Кузнецов, Матвей Сидорович

Матве́й Си́дорович Кузнецо́в (2 [14] августа 1846, Дулёво — 9 [22] февраля 1911, Москва) — российский промышленник и предприниматель конца XIX — начала XX веков, владелец «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова»[1], коммерции советник.

Матвей Сидорович Кузнецов
Дата рождения 2 (14) августа 1846(1846-08-14)
Место рождения Дулёво
Дата смерти 9 (22) февраля 1911(1911-02-22) (64 года)
Место смерти
Страна
Род деятельности предприниматель
Отец Кузнецов, Сидор Терентьевич
Супруга Надежда Вуколовна Митюшина
Дети Михаил Матвеевич Кузнецов
Награды и премии
 Медиафайлы на Викискладе

Биография и производственная деятельность

Предыстория

В этом московском доме Матвей Сидорович с семьёй жил в 1874—1911 годах (ныне проспект Мира, № 41)
Мемориальная доска на здании городской усадьбы Кузнецовых. проспект Мира, № 41

Родиной семьи Кузнецовых была Гжель, где развитие керамического дела с XVIII в. становится определяющим. Основателем крупнейшей в России фарфоровой династии был Яков Васильевич Кузнецов (1761—1816/1823), старообрядец, выходец из государственных крестьян Гжельской волости, занимавшийся гончарным делом и торговавший лесом. Он и открывает первый кузнецовский заводик по производству керамики. Предприятие расширялось, Яков Васильевич привлекает к делу своих сыновей: Терентия (1781—1848) и Анисима (1786 — после 1850). К 1812 г. завод работал на полную мощность. В 1832 г. во Владимирской губернии в пустоши Дулево был пущен второй завод. В 1840—1850 гг. Терентий Яковлевич выкупает завод, ранее принадлежавший А. Т. Сафронову, в деревне Коротково. Примерно тогда же Кузнецовы строят в Лифляндии вблизи Риги новый завод. В 1853 г. произошел раздел имущества между наследниками Терентия Яковлевича и Анисима Яковлевича: сыновья Терентия Яковлевича, Сидор и Емельян взяли заводы в Дулёво и Риге[2]. Бизнес у сыновей Анисима, Николая и Адриана, развивался не так успешно, как у предприимчивого Сидора Кузнецова (1806—1864), сумевшего развить дело своих отца и деда.

Ранние годы

В семье талантливого предпринимателя Сидора Терентьевича Кузнецова в 1846 г. и родился сын Матвей — будущий «фарфорофаянсовый король» России. Своего единственного сына Сидор Терентьевич основательно готовил к продолжению фамильного дела. Мальчика отправили учиться в коммерческое училище в Ригу в 1861 г. Одновременно Матвей Сидорович проходил производственную практику на Рижском заводе, набирался опыта, учился искусству управления.

Могила М. С. Кузнецова на Рогожском кладбище Москвы (семейная усыпальница утрачена)

После смерти отца в 1864 г. он вступил в управление делами, но под попечительством трёх зятьев (мужей его двух старших и одной младшей сестер) — М. В. Анисимова, А. Я. Щепетильникова и С. В. Балашова — до своего совершеннолетия, которого он достиг в 1867 году[1].

Создание фарфоровой империи

В 1882 году Кузнецов принял участие во Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве. Будучи представленным Александру III, он поднёс императрице Марии Федоровне понравившийся ей фарфоровый чайный сервиз. Вскоре, в 1883 году, последовало награждение его орденом Св. Станислава 3-й степени. Строительство на рижской фабрике часовни, названной в память 25-летия царствования императора Александра II принесло ему в декабре 1887 года орден Св. Анны 3-й степени.

С 1902 года М. С. Кузнецов — «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

Товарищество М. С. Кузнецова владело торговым домом в Москве на Мясницкой улице, 8, построенным в 1898—1903 годах по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля. На заводах Кузнецова трудились 1300 постоянных и 4000 временных рабочих. Склады «Товарищества» находились в десяти крупнейших городах России. Продукция «фарфоровой империи Кузнецовых» отличалась высоким качеством и была отмечена Большими золотыми медалями на выставках в Париже (1900) и Ташкенте (1890), дипломами Гран-при на выставках в Париже (1900)[уточнить] и Реймсе (1903), медалями разных достоинств в последующие годы. Фарфоровые и фаянсовые изделия фирмы пользовались большим спросом в Турции, Персии, Болгарии, Японии, Америке, Австрии, Индии и других странах.

