Гайгер, Мориц
Мориц Гайгер (Франкфурт, 26 июня 1880 – Сил Харбор, США, 9 сентября 1937) был немецким философом, учеником Теодора Липпса и последователем Эдмунда Гуссерля, представителем мюнхенской школы феноменологии. Кроме того, он создавал труды по психологии, эпистемологии и эстетике.
Мориц Гайгер | |
---|---|
нем. Moritz Geiger | |
Дата рождения | 26 июня 1880 |
Место рождения | Франкфурт |
Дата смерти | 9 сентября 1937 (57 лет) |
Место смерти | Сил Харбор, США |
Гражданство | Германия, США |
Род деятельности | Филосов |
Биография
Из еврейской семьи. Племянник философа Лазаря Гейгера и литератора Людвига Гейгера. Изучал юриспруденцию в Мюнхенском университете в 1898. После этого он получил образование по направлению "история литературы" в 1899, а также по философии и филологии в 1900 вместе с Теодором Липпсом. В период с 1901 по 1902 год Гайгер занимался экспериментальной психологией вместе с Вильгельмом Вундтом в Лейпциге.
По возвращении в Мюнхен в 1904, он защищает кандидатскую диссертацию и становится приближённым студентом Т. Липпса вместе с Александером Пфендер, Адольфом Райнах, Теодором Конрад, Алоисом Фишер, Максом Шелер, и Дитрихом фон Гилдебранд.
В 1906 Гайгер на протяжении одного семестра посещал лекции Эдмунда Гуссерля в Геттингенском университете. В Геттинген из Мюнхена к Гуссерлю начинают прибывать те, кому предстояло стать основными участниками раннего феноменологического движения (представители так называемой «мюнхенско-геттингенской» школы феноменологии) — Адольф Райнах и Йоханес Дауберт (1905), Мориц Гайгер (1906), Теодор Конрад (1907), Дитрих фон Гильдебранд (1908). Так, Мориц Гайгер становится напрямую причастен к Мюнхенской феноменологической школе философов. Взаимоотношения Морица Гайгера и Эдмунда Гуссерля стали важно вехой для всей истории немецкой философии начала XX века. В частности об этом пишет Виталий Куренной в статье «Феноменология Эдмунда Гуссерля»:
«Символической датой рождения феноменологического движения иногда называется также май 1904 года, когда Гуссерль посетил Мюнхен, где встречался с Теодором Липпсом (главой независимо — до появления «Логических исследований» — формировавшейся «мюнхенской феноменологии») и его учениками. Важным результатом этого общения была организация и выход в 1913 году «Ежегодника по философии и феноменологическому исследованию», первый выпуск которого был издан Гуссерлем совместно с Морицом Гайгером, Александром Пфендером, Адольфом Райнахом и Максом Шелером (за время издания (1913–1930 гг.) вышло 11 его выпусков). «Ежегодник» является тем изданием, в котором сосредоточены все основные, «классические» работы немецкой феноменологической философии.»[1]
В 1915 году Гайгер работает преподавателем в Мюнхене. После Первой Мировой войны он занимает должность ординарисуса[кого?] в университете Геттингена (1923). В 1933 досрочно уволен нацистами с профессорской должности в связи с еврейским происхождением. Он эмигрировал в США в 1935 и преподавал в Вассар-Колледж в Нью-Йорке, а также в Стенфордском университете.
Среди известных учеников Гайгера были такие люди, как Клаус Бергер, Ханс-Георг Гаддамер, Вальтер Беньямин и Карл Лёвит.
Философские воззрения
Главной темой исследования Гайгера стала феноменология чувств, теория эстетики и, в частности, эстетических наслаждений. В своих работах он опирался на труды по психологии В. Вундта[2], а также на феноменологию.
