Вяткин, Сергей Леонтьевич

Сергей Леонтьевич (Львович) Вяткин (1917—1986) — советский военнослужащий. В Рабоче-крестьянской Красной Армии и Советской Армии служил с мая 1941 по май 1946 года. Участник Великой Отечественной войны. Полный кавалер ордена Славы. Воинское звание — старшина.

Сергей Леонтьевич Вяткин
Дата рождения 1 июня 1917(1917-06-01)
Место рождения д. Захламино, Омский уезд, Акмолинская область, Российская Республика
Дата смерти 19 февраля 1986(1986-02-19) (68 лет)
Место смерти Омск, РСФСР, СССР
Принадлежность  СССР
Род войск артиллерия
Годы службы 1941—1946
Звание
Часть

в годы Великой Отечественной войны:

  • 432-й гаубичный артиллерийский полк
Сражения/войны Великая Отечественная война
Награды и премии

Биография

До войны

Родился 1 июня (19 мая — по старому стилю) 1917 года[1][2][3] в деревне Захламино[4][5] Омского уезда Акмолинской области Российской Республики[6] (ныне в черте Советского административного района города Омска Российской Федерации) в семье рабочего. Русский[1]. Окончил начальную школу[1][7]. Трудовую деятельность начал комбайнёром в колхозе имени 8-го Марта. Затем работал подсобным рабочим в затоне имени Сталина, позднее преобразованном в Омский судоремонтный завод, и матросом в Иртышском речном пароходстве[1][7][3].

В ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии С. Л. Вяткин был призван по частичной мобилизации Кагановичским районным военкоматом Омской области в мае 1941 года[7][8]. На момент начала Великой Отечественной войны проходил подготовку в летнем учебном военном лагере.

На фронтах Великой Отечественной войны

В конце июня 1941 года красноармеец С. Л. Вяткин был зачислен артиллерийским разведчиком в сформированный в Сибирском военном округе 432-й гаубичный артиллерийский полк, который вскоре в составе 178-й стрелковой дивизии убыл на Западный фронт. В действующей армии С. Л. Вяткин с 13 июля 1941 года. В боях с немецко-фашистскими захватчиками с 24 июля. Боевое крещение принял под городом Белым. Сражаясь на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Калининской оборонительной и Калининской наступательной операциях Битвы за Москву, кровопролитных боях Ржевской битвы[9].

Осенью 1942 года 432-й гаубичный артиллерийский полк был переброшен на Брянский фронт, где до лета 1943 года участвовал в оборонительных и наступательных боях под Жиздрой. За два года войны красноармеец Вяткин стал незаменимым для своей 7-й батареи. Когда во время артиллерийского налёта со стороны врага пехотинцы прятались в окопах и блиндажах, Сергей Леонтьевич со своего наблюдательного пункта на переднем крае фиксировал огневые точки врага. Много раз ему приходилось выдвигаться к немецким позициям и производить разведку оборонительной линии противника, проникать в немецкие тылы и уточнять координаты артиллерийских и миномётных батарей немцев. Добываемые разведчиком данные всегда были точны и достоверны, и позволяли артиллеристам наносить сокрушительные удары по врагу[10]. Своё боевое мастерство артиллерийский разведчик Вяткин продемонстрировал в боях за станцию Хотынец и город Карачев во время Орловской операции Курской битвы. Благодаря разведданным, добытым Сергеем Леонтьевичем, гаубицы 7-й батареи уничтожили вражескую миномётную батарею, до пяти пулемётных точек и около 70 солдат и офицеров вермахта[9].

В сентябре 1943 года 18-я гаубичная артиллерийская бригада прорыва РГК, в состав которой входил 432-й гаубичный артиллерийский полк, была выведена в резерв и после доукомплектования переброшена на Белорусский фронт. В январе 1944 года С. Л. Вяткин участвовал в Калинковичско-Мозырской операции, в составе своего подразделения освобождал город Калинковичи. К лету 1944 года получил звание ефрейтора. Особенно отличился в боях под Ковелем во время операции «Багратион».

