Гомельская оборонительная операция

Гомельская оборонительная операция (12-19 августа 1941 года) — боевые действия советского Центрального фронта, которые завершились 19 августа взятием Гомеля немецкими войсками. В советской историографии считается частью Смоленского сражения.

Гомельская оборонительная операция
Основной конфликт: Вторая мировая война
Дата 1219 августа 1941
Место Гомель, СССР
Итог Оперативная победа Германии
Противники

нацистская Германия

СССР

Командующие

М. фон Вейхс

М. Г. Ефремов
В. Н. Гордов
Л. Г. Петровский

    Предшествующие события

    После окончания боёв за Смоленск в конце июля 1941 года группа армий «Центр» перешла на центральном участке фронта к обороне.

    На южном фланге немецкое командование решило провести сначала ограниченную операцию в районе Рославля, затем в районе Рогачёва, затем разгромить советские войска в районе Гомеля, после чего использовать 2-ю армию в действиях против Коростеньской группировки — 5-й армии Юго-Западного фронта.

    Свои подвижные войска (2-ю танковую группу) германское командование предполагало использовать для окружения советского Юго-Западного фронта восточнее Днепра во взаимодействии с 1-й танковой группой группы армий «Юг».

    1 августа началось наступление Армейской группы Гудериана (2 армейских и 1 моторизованный корпуса, всего 2 танковые, 1 моторизованная и 7 пехотных дивизий) в районе Рославля. Уже 3 августа Рославль был захвачен немецкими войсками, советская оперативная группа 28-й армии оказалась в окружении. К 6 августа немецкая операция была завершена.

    8 августа началось новое наступление Армейской группы Гудериана против советской 13-й армии Центрального фронта. К 14 августа советский 45-й стрелковый корпус был разгромлен в районе Кричев, Милославичи. Немецкий 24-й мотокорпус продолжил наступление на юг — на Унечу, Клинцы, Стародуб.

    Для противодействия немецкому наступлению командование Центрального фронта было вынуждено использовать все свои резервы (2 кавдивизии опергруппы Ставки ГК, 3 стрелковые дивизии: 137-ю, 121-ю и 132-ю) и снимало войска с относительно спокойных участков. Так, накануне немецкого наступления на Гомель из 21-й армии были переброшены на другие участки 42-я стрелковая дивизия, 155-я стрелковая дивизия, 50-я танковая дивизия с управлением 25-го мехкорпуса, а также 503 гап, 420 кап и 387 гап РГК.

    Накануне немецкого наступления произошли изменения в советском командовании: комфронта генерал-полковник Ф. И. Кузнецов отозван в Ставку и вскоре получил назначение в Крым. Исполняющим обязанности комфронта стал генерал-лейтенант М. Г. Ефремов, его место командующего 21-й армией занял начштаба генерал-майор В. Н. Гордов.

    Силы сторон

    РККА

    21-я армия Центрального фронта (и. о. генерал-майор В. Н. Гордов)

    • 28-й стрелковый корпус (генерал-майор В. С. Попов)
    • Группа генерал-майора П. П. Корзуна (219-я мотодивизия и 12-й мотоциклетный полк)
    • 67-й стрелковый корпус (генерал-майор К. Н. Галицкий, затем комбриг Н. А. Гусевский)
      • 187-я стрелковая дивизия (полковник И. И. Иванов)
      • 117-я стрелковая дивизия (полковник М. Ф. Старостин, после 15.08 подполковник Н. С. Данилов)
      • 151-я стрелковая дивизия (генерал-майор В. И. Неретин?)
      • 102-я стрелковая дивизия (полковник С. С. Чернюгов)
      • 48-й дегазационный батальон
      • 435 и 645 кап, 15 минбат
    • 63-й стрелковый корпус (генерал-лейтенант Л. Г. Петровский)
      • 61-я стрелковая дивизия (генерал-майор Н. А. Прищепа)
      • 154-я стрелковая дивизия (генерал-майор Я. С. Фоканов)
      • 167-я стрелковая дивизия (генерал-майор В. С. Раковский)
      • 110-й стрелковый полк
      • 546 кап, 5 и 6 минбат
    • 55-я танковая дивизия (полковник В. М. Баданов, без матчасти)
    • 696 ап ПТО, 637 кап, 1/318 гап БМ РГК, 76, 130, 158, 280 и 311 озад
    • 79-й батальон противохимической обороны

    Вермахт

    2-я армия группы армий «Центр» (генерал-полковник М. фон Вейхс)[1]

    • 13-й армейский корпус
      • 131-я пехотная дивизия
      • 34-я пехотная дивизия
      • 258-я пехотная дивизия
    • 12-й армейский корпус
      • 31-я пехотная дивизия
      • 112-я пехотная дивизия
      • 17-я пехотная дивизия
    • 167-я пехотная дивизия
    • 1-я кавалерийская дивизия
    • 53-й армейский корпус
      • 255-я пехотная дивизия
      • 267-я пехотная дивизия
      • 52-я пехотная дивизия
    • 43-й армейский корпус
      • 134-я пехотная дивизия
      • 260-я пехотная дивизия

    Ход боевых действий

    Начало немецкого наступления

    12 августа на гомельском направлении наступать начала немецкая 2-я армия. 12-й и 13-й армейские корпуса (7 пехотных дивизий) и 1-я кавдивизия ударили в междуречье рек Днепр и Сож. В результате фронт советского 67-го СК оказался разорван.