Эстетическое наслаждение
Гайгер считал, что эстетическое наслаждение — это «специальный случай» наслаждения, сущность которого выявляется на основе анализа соответствующих феноменов. Сущностные мотивы наслаждения Гайгер связывал со следующими признаками:
- отсутствие мотива
- полнота
- причастность Я
- центрирование вокруг Я
- отдача (Hingabe) во власть объекта наслаждения[3]
Феноменологический метод
Также, Гайгер способствовал развитию специального метода феноменологии «чистой само-данной достоверности» (pure self-given factuality). Герман Зельтнер, ученик Морица Гайгера, писал:
Не ограничиваясь чувственно-визуальным о идеалистичными предрассудками, не базируя реальность на низших, неизвестных сферах. Феноменология ценит каждый данный факт одинаково, не зависимо от того чувственный он или нет. Этот принцип стал утверждением максимальной достоверности [...].[4]
Важной чертой феноменологического метода у большинства представителей мюнхенской феноменологии является указание на его прикладной характер. Мориц Гайгер начинает свою работу о феноменологической эстетике следующими словами:
«Говорить о методе, пропагандировать метод, не имея возможности показать, каким образом этот метод ведет к конкретным результатам, не имея возможности доказать его применением, что это не просто теоретическое хитросплетение – все это равно затруднительно в любой области науки. Методы нуждаются в испытании, методы должны применяться – это работающие вхолостую машины, если у них нет применения». [5]
Направленность на применение метода феноменологии приводила к принципиальной открытости мюнхенцев для новых идей и расширения рамок феноменологии. Например, в «Феноменологической эстетике»[6] Гайгер, стремясь расширить и применить феноменологический метод, отмечает, что эстетика, по сути, интересуется не конкретными предметами (произведениями искусства), но всеобщими структурами и закономерностями эстетических ценностей. При этом она способна усмотреть сущность, например, трагического не только в многообразии подобранных драматических произведений, но и в одном произведении искусства, в одной-единственной работе. Гайгер подчеркивает:
«В этом заключается еще одна особенность феноменологического метода: он достигает своих закономерностей не из некоторого высшего принципа, хотя и не через индуктивное накопление отдельных примеров, но благодаря тому, что он на отдельном примере усматривает всеобщую сущность, всеобщую закономерность».[5]
В прикладных феноменологических анализах представителей феноменологии мюнхенского круга проступают некоторые черты, которые впоследствии будут характерны для исследований сначала феноменологических психиатров, а затем и экзистенциальных психоаналитиков. Среди них важнейшими являются:
- указание на связь единичного с всеобщей сущностью и допущение феноменологического анализа одного-единственного феномена;
- двухуровневая структура феноменологического «знания», включающая исследование философских оснований, сущности науки и ее реалистическое воплощение, ее конкретное предметное поле существования феноменов;
- расширение понятия a priori и др.
Продолжая описывать особенности эстетики, Гайгер отмечает, что философская дисциплина эстетика соотносится с эстетикой как отдельной наукой. Эстетика как отдельная наука предполагает факт эстетической ценности и исследует его принципы, эстетика как философская дисциплина постигает основания первой и эстетические ценностные принципы. Эта двучленная структура будет характерная и для единой традиции экзистенциально-феноменологической психиатрии.[7]
Концепция психологической эмпатии
Гайгер сделал влажный вклад в систематизацию психологических концепций эмпатии. На IV конгрессе экспериментальных психологов в Инсбурке (Австрия) философ выступил с лекцией на тему сущности и значение эмпатии (1910). В этой лекции прозвучали идеи, которые получили свое развитие в более поздних работах философа. Влияние феноменологии Гуссерля заметно прямо в названии: ”О сущности и значении эмпатии". Лекция начиналась с исчерпывающего описания различных концепций эмпатии. Эмпатия контекстуализируется философом относительно своего времени. Благодаря этому формируется полная картина феномена, содержащая все предыдущие попытки определения и осмысления этого понятия. Гайгер начал лекцию с описания происхождения термина в эпоху Романтизма и в конце описал идеи своего учителя Теодора Липпса. Благодаря такому широкому диапазону упомянутых контекстуализаций, Гайгер определил два основных подхода к анализу темы: вертикальный порядок, обусловленный хронологическим развитием, и горизонтальный порядок, соответствующий интуиции эмпатии. Второй порядок напрямую связан с феноменальными фактами “чуждых выразительных движений” и “чуждой личности”, которые через глубоко романтически наполненную трактовку “одушевленности недочеловеческих сущностей” привели его мысль к эстетическим аспектам эмпатии.[8]
Критика идей о психологической эмпатии
Критика Гайгера обращалась прежде всего к пункту о эстетических аспектах эмпатии. Участники конгресса поставили под сомнение тезис о том, что для научного исследования было актуально рассматривать эстетические концепции эмпатии или даже эзотерический аспект “одушевленности недочеловеческих сущностей”. Здесь обнаруживается слабое место аргументации: в изобилии определений и теорий эмпатии Гайгер не дает должной позиции, личного комментария к значению единичного употребления термина.[8]
Примечания
- В. Куренной. Феноменология Эдмунда Гуссерля .
