действовали антикафе и Клуб друзей усадьбы[2][3][4].

История

Предыстория участка

В конце XVIII века на 1-й Мещанской улице близ храма Филиппа Митрополита находилось обширное владение премьер-майора Сергея Алексеевича Козловского с деревянной усадьбой и просторным садом. В 1792—1795 годах территорию выкупил ротмистр Елизар Анисимович Зарин, который по проекту Московской Управой благочиния возвёл вдоль красной линии улицы каменные флигеля. Предположительно, в строительстве принимал участие архитектор Никола Легран[5]. По бокам от главного трёхэтажного корпуса симметрично разместили более низкие постройки, за ними простирался обширный сад с прудом и хозяйственными службами. В 1808-м имение выкупил Никита Сергеевич Долгоруков. Через четыре года усадьба пострадала от московского пожара. В 1836 году для Комиссии о строении Москвы был составлен план участка и первый подробный чертёж фасадов. На тот момент главное строение украшал массивный портик с четырьмя колоннами, его венчали балкон второго этажа и фронтон. Боковые флигеля с высокими цоколями декорировали трёхосными ордерными композициями и фронтонами с полукруглыми окнами[6][7].

Строительство и использование

Особняк Надежды Кузнецовой, возведённый в правой части имения Фёдором Шехтелем, 1896 год

К середине XIX века дом перешёл в собственность купчихи Марии Николаевны Мурашевой, а затем — статскому советнику Константину Васильевичу Паженкопфу. 24 сентября 1874 года владение приобрело семейство фарфорозаводчиков Кузнецовых. Официально участок принадлежал жене промышленника Надежде Викуловне Кузнецовой, которая летом 1875-го подала прошение о проведении строительных работ на участке. План реконструкции предусматривал объединение разноэтажных флигелей, располагавшихся слева от главного дома. При этом с улицы реконструированный объём имел один этаж, а со стороны двора — два. Архитектором проекта выступал Фёдор Шехтель, он акцентировал парадный фасад асимметричным эркером с четырёхчастным окном и небольшим аттиком на кровле. По бокам от здания расположились подъезды, оформленные арками с колоннами. В новом доме провели водопровод, обустроили прачечную и отопление, установили керосиновый двигатель и динамо-машину для электрификации участка[8][6]. По другим данным, в работах принимал участие архитектор Владимир Гамбурцев[5].

Во время строительства Шехтель также модернизировал главный корпус усадьбы. Он оформил в русском стиле парадную столовую, подаренную Матвеем Кузнецовым супруге в честь серебряной свадьбы. Помещение располагалось на втором этаже и выходило на открытую террасу со спуском в сад. Основным украшением комнаты стали керамические панно на стенах и потолке, часы и вазы, выполненные по рисункам Александра Каминского. В торце зала находилась пятиметровая изразцовая печь, увенчанная скульптурой павлина. Все керамические детали интерьеров изготовили мастера с заводов хозяина дома. Фёдор Шехтель поместил столовую Кузнецовых первой в списке своих работ при получении звания академика. В 1888—1891 годах, предположительно также по проекту архитектора, на втором этаже главного корпуса обустроили домовую церковь святого Матфея. Будучи старообрядцами, хозяева долгое время не могли иметь собственных моленных и вынуждены были скрывать помещение до выхода указа «Об укреплении начал веротерпимости»[1][9].

В 1891-м Кузнецовы расширили территорию за счёт соседнего имения и через пять лет в правой части владений Шехтель возвёл отдельное стоящее здание — особняк Надежды Кузнецовой, который позднее выделился в самостоятельное владение[6][10].

После объединения флигелей в левой части имения их неоднократно реконструировали. Так, в 1893 году по проекту Шехтеля архитектор Иван Кузнецов расширил строение боковыми пристройками. Через пять лет Роман Мельцер дополнил одноэтажную часть дома верхним ярусом. В этот период строение приобрело пышный псеводобарочный декор. Правый ризалит акцентировали пятигранным эркером, поддерживаемый двумя атлантами, над ним разместили нишу с вазой. Скульптурные композиции были выполнены по проекту Сергея Коненкова[7][11][12]. По другим данным, атланты появились во время перестройки дома Шехтелем, а надстройка дома произошла в 1901-м под руководством архитектора Василия Иванова, установившего помимо этого ограду на каменных столбах[4][13][14].

XX век

В 1914 году одновременно с проведением канализации на 1-й Мещанской улице план усадебного комплекса задокументировали на инженерных чертежах. Из них известно расположение и время создания потайной моленной и столовой в главном корпусе[1].

После Октябрьской революции владения Кузнецовых на 1-й Мещанской улице национализировали. В апреле 1918 года отряд вооружённых людей, называвших себя «независимыми анархистами», занял имение. Для их разгона были вызваны Летучий московский отряд и Финляндская красно-советская рота. Позднее в строениях расположились различные учреждения, а бытовые вещи Кузнецовых раздали всем желающим[9][4]. Позднее этот дом занимали хозяйственный комитет и совет главного артиллерийского управления Красной армии[7][15]. Ценности, оставшиеся от прежних владельцев, предали ВЧК, а в 1922-м церковную утварь изъяли «в пользу голодающих». Через два года молельню в главной усадьбе закрыли, а её помещения перестроили под квартиры[10].