В старообрядческих Гуслицах, в приходах других церквей российских городов[3]особым спросом пользовались фаянсово-эмалевые иконостасы, главки, кресты, подсвечники, киоты, рамки к иконам, изготовленные на заводах Кузнецовых.

За качеством работ Кузнецовы пристально следили. Особенно внимательно относились к качеству сырья, на которое (при постоянной экономии) не жалели денег. Прежде чем закупить очередную партию материала, всегда ожидали результата проб. Николай Матвеевич Кузнецов рекомендовал в 1904 году заменить глину марки «57» на «А»: «Последняя, хоть и дороже на 7 копеек (за пуд), но белее»[3]. Кузнецовский товар был ориентирован на потребителей самого разного достатка с учетом их вкусов и пристрастий. За качество продукции был достаточно строгим спрос с рабочих и, как правило, выливался в форму денежного наказания (штрафа).

В сфере управления Матвей Сидорович Кузнецов использовал примечательный метод: подструктурные директора на Кузнецовских заводах менялись каждые два года по старшинству вступления в должность[4]. Кузнецовы стремились к объединению всех «керамистов» России, стали организаторами в 1906 году съезда фарфоровых и фаянсовых фабрикантов. Всем своим конкурентам — П. и Ф. Барминым, А. Я. Храпунову, родственнику И. Е. Кузнецову, М. М. Куринову, М. В. Дунашову, Н. В. Жадину, Е. М. Попихину — Товарищество М. С. Кузнецова рассылает приглашения. На самом съезде «керамисты» принимают определенные отраслевые решения, в том числе и по созданию Союза фарфористов и объединению его с Союзом стеклопромышленников. Уже в 1909 году М. С. Кузнецов берет на себя координационную работу по объединению этих Союзов[5].

Кузнецовы были активными борцами против иностранной конкуренции. Сам Матвей Сидорович Кузнецов, «фарфорофаянсовый король России», в 1883 году ходатайствовал перед министром финансов об «ограждении» отечественной фарфорофаянсовой промышленности повышением таможенных пошлин на ввоз иностранных товаров[6].

Матвей Сидорович скончался внезапно, от апоплексического удара 8 февраля 1911 г. в Москве. Похоронен на Рогожском кладбище в Москве.

Новаторство

В своей предпринимательской деятельности Кузнецов особое внимание уделял соединению производства и науки. Так, Кузнецовы были в числе организаторов торговой экспедиции в Монголию[7].

Первым из российских фабрикантов Матвей Сидорович начал выпускать небьющуюся посуду в 1910 году, для чего приобрёл автоматы французской фирмы «Фор» для формовки кофейных и чайных чашек с толстыми стенками. Автоматы установили в Дулёво, потом в Гжели.

Так же быстро перенял Кузнецов другую новинку – переводные картинки вместо рисунка на фарфоре. Он наладил производство собственных переводных картинок и наводнил посудой с ними полмира[8].

Благотворительность

Участие в церковных делах

Все без исключения Кузнецовы были членами старообрядческой общины Рогожского кладбища, а Матвей Сидорович — председателем этой общины. Фабриканты Кузнецовы при приеме на работу предпочтение отдавали старообрядцам. В своих фабричных поселках они построили 7 старообрядческих церквей, 4 молитвенных дома, 6 школ, 7 больниц, богадельню, несколько спортивных плацев, бань и многое другое(в честности, была специальная касса «невест» на кузнецовских предприятиях). Однако старообрядец Кузнецов учитывал и интересы своих православных рабочих. В основном на его деньги и на его земле был построен первый деревянный храм Иоанна Богослова в г. Ликино-Дулево Московской обл. (в те времена местечко Дулево Владимирской губ.). Позже опять же на его деньги был выстроен каменный храм.

Социальная помощь

Матвей Сидорович Кузнецов был членом обществ:

  • попечения о раненых и больных воинах (с 1880 г.),
  • Московского Совета детских приютов Ведомства учреждений императрицы Марии (с 1881 г.),
  • Общества спасения на водах,
  • Пятигорского благотворительного общества,
  • Общества «Санаторий» Ессентукской группы Кавказских Минеральных вод.

В 1883 г. он получил Высочайшую благодарность через Комитет общества трудолюбия в Москве «за устройство и содержание бесплатных народных столовых для отпуска обедов беднейшим жителям Москвы».

Образование

М.С. Кузнецов был почётным попечителем Рижской гимназии императора Николая I.