- Hughes Johnston, M. Geiger. Bemerkungen zur Psychologie der Gefuhlselemente und Gefuhlsverbindungen // The Journal of Philosophy, Psychology and Scientific Methods. — 1905-02-16. — Т. 2, вып. 4. — С. 101. — ISSN 0160-9335. — doi:10.2307/2011421.
- Geiger, Moritz. Beiträge zur Phänomenologie des ästhetischen Genusses. — Niemeyer, 1974. — ISBN 3484701161, 9783484701168.
- Manuel Rebuschi, Martine Batt, Gerhard Heinzmann, Franck Lihoreau, Michel Musiol. Interdisciplinary Works in Logic, Epistemology, Psychology and Linguistics: Dialogue, Rationality, and Formalism. — Springer, 2014-06-30. — 371 с. — ISBN 9783319030449.
- Мориц Гайгер. Феноменологическая эстетика. Антология реалистической феноменологии.
- Мориц Гайгер. Феноменологическая эстетика. Антология реалистической феноменологии.
- § 4. Феноменологическая психология, мюнхенская феноменология и Макс Шелер. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ. История, мыслители, проблемы.
- Gödel, Florian (2015), "An introduction to Moritz Geiger’s psychological contribution on empathy." Dialogues in Philosophy, Mental and Neuro Sciences, 8(1):161–8.
- В. Куренной. Феноменология Эдмунда Гуссерля.
- Hughes Johnston, M. Geiger. Bemerkungen zur Psychologie der Gefuhlselemente und Gefuhlsverbindungen. // The Journal of Philosophy, Psychology and Scientific Methods. — 1905-02-16. — Т. 2, вып. 4. — С. 101. — ISSN 0160-9335. — DOI:10.2307/2011421.
- Geiger, Moritz. Beiträge zur Phänomenologie des ästhetischen Genusses. — Niemeyer, 1974. — ISBN 3484701161, 9783484701168.
- Manuel Rebuschi, Martine Batt, Gerhard Heinzmann, Franck Lihoreau, Michel Musiol. Interdisciplinary Works in Logic, Epistemology, Psychology and Linguistics: Dialogue, Rationality, and Formalism. — Springer, 2014-06-30. — 371 с. — ISBN 9783319030449.
- Мориц Гайгер. Феноменологическая эстетика. Антология реалистической феноменологии. // Wikireading URL: https://fil.wikireading.ru/12934
- Мориц Гайгер. Феноменологическая эстетика. Антология реалистической феноменологии. // Wikireading URL: https://fil.wikireading.ru/12934
- Мориц Гайгер. Феноменологическая эстетика. Антология реалистической феноменологии. // Wikireading URL: https://fil.wikireading.ru/12934
- Власова О. В. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ. История, мыслители, проблемы // Wikireading URL: https://fil.wikireading.ru/56171
- Gödel, Florian (2015), "An introduction to Moritz Geiger’s psychological contribution on empathy." Dialogues in Philosophy, Mental and Neuro Sciences, 8(1):161–8.
- Gödel, Florian (2015), "An introduction to Moritz Geiger’s psychological contribution on empathy." Dialogues in Philosophy, Mental and Neuro Sciences, 8(1):161–8..
Литература
- Spiegelberg, Herbert (2013). The Phenomenological Movement: A Historical Introduction. 1. Springer. pp. 206–215. ISBN 978-94-017-5920-5.
- Гайгер / H. В. Мотрошилова // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
- Moritz Geiger. Bibliography // ophen URL: http://ophen.org/pers-100316