При строительстве вестибюля станции метро «Ботанический сад» в 1959 году старейшую центральную часть бывшей усадьбы Кузнецовых снесли, разделив левый флигель и особняк Надежды Кузнецовой на самостоятельные владения[16][17]. В середине 70-х годов XX века троллейбус, проезжавший по проспекту Мира, сошёл с рельсов и врезался в левую часть усадьбы. При столкновении осыпался низ одного из атлантов, поддерживающих балкон, для симметрии эту деталь демонтировали и у второго, заштукатурив повреждения[18]. Во время подготовки к московской олимпиаде 1980 года дом планировали демонтировать, чтобы открыть вид на олимпийские объекты с проспекта. От этой задумки отказались, и архитектурный памятник уцелел[15].

Современность

Оформление наличников левого флигеля особняка Кузнецовых, 2011 год

В 1988 году обветшалое строение по адресу проспект Мира, дом 41 арендовал Московский фонд культуры. В 90-х годах в строении также располагался банк. В этот период для нужд организации его реконструировали за счёт частных инвесторов: на первом этаже восстановили комнату с кессонным потолком и эркером, на втором — помещение в правой части здания с деревянным карнизом и эркером[13]. Тем не менее замдиректора департамента культурного наследия Москвы Леонид Кондрашев так прокомментировал качество этих работы:

В 1990-е годы это здание было изуродовано реставрацией, уничтожена лепнина, перекроены потолки, переделаны перекрытия. Здание XVIII века стало напоминать обычные офисы. Доступ в него был закрыт[2].

С 2006 года в бывшем левом флигеле проводятся систематические экскурсии и действует музейная комната купеческого быта, где представлены фотодокументы семейства Кузнецовых. На стене усадьбы установили мемориальную доску, увековечившую архитекторов здания и первых владельцев[5][19][20]. В 2013-м проходила реставрация фасадов, во время которой восстановили изначальную расцветку строения и отремонтировали скульптуры атлантов. Через два года были воссозданы интерьеры XIX века и расчищена лепнина[21] с. По состоянию на 2016-й в стенах дома действовало антикафе и клуб друзей усадьбы Кузнецовых[2].

Архитектурные особенности

Проект Фёдора Шехтеля, создавшего первоначальный облик левого корпуса усадьбы, отличался характерными чертами модерна: многофасадностью и асимметрией[15]. Эркер первого этажа располагается в углублённой части парадного фасада и сдвинут относительно центра здания. Декор формируют контрналичники с лепными сандриками, маскароны, фигурные кронштейны и филёнки[13].

На нижнем этаже дома находились четыре комнаты по сторонам от коридора. Первую из них украшал массивный дубовый камин и деревянные панели, вторую — мраморный камин, её стены были декорированы тонированной лепниной. Богатый рельефный узор также украшал гостиную на втором этаже, внешняя стена которой оформлена пятигранным эркером, а потолки — деревянным карнизом[13]. Во время реставрации 2016 года исследователи открыли позолоченную поталь, которую восстановили и законсервировали для проведения дальнейших работ[2].

Примечания

  1. Сергеенко, 2017, с. 257—258, 273—274.
  2. Светлана Баева. Антикафе в исторических интерьерах. Московская перспектива (23 ноября 2016). Дата обращения: 24 июля 2018.
  3. Павленко, 1999, с. 149—151.
  4. Агеева, 2004, с. 485–501.
  5. Департамент культурного наследия города Москвы. Дни исторического и культурного наследия 18 мая 2011 г.. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (27 апреля 2011). Дата обращения: 9 августа 2018.
  6. Павленко, 1999, с. 149—150.
  7. После обновления усадебный дом Кузнецовых стал доступен для посещения. Издательский дом 41 (26 ноября 2016). Дата обращения: 24 июля 2018.
  8. Мусорина, 2011.
  9. Белякова, 2011.
  10. Сергеенко, 2017, с. 254—256.
  11. Материальные и духовные основы управления Матвея Кузнецова. Международный институт менеджмента объединений предпринимателей (19 октября 2017). Дата обращения: 24 июля 2018.
  12. Департамент культурного наследия представит отреставрированную усадьбу. Мещанская слобода (17 ноября 2016). Дата обращения: 24 июля 2018.
  13. Павленко, 1999, с. 151.
  14. Соколова, 2014.
  15. Соколова, 2014.
  16. Сергеенко, 2017, с. 257.
  17. Денис Есаков, Мария Серова. Инженерный корпус Московского метрополитена. Архи.ру. (20 июля 2016). Дата обращения: 24 июля 2018.
  18. История усадьбы Кузнецовых в столице. Городской информационный канал m24.ru (1 сентября 2017). Дата обращения: 24 июля 2018.
  19. Горшкова Е. Л. Московский общественный фонд культуры и Кузнецов М. С. // Альманах «Гуслицы». — 2008.
  20. Мемориальная доска создателю «кузнецовского фарфора». Россия – Культура (9 мая 2006). Дата обращения: 1 августа 2018.
  21. В Москве подвели первые итоги реставрации усадьбы на проспекте Мира — фото. ИА REGNUM (18 ноября 2016). Дата обращения: 24 июля 2018.

Литература

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.