В боях под Ковелем

5 июля 1944 года войска левого крыла 1-го Белорусского фронта перешли в наступление на ковельском направлении. Полки 18-й гаубичной артиллерийской бригады прорыва РГК огнём орудий и колёсами содействовали продвижению на запад частей 129-го стрелкового корпуса 47-й армии и освобождению города Ковеля. С начала наступления ефрейтор С. Л. Вяткин неотлучно находился в боевых порядках пехоты и своевременно выявлял огневые точки противника, мешавшие продвижению стрелковых подразделений. Так, 7 июля наступающие части Красной Армии встретили ожесточённое сопротивление у деревни Краснодубы к западу от Ковеля. Артиллерийский разведчик Вяткин быстро выявил огневые точки врага и передал точные координаты целей на командный пункт полка. Огнём полковых гаубиц прямым попаданием было уничтожено два станковых пулемёта и ещё одна пулемётная точка была подавлена. Благодаря чёткой работе артиллеристов стрелковые подразделения сломили сопротивление неприятеля, и продвинувшись на несколько километров вперёд, вышли к заранее подготовленной линии обороны немцев на рубеже СмедыньПарыдубы[1][7][11].

Взломать оборонительные порядки немцев советским войсках сходу не удалось. Пока командование 47-й армии подтягивало резервы, ефрейтор С. Л. Вяткин в период с 8 по 17 июля проделал на своём участке большую работу по разведке переднего края немцев. Так, 8 июля ему удалось сорвать контратаку противника в районе деревни Парыдубы. Он своевременно обнаружил место сосредоточения сил противника и дал целеуказание на командный пункт артиллерийского дивизиона. Огнём гаубиц скопление пехоты врага было рассеяно. Его потери в живой силе составили не менее 12 человек. 17 июля, накануне возобновления наступления, Вяткин выдвинулся к переднему краю немцев с целью уточнения их огневых позиций и в ходе разведки обнаружил три пулемётных гнезда, два укреплённых блиндажа и наблюдательный пункт. В ходе артиллерийской подготовки 18 июля все обнаруженные разведчиком цели были уничтожены и подавлены, благодаря чему стрелковые подразделения прорвали оборону немцев с минимальными потерями. Ефрейтор С. Л. Вяткин, участвовавший вместе с пехотинцами в атаке, был ранен осколком снаряда, но не покинул поля боя. После оказания первой медицинской помощи он продолжал находится в первых рядах наступающих, и «каждый его шаг… ознаменовывался мужеством и храбростью». Вместе с передовыми частями пехоты Сергей Леонтьевич форсировал Западный Буг, и корректируя с левого берега огонь батарей своего полка, способствовал закреплению берегового плацдарма[1][7][11]. За образцовое выполнение боевых заданий приказом от 24 августа 1944 года ефрейтор Вяткин был награждён орденом Славы 3-й степени (№ 203984)[2].

Бои на Висле

После выхода к Висле 6-я артиллерийская дивизия прорыва РГК, в состав которой входила 18-я гаубичная артиллерийская бригада РГК, перешла в распоряжение командующего 8-й гвардейской армией. В августе—сентябре 1944 года ефрейтор С. Л. Вяткин участвовал в боях по закреплению плацдарма на левом берегу Вислы в районе Магнушева. После того, как обстановка на Магнушевском плацдарме стабилизировалась, части дивизии были переброшены к северу от Варшавы с тем, чтобы помочь стрелковым частям взломать сильно укреплённую оборону противника в междуречье Вислы и Нарева. 432-й гаубичный артиллерийский полк был придан одной из стрелковых дивизий 47-й армии, действовавшей на рубеже Рембельщизна (Rembelszczyzna)—Михалув-Грабина (Michałów-Grabina). 10 октября 1944 года во время штурма вражеских укреплений артиллерийский разведчик Вяткин находился в боевых порядках пехоты и со своего наблюдательного пункта вёл наблюдение за немецкими позициями. Ему удалось засечь месторасположение артиллерийской и миномётной батарей, а также одной пулемётной точки, которые мешали продвижению стрелковых подразделений. В результате артиллерийского удара полковых гаубиц обнаруженные цели были частично подавлены, частично уничтожены, что позволило советской пехоте вклиниться в оборонительные порядки немцев и овладеть одной из ключевых высот с отметкой 96,6. Противник, не смирившись с потерей выгодных рубежей, яростно контратаковал, но всякий раз получал отпор, поэтому немецкое командование решило перебросить в район высоты крупную танковую группировку. Однако далеко идущие планы врага сорвал ефрейтор Вяткин. Выдвинувшись к переднему краю немцев, он обнаружил место сосредоточения бронетехники противника, и быстро вернувшись на свой наблюдательный пункт, передал координаты цели на батареи полка. В результате огневого налёта скопление вражеских танков было полностью рассеяно. Во время очередного артобстрела со стороны противника Сергей Леонтьевич был контужен, но не покинул поля боя и до наступления темноты продолжал выполнять свои обязанности[1][7][12]. За отличие в бою приказом от 11 ноября 1944 года он был награждён орденом Славы 2-й степени (№ 4225)[2].

