Годунов, Дмитрий Иванович

Дмитрий Иванович Годунов († 1606) — русский государственный и военный деятель, постельничий, окольничий, боярин и конюший во времена правления Ивана IV Грозного, Фёдора Ивановича и Бориса и Фёдора Годуновых. Дядя царя Бориса Годунова.

Дмитрий Иванович Годунов

Дмитрий Годунов в толпе бояр на патриаршем богослужении (миниатюра Годуновской псалтыри, 1594)
Дата рождения XVI век
Дата смерти 1606(1606)
Страна
Род деятельности постельничий, окольничий, боярин и конюший
Отец Иван Григорьевич Годунов
Супруга

1) Агриппина (Александра)

2) Матрёна (или Стефанида Андреевна)
Дети Иван, Владимир
 Медиафайлы на Викискладе

Происхождение

Младший сын Ивана Григорьевича из рода Годуновых. По данным «Бархатной книги» — двоюродный брат Бориса Годунова — младший из трёх сыновей костромского дворянина и воеводы Ивана Ивановича Годунова-Чермного, старшего брата отца Бориса Годунова. Очевидно Бархатная книга путает двух Годуновых с именем Дмитрий Иванович — дядю Бориса Фёдоровича и его двоюродного брата. Боярином был именно дядя.

Биография

Вначале служил при дворе удельного князя Юрия Васильевича Углицкого (младшего брата царя Ивана Грозного), но после его смерти († 1563) перешел на царскую службу.

Назначен постельничим царя Ивана Грозного (1567). Его выдвижение связывается с включением в опричнину Костромского уезда — родового гнезда Годуновых (начало 1567). Должность постельничего позволяла ему быть все время рядом с царем. Взял к себе на службу в Постельный приказ на должность стряпчего своего 15-летнего племянника Бориса Фёдоровича Годунова. Затем он устроил свадьбу 18-летнего Бориса с дочерью Малюты СкуратоваМарией.

Присутствовал на третьей свадьбе царя Ивана Грозного с Марфой Васильевной Собакиной — родственницей Малюты Скуратова, жена Бориса — Мария Скуратова-Бельская, сваха со стороны царицы, а дружками царя — сам Малюта и его зять Борис Годунов (октябрь 1571). Упоминается в разрядных книгах (1572). Пожалован в окольничие (1574).

Местничал с главой дворовой думы В.И. Умный-Колычёвым, который находился в полуопале и вскоре был казнён (1575)[1].

Пожалован боярством (1577). Вместе с Борисом Годуновым находился при царевиче Фёдоре Ивановиче в Новгороде (1577). На 7-ой свадьбе царя Ивана Грозного с Марией Фёдоровной Нагой «сидел за столом и звал государя на место» (1580). Обедал у царя (30 июля 1581). В день приёма литовских послов сидел "в кривой лавке" (февраль 1585). Наместник в Великом Новгороде (1586).

После вступления на царский престол своего племянника Бориса Годунова, назначен конюшим — то есть стал главой Конюшенного приказа (1598). Во время венчания на царство Бориса Годунова, держал скипетр. В том же году, во время похода царя Бориса на Серпухов против крымского хана Газы Герая, дворецкий и боярин Дмитрий Иванович оставлен в Москве вместе с царевичем Фёдором Борисовичем и царским семейством. Находился во дворце во время приёма шведского королевича Густава (19 августа 1599).

После смерти Бориса Годунова (1605), свержения его сына Фёдора Борисовича и вступления на царский престол Лжедмитрия I — Дмитрий Иванович попал в опалу и отправлен в ссылку, где и скончался († 1606), приняв перед смертию иночество с именем Дионисий. Похоронен в Ипатьевском монастыре в Костроме.

Памятен многими пожертвованиями в Кирилло-Белозёрский, Чудовской и преимущественно в Ипатьевский монастыри, которые он одаривал деньгами, драгоценной церковной утварью и поместьями.

Семья

Женат дважды:

  1. Матрёна — о её сосуществовании упоминается в предисловии к псалтырю, писанным (1594) и пожертвованный Дмитрием Ивановичем в Кирилло-Белозёрский монастырь "за своё здравие и за жену свою Матрёну".
  2. Агриппина, в иночестве Александра, упоминается в свадебном чине 7-й свадьбы царя Ивана Грозного, где она сидела за столом (1580). Вдова боярина Дмитрия Ивановича Годунова, старица Новодевичьего монастыря Александра (в миру Стефанида) била челом (1621) царю Михаилу Фёдоровичу о купленной и выменянной (1595) вотчины мужа село Богоявленское (Медведицкое) с деревнями и пустошами в Кашинском уезде купленное у Якова Плещеева, Ивана Блохина и Онуфрия Окорокова и село Пухлимское с деревнями и пустошами в Кашинском уезде, выменянные у Яминского монастыря, на свои вотчины: село Турыгино в Бежецком Верхе Тверского уезда и село Даниловское с деревнями в Кашинском уезде. Поручителем по делу проходил брат боярина Пётр Годунов. Царь повелел оставить вотчины, а также 752 четверти земли, за вдовою боярина[2].

Дети от 2-го брака:

  • Годунов Иван Дмитриевич — бездетный.
  • Годунов Осан Дмитриевич — упомянут в местническом деле с В.И. Умным-Колычёвым[1], в родословной росписи не показан.

Примечания

  1. Ю.М. Эскин.  Очерки истории местничества в России XVI-XVII веков. Н.ред. А.Б. Каменский. РГАДА. - М. Изд. Квадрига. 2009г. стр. 77; 201. ISBN 978-5-904162-06-1.//Р.Г. Скрыннинков. Борис Годунов. М., 1979 г. стр. 9-12.//А.А. Зимин. В канун грозных потрясений. М., 1986. стр.17.
  2. Сост. А.В. Антонов.  Акты служилых землевладельцев XV – начала XVII века. Т. IV. М., Изд. Древлехранилище. 2008 г. Грамота № 527. стр. 438-439. ISBN 978-5-93646-123-1.

Литература

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.