    Одновременно немецкий 43-й армейский корпус (2 пехотные дивизии), наступавший в районе Стрешина, отбросил советские войска за Днепр.

    Советский контрудар 13 августа в районе Ректа, нанесенный силами 67-го корпуса и 167-й СК, переброшенной в его полосу, закончился неудачей. Командира 67-го корпуса генерал-майора К. Н. Галицкого тяжело ранило, его эвакуировали. Управление войсками нарушилось.

    Продвигаясь на юг, немецкие войска заняли Довск, к вечеру 13.08 — Меркуловичи и продолжил наступление на Чечерск, который захватил к 8 утра 14.08. Штаб советской 21-й армии оказался под ударом, управление войсками окончательно расстроилось.

    Две дивизии советского 67-го корпуса (187-я и 117-я дивизии) и 219-я мотодивизия отбросили за р. Сож. Направление на Гомель оказалось открыто.

    Немцы готовились замыкать котел у Жлобина. ГА Центр сделала такой доклад об обстановке на фронте 15 августа:

    Вскоре где-то севернее Гомеля предстоит соединение наступающих групп — северной (12-й и 13-й армейские корпуса) и западной (43-й армейский корпус). Можно рассчитывать на захват большого количества пленных и трофеев.

    15 августа все войска на Гомельском направлении подчинены комбригу Н. А. Гусевскому. Разрозненные части 67-го корпуса приводили в порядок — они тормозили продвижение немецких войск.

    Котел восточнее Жлобина

    В результате немецкого наступления с севера и запада к 15 августа восточнее Жлобина сформировался котел. Решение советского командования отвести 63-й корпус, принятое вечером 14 августа, запоздало.

    Окруженными оказались 5 советских стрелковых дивизий: 61 и 154 СД 63-го корпуса, 102, 151 и 167 СД 67-го корпуса. Их блокировали немецкие пехотные дивизии 43-го, 53-го и 12-го армейских корпусов.

    Относительно организованно вырвалась из окружения 154-я СД во главе с генерал-майором С. Я. Фокановым. При этом окруженцы разгромили штаб противника в районе Губичей.

    17 августа при прорыве 63-го СК из окружения в районе Скепня (20 км восточнее Жлобина) погибли в бою комкор генерал-лейтенант Леонид Петровский и начальник артиллерии корпуса генерал-майор А. Ф. Казаков. А начштаба 63-го СК полковник А. Л. Фейгин 18 августа попал в плен.

    Командира 61-й СД генерал-майора Н. А. Прищепу убили в бою 18 августа. В плен попал начштаба 102-й стрелковой дивизии комбриг И. Г. Бессонов.

    Взятие Гомеля

    17 августа начались бои на ближних подступах к Гомелю. Начальником Гомельского боевого участка назначен генерал-майор П. П. Корзун.

    В этот же день 1-я кавдивизия форсировала р. Сож в районе Ветка, обходя Гомель с востока. В районе Ветки и Добруша на несколько дней завязались бои, которые отвлекли советские войска от обороны Гомеля. В районе Добруша руководили войсками командарм-21 генерал-майор В. Н. Гордов и генерал-майор П. П. Корзун (получил ранение).

    Полковник Ангарский в отчете о действиях армий Центрального фронта говорит:

    Командующий фронтом, оказавшийся без резервов, пытался прикрыть Гомельское направление мелкими отрядами из бегущих красноармейцев 67 СК. Мероприятие это малореальное. Отряды, сформированные наспех без артиллерии и миномётов, не могли задержать наступление противника.
    В этот период командующий 21 А потерял управление войсками и не имел чёткого плана действий. Приказы, отдаваемые штабом армии, не соответствовали обстановке, и войска действовали самостоятельно.
    Штаб фронта управлял армией путём коротких распоряжений, вытекающих из необходимости срочно реагировать на изменения, произошедшие участках фронта. Твёрдого плана с указанием конкретных задач войскам штаб фронт не разработал.

    Только 18 августа в район боев начали прибывать первые эшелоны резервов, переданных Ставкой Центральному фронту (266-я, затем 277-я СД).