В 1888 г. Кузнецов отмечен Министерством народного просвещения «за пожертвования на пользу народного образования».

Семья и наследие

Женат М. С. Кузнецов был на Надежде Вуколовне (урожд. Митюшина) (1846—1903)[9]. В семье было восемь сыновей и две дочери:

  • Клавдия (1867—1936)
  • Николай (1868— 19 октября 1938) после смерти отца возглавил Товарищество, в 1920 году принял решение переехать в Ригу. Главный директор латвийского акционерного общества «М. С. Кузнецов». Его сын Николай Николаевич (родился 13 июля 1893 года в Москве) в 1920 году был осужден ВЧК на 15 лет лишения свободы, однако после освобождения приехал в Ригу. После смерти отца он заменил его в правлении товарищества[10].
  • Сергей (1869—1945). Учредитель латвийского акционерного общества «М. С. Кузнецов», заведующий цехом Рижской фарфоро-фаянсовой фабрики в 1922—1940 годах.
  • Александр (1870— 11 августа 1937), окончил с отличием Московскую практическую академию коммерческих наук, стал членом Московского отделения Императорского русского технического общества, членом Московского автомобильного общества, пожизненным членом Общества любителей коммерческих знаний.[8] После Великой октябрьской социалистической революции переехал в Ригу и заведовал гончарным заводом. Его дочь Елена (Люся), во втором браке Долгова, до конца своих дней осталась в Риге и работала в живописном цехе (умерла в 1979 году). Её родной брат Ника (Николай Александрович) был арестован в России как «латвийский шпион» вместе с дядей Георгием Матвеевичем за переписку с родственниками. К Николаю Александровичу в ссылку в Тобольск приехала супруга Софья (1895-1971) с пятилетней дочкой Натой от первого брака[11]. В 1925 году они получили разрешение вернуться в Москву, а оттуда выехать в Ригу, где обосновались остальные члены семьи Кузнецовых. По приезде из России Николай Александрович заведовал отделением большого рижского фирменного магазина. В 1941 году был выслан в лагерь в Соликамск, а его жена Софья Александровна с детьми Мариной (1924-2005) и Кириллом (1929) в с. Нарым Томской области. В июле 1943 года Николаю Александровичу разрешили приехать к семье, однако его здоровье было подорвано лагерем, и 1 декабря 1943 года он скончался от паралича сердца и резкого истощения. Падчерица Н. А. Кузнецова, дочь его жены Софьи Александровны от первого брака Наталья вышла замуж за бухгалтера фабрики Афанасия Тримайлова и осталась в Риге, единственная из всей семьи[11]. Софье Александровне с дочерью Мариной и внуком Вадимом (1956) разрешили вернуться в Ригу только в начале 1960-х годов. Её сын Кирилл остался в Москве.
  • Константин (1873—1874), умер в младенчестве.
  • Георгий (1875—1941) с племянником Николаем Александровичем арестовывался в России и высылался в Сибирь, в 1925 году также получил разрешение выехать в Латвию, став коммерческим директором латвийского акционерного общества «М. С. Кузнецов». В 1941 году вместе с племянником Николаем Александровичем и дядей Николаем были высланы из Латвии и попали в лагерь Соликамска. Жена Г. М. Кузнецова Мария Ивановна 13 лет прожила на спецпоселении в Томской области и умерла в ссылке в 1954 году, детей у неё не было.
  • Иван (1874—1898)
  • Павел (1877—1902)
  • Михаил (1880—1938) — директор фабрики шамотных изделий Рижской фарфоро-фаянсовой фабрики. Был женат на Вере Николаевне (урожденная Адзеропуло), проявившей себя как общественный деятель, благотворительница, основательница общества «Детский дом трудолюбия» (скончалась 16 июля 1938 года)[12].
  • Анна (1882—1964)

Воспитывались дети в традиционных православных канонах. Как свойственно купеческому сословию, все дети стали продолжателями семейного дела. Матвей Сидорович научил детей не только делу, предпринимательской смекалке, но и научил их жить в традициях и заповедях предков. Дети и внуки Матвея Сидоровича достойно управляли фирмой вплоть до 1918 г. Кузнецовы были вынуждены уехать в Ригу, так как их дальнейшее пребывание в Москве было небезопасным. В Латвии Товарищество Кузнецова 11 августа 1922 года было преобразовано в акционерное общество «М. С. Кузнецов»[13].