Поздней осенью 1944 года 432-й гаубичный артиллерийский полк вернулся на Магнушевский плацдарм и занял позиции во втором эшелоне 94-й гвардейской стрелковой дивизии. В преддверии Варшавско-Познанской операции ефрейтор С. Л. Вяткин проделал большую работу по разведке сильно укреплённой оборонительной линии противника в районе населённого пункта Грабув-над-Пилицей (Grabów nad Pilicą). Старший разведчик Вяткин в период интенсивного артиллерийско-миномётного обстрела со стороны противника трижды выдвигался к переднему краю немцев с целью уточнения огневой системы врага и выявления его оборонительных сооружений. Проявляя личное мужество и мастерство артиллерийского разведчика, Сергей Леонтьевич выявил в полосе наступления дивизии 3 пулемётных гнезда, позиции двух 105-миллиметровых артиллерийских батарей, 2 ДЗОТа и хорошо замаскированное артиллерийское орудие противотанковой обороны. 14 января 1945 года во время двадцатипятиминутной артиллерийской подготовки, возвестившей о начале Висло-Одерской операции, все обнаруженные цели были подавлены и уничтожены. Благодаря этому стрелковые подразделения прорвали немецкую оборону, и форсировав реку Пилицу южнее города Варка, значительно продвинулись на запад[1][7][8]. За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом доблесть и мужество 17 января 1945 года командир полка полковник П. И. Дарчук представил ефрейтора С. Л. Вяткина к ордену Славы 1-й степени[8]. Высокая награда за номером 1308 была присвоена Сергею Леонтьевичу указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года[2].

От Вислы до Эльбы

К началу февраля 1945 года ходе Висло-Одерской операции войска правого крыла 1-го Белорусского фронта вышли к довоенной польско-германской границе в Померании. На этом направлении советским войскам противостояла группа армий «Висла», которая была разгромлена уже в рамках Восточно-Померанской операции. Ефрейтор С. Л. Вяткин принимал участие в прорыве немецкой обороны в районе города Шнайдемюль, громил окружённую в районе Арнсвальде группировку врага. Особенно отличился при взятии города Голлнова в боях 5—7 марта 1945 года. Исследователи этого периода Великой Отечественной войны полковники А. С. Завьялов и Т. Е. Калядин отмечали:

Город Голлнов расположен среди лесов, которые прикрывают подступы к нему со всех сторон. Леса в значительной степени заболочены. В городе сходятся четыре шоссейные дороги. Условия местности не позволяли осуществить широкий манёвр. Кроме того, противником было создано много инженерных сооружений и искусственных заграждений, что еще больше затрудняло действия наших войск в этом районе.