    19 августа к Гомелю подошли три немецкие пехотные дивизии: 17-я, 131-я и 267-я. Одновременно противник захватил переправу через р. Сож южнее Гомеля в р-не Новобелица (В настоящее время Ново-Белицкий район Гомеля)

    В советском докладе о действиях Центрального фронта говорилось:

    С наступлением темноты противник открыл артиллерийский огонь по городу. Его пехота по-прежнему находилась в 2-3 км от передовой линии наших войск. Наши части сильно перемешались в темноте. И опасаясь угрозы выхода противника на переправы, ночью оставили Гомель по приказу Военного Совета фронта. В полночь эвакуация города закончилась, саперы под руководством генерал-майора Баранова взорвали мосты через Сож.

    Вечернее донесение немецкой ГА Центр 15 августа включало такой доклад:

    Наши войска ворвались в Гомель. В районе Овруча, перед фронтом 1-й кавалерийской, 167, 34 и 258-й пехотных дивизий, противник отходит в юго-восточном и южном направлениях. Войска 24-го моторизованного корпуса частично перерезали пути отхода противника. Главные силы противника отходят на юг.

    21 августа немецкая 1-я кавдивизия заняла Добруш на восточном берегу р. Сож.

    22 августа советская 3-я армия оставила Мозырь — последний областной центр Белорусской ССР.

    Итоги сражения

    Немецкое командование сообщило о захвате в районе Жлобина, Рогачёва и Гомеля 78 тысяч пленных, 144 танков и более 700 орудий.

    21 августа Гитлер выпустил директиву, которую назвали «решающей для Восточной кампании». Он перенаправил усилия вермахта с московского направления на юг. И приказал танкам ТГ-2 и пехоте ПА-2 наступать на юг, чтобы выйти в тыл советского Ю-З фронта:

    Важнейшей задачей до наступления зимы является не захват Москвы, а захват Крыма, промышленных и угольных районов на реке Донец и блокирование путей подвоза русскими нефти с Кавказа.

    В результате выхода наших войск на линию Гомель-Почеп сложилась на редкость благоприятная оперативная обстановка. Её должно незамедлительно использовать — и провести операцию смежными флангами ГА Юг и Центр по сходящимся направлениям. Цель операции — не только вытеснить за Днепр 5-ю русскую армию наступлением 6-й армии, но и полностью уничтожить противника, прежде чем его войска отойдут на рубеж Десна, Конотоп, Сула. Так войска ГА Юг выйдут в район восточнее среднего Днепра и левым флангом совместно с войсками, действующими в центре, будут наступать на Ростов, Харьков.

    Ф. Гальдер. «Военный дневник. Ежедневные записи начальника Генерального штаба Сухопутных войск 1939—1942 гг» — М.: Воениздат, 1968-71.

    19 августа, в день оставления Гомеля, Ставка отвела за Днепр левое крыло Центрального фронта (3-й армии) и правое крыло Ю-З фронта (5-й армии и 27-го СК). 26 августа упразднен Центральный фронт. Его 21-ю и 3-ю армии включили в Брянский фронт. Негативно решения советского командования оценивал в воспоминаниях Алексей Владимирский:

    Отвод правого крыла Ю-З фронта за Днепр не устранял угрозу обхода его противником с севера. Важное значение Днепра для нас было уже частично утрачено. Войска ГА Центр ещё в июле преодолели этот рубеж в его верхнем течении и продвинулись восточнее его на ельнинском и рославльском направлениях до 200 км и вышли к реке Десна. Только незамедлительный отвод войск 5-й армии и 27-го СК на Десну или ещё далее — на реку Сула устранил бы угрозу их охвата с севера.

    Расформировали Центральный и сформировали Брянский фронт, вливали 3-ю армию в 21-ю армию и провели ряд других организационных мероприятий, повлекших перемещение значительного числа руководящих лиц фронтов и армий, — в тот период, когда требовалось сосредоточить максимум усилий и ударить по врагу, приступившему к осуществлению опасного флангового манёвра.

    А. В. Владимирский. «На киевском направлении. По опыту ведения боевых действий войсками 5-й армии Ю-З фронта в июне-сентябре 1941 г.» — М.: Воениздат, 1989.

    Последствия

    Расформирование Центрального фронта и передача его армий Брянскому фронту, как вспоминал после войны А. И. Еременко (на тот момент — командующий войсками Брянского фронта), оказалось ошибкой.

    Последующее развитие событий показало, что с расформированием этого фронта поспешили. Его, по-видимому, нужно было укреплять, а не расформировывать…"

    А. И. Еременко. В начале войны. — М.: Наука, 1965.

    Одним из последствий поражения Центрального фронта стало окружение и разгром советского Юго-Западного фронта на Украине.

    Примечания

    1. Не указан 35-й корпус, наступавший в Полесье вдоль р. Припять.

    Источники

    This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.