Среди членов семьи, выкупивших в апреле 1940 года земельный участок на ул. Латгалес, 261/263 в Риге, указаны сыновья М.С.Кузнецова Сергей и Георгий, внуки Николай, Матвей, Георг, Николай (1900 года рождения), Елена Александровна Долгова, Мария Туркова (в девичестве Соколова), Елизавета Кузнецова (родилась в марте 1925 года)[7].

После установления в Латвии Советской власти в 1940 г. предприятие Кузнецовых было национализировано и там. В конце 1940 г. директором фабрики назначили Г. Г. Круглова, бывшего кузнецовского химика. Предприятие стало подчиняться тресту силикатного промышленного Наркомата местной промышленности Латвийской ССР[14].

В Великую Отечественную войну во время немецкой оккупации оставшиеся в Риге Кузнецовы уехали из Прибалтики на Запад.

Единственная оставшаяся в живых правнучка Матвея Кузнецова, Татьяна Матвеевна, жила в Риге. Её родители были кузенами: отец Матвей владел всеми секретами рецептов фарфора и глазурей и работал на фабрике в Риге главным химиком, однако с женой Еленой Александровной (Люсей) он развелся, та вышла замуж за работника фабрики Петра Долгова. Матвей Кузнецов и Петр Долгов были арестованы 23 июня 1941 года, получили обвинение в диверсии, а 27 июня расстреляны во дворе Рижской Центральной тюрьмы. Елене Долговой с дочкой Татьяной удалось избежать репрессий. После войны они работали на фабрике рисовальщицами. Елена умерла в 1979 году[8].

Примечания

  1. Фаянсовая пирамида ЖУРНАЛ «ДЕНЬГИ» № 35 (642) от 10.09.2007
  2. Галкина Е., Мусина Р. Кузнецовы. Династия. Семейное дело. М.: Времена года, 2005.С. 19
  3. ЦИАМ, ф. 337, оп. 2, д.84, лл. 18, 41.
  4. Галкина Е., Мусина Р.Кузнецовы. Династия. Семейное дело. М., 2005. С. 39.
  5. См.: Галкина Е., Мусина Р. Кузнецовы. Династия. Семейное дело. М. : Галерея «Времена года», 2005.
  6. ЦИАМ, ф. 143, оп.1, д. 98, л. 128.
  7. Галкина Е., Мусина Р. Кузнецовы. Династия. Семейное дело. М., 2005. — С. 70-71.
  8. Гаспарян, Анжела Вартановна. ФАРФОР: ХРУПКИЙ И ВЕЧНЫЙ // Бизнес-Класс : журнал. — 2009. — Март (№ 3). С. 50—57. ISSN 1691-0362.
  9. Стадников А. В. Список купеческих старообрядческих фамилий Москвы
  10. Правительственный вестник № 258. Судебные объявления (недоступная ссылка). Periodika.lv. Латвийская Национальная библиотека (12 ноября 1938). Дата обращения: 31 августа 2019. Архивировано 3 февраля 2020 года.
  11. Березовская, Алла Густавовна. «Фарфоровая» кровь. журнал Русский мир. Русский мир (октябрь 2008). Дата обращения: 3 сентября 2019.
  12. Сегодня. Умерла В.Н.Кузнецова (недоступная ссылка). periodika.lv. Латвийская Национальная библиотека (19 июля 1938). Дата обращения: 31 августа 2019. Архивировано 3 февраля 2020 года.
  13. Akciju sabiedrības M.S.Kuznecovs, Rīgā, statūti (латыш.), Ekonomists, periodika.lv (1 janvāra 1939).
  14. См.: Констант З. А. Рижский фарфор: История Рижского фарфорового завода. Рига: Зинатне, 1975

Литература

  • Галкина Е., Мусина Р. Кузнецовы. Династия. Семейное дело. М. : Галерея «Времена года», 2005.
  • Смирнов И. П. Дело о несостоятельном должнике М. С. Кузнецове 1876—1881 гг. (эпизод из жизни «фарфорового короля») // Экономическая история: ежегодник. 2003. Т. 2002. С. 155—187.
  • Л. Н. Жукова, О. Г. Жукова. РУССКОЕ КУПЕЧЕСТВО. Гении Дела и творцы истории. М.: Вече, 2017. — 352 с. — (Россия. Моя история). — ISBN 978-5-4444-6215-7.

Ссылки

  • Зимины, Кузнецовы, Смирновы // Алексеев В. Н., Лизунов В. С.. Моя Малая Родина. Край Орехово-Зуевский. Руководство по краеведению. — Орехово-Зуево, 1998. 455 с.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.