Завьялов А. С., Калядин Т. Е. Восточно-померанская наступательная операция советских войск. Стр. 187[13]

Перед началом решающего штурма города старший разведчик Вяткин в течение нескольких часов «кропотливо и тщательно» вёл наблюдение за противником. Составленная им схема оборонительных порядков немцев на ближних подступах к Голлнову северо-восточнее города использовалась при составлении плана штурма населённого пункта. Выявленные Вяткиным на этом участке огневые средства противника (три пулемётных гнезда и 75-миллиметровое артиллерийское орудие), а также его наблюдательный пункт были уничтожены артиллерийским огнём в первые минуты наступления. В результате артиллерийского налёта в оборонительных построениях врага была пробита брешь, через которую стрелковые подразделения ворвались в Голлнов и овладели его северной частью. Во время уличных боёв Сергей Леонтьевич находился в составе штурмовой группы и своими действиями способствовал ликвидации узлов сопротивления неприятеля. По его целеуказаниям артиллеристы уничтожили две пулемётные точки, мешавшие продвижению советских бойцов, вместе с расчётами[14].

После завершения Восточно-Померанской операции подразделения 6-й артиллерийской дивизии были переброшены в район Кюстрина. 16 апреля 1945 года 432-й гаубичный артиллерийский полк под интенсивным артиллерийским обстрелом со стороны противника форсировал Одер северо-западнее города и начал наступление на берлинском направлении. Боевой путь ефрейтора С. Л. Вяткина прошёл через Врицен, Бернау, Глинике, Хеннигсдорф, Эльсталь, Бранденбург и Ратенов и завершился 8 мая 1945 года на берегу реки Эльбы в районе населённого пункта Тангермюнде.

После войны

После окончания Великой Отечественной войны С. Л. Вяткин ещё год находился на военной службе. Демобилизовался в мае 1946 года[7] в звании младшего сержанта[10]. Позднее ему было присвоено звание старшины в отставке[7]. После увольнения из армии жил в Омске. Освоив профессию крановщика, до выхода на пенсию работал по специальности в производственном объединении «Омскнефтеоргсинтез»[7]. Умер Сергей Леонтьевич 19 февраля 1986 года[1][2]. Похоронен на Северо-Восточном кладбище[2].

Награды

Медаль «За отвагу» (27.08.1943)[9]
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Память

  • Имя С. Л. Вяткина увековечено на мемориале «Слава Героям» на бульваре Победы в Омске[16].

Документы

Орден Отечественной войны 1-й степени (архивный реквизит 1512375903).
Орден Красной Звезды (архивный реквизит 24543613).
Орден Славы 1-й степени (архивный реквизит 46541928).
Орден Славы 2-й степени (архивный реквизит 32702715).
Орден Славы 3-й степени (архивный реквизит 32327431).
Медаль «За отвагу» (архивный реквизит 18010574).

Примечания

  1. Кавалеры ордена Славы трёх степеней: Краткий биографический словарь, 2000.
  2. Биография С. Л. Вяткина на сайте «Герои страны».
  3. Знаменательные и памятные даты Омского Прииртышья. — Омск: Омская государственная областная научная библиотека им. А. С. Пушкина, 2016. — С. 131. — 284 с.
  4. Омичи-полные кавалеры ордена Славы Архивная копия от 27 мая 2014 на Wayback Machine.
  5. Легенды губернии. Омичи-полные кавалеры ордена Славы.
  6. Деревня Захламинка (Захламино) на карте Омского уезда.
  7. Энциклопедия Министерства обороны Российской Федерации. С. Л. Вяткин.
  8. ЦАМО, ф. 33, оп. 686046, д. 29.
  9. ЦАМО, ф. 33, оп. 686044, д. 568.
  10. Лобода, 1967, с. 66.
  11. ЦАМО, ф. 33, оп. 690155, д. 2298.
  12. ЦАМО, ф. 33, оп. 690155, д. 2751.
  13. Завьялов А. С., Калядин Т. Е. Восточно-померанская наступательная операция советских войск. Февраль-март 1945 г. Военно-исторический очерк. М.: Воениздат, 1960. — С. 178. — 235 с.
  14. ЦАМО, ф. 33, оп. 686196, д. 2389.
  15. Карточка награждённого к 40-летию Победы.
  16. Омский городской портал. Слава героям—омичам.

Литература

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.