Второй стратегический эшелон РККА

Второй Стратегический эшелон РККА (Армии второй линии) — наименование семи армий, которые накануне Великой Отечественной войны начали сбор и выдвижение в центр и на запад СССР.

Второй стратегический эшелон РККА
Армии второй линии
Годы существования июнь-июль 1941 года
Страна СССР
Подчинение Наркому обороны Союза ССР, позднее Главнокомандующему группы армий
Входит в Вооружённые Силы СССР
Тип группа армий
Включает в себя объединения, соединения, воинские части и учреждения, позднее управление (штаб)
Численность объединение
Дислокация СССР
Участие в Великая Отечественная война
Командиры
Известные командиры Маршал Советского Союза
С. М. Буденный.

На 22 июня 1941 года в движении находились 4 армии и один стрелковый корпус. Одна начала собираться к западу от Москвы. Одна армия не начала движение.

История

Второй стратегический эшелон — резерв Главного Командования — предполагалось создать из 5 армий (16-я, 19-я, 22-я, 24-я, 28-я) в составе 51 дивизии: из них на Юго-Западном фронте сосредоточивались 23 дивизии, на Западном фронте — 9, в районе Москвы предусматривалось развернуть две армии — 24-ю и 28-ю в составе 19 дивизий[1].

В случае если бы войскам первого стратегического эшелона удалось не только отразить первый удар врага, а и перенести боевые действия на его территорию ещё до развертывания главных сил, второй стратегический эшелон (его рубежом развертывания намечался Днепр) должен был нарастить усилия первого эшелона и развивать ответный удар в соответствии с общим стратегическим замыслом. Однако это предположение, положенное в основу замысла первоначальных боевых действий, теоретически, безусловно, допустимое, не отвечало конкретно сложившимся условиям. Оно не учитывало в достаточной мере уроков первых кампаний Второй мировой войны, в частности того обстоятельства, что в этих кампаниях немецко-фашистская армия (нацистская Германия) наносила первый удар главными силами, сосредоточенными и развернутыми на театре военных действий ещё до начала вторжения[2].

Из Уральского округа в район Идрица, Себеж, Витебск выдвигалась 22-я армия, из Забайкальского округа в район Бердичев, Проскуров — 16-я армия, из Северо-Кавказского округа в район Черкассы, Белая Церковь — 19-я армия, из Приволжского округа в район Чернигов, Конотоп — 21-я армия. Харьковский округ выдвигал на запад 25-й стрелковый корпус. Одновременно готовились к передислокации войска 20, 24 и 28-й армий.

Эти семь армий (16, 19, 20, 21, 22, 24 и 28-я) составляли второй стратегический эшелон. К началу войны только несколько соединений 19-й армии успели сосредоточиться в намеченных районах, большинство же находилось в пути или пунктах прежней дислокации (см. Великая Отечественная война Советского Союза 1941—1945. Краткая история, стр. 53; 50 лет Вооруженных Сил СССР, стр. 260; «Коммунист», 1968, № 12, стр. 67—68)[2].

На базе управлений военных округов накануне Великой Отечественной войны были созданы 7 армий, 4 из которых начали выдвижение к берегам Западной Двины и Днепра:

24-я и 28-я армии не начинали выдвижение к границам, они должны были сосредоточиться под Москвой. 20-я армия также к границе не отправлялась, а начала собираться под Москвой. Ближе к 22 июня 28-я армия была исключена из состава второго стратегического эшелона.

А 16-я, 19-я, 21-я и 22-я армии занимали рубеж Западной Двины и Днепра и не стояли «в затылок» к армиям Первого Стратегического эшелона.

Следует сказать, что выдвигаемые армии были малокомплектны: если личным составом, с объявлением мобилизации, можно было пополниться из местных жителей (как это случилось с дивизией С. С. Бирюзова (132 сд) и Н. А. Гагена (153 сд)), то с оружием, боеприпасами и автомобилями были серьёзные затруднения. Часть складских запасов была потеряна, хотя отдельные заведующие складами пытались с началом войны раздать имущество отступавшим войскам, — так, например, поступил комбриг Н. А. Антипенко[3].

Сразу после начала войны с Германией, 25 июня 1941 года, была создана[4] группа войск армий второй линии со штабом в Брянске (главнокомандующий — маршал С. М. Буденный, член Военного совета — секретарь ЦК ВКП(б) Г. М. Маленков, врид начальника штаба — генерал-майор А. П. Покровский), в которую вошли четыре армии, уже начавшие прибывать в места новой дислокации:

Поскольку советское руководство предполагало быстро отбить немецкий удар, 25 июня группе армий ставили следующие задачи:

а) Обрекогносцировать и приступить к подготовке оборонительного рубежа главной полосы по линии Сущево, Невель, Витебск, Могилёв, Жлобин, Гомель, Чернигов, р. Десна, р. Днепр до Кременчуга. Передний план полосы заграждений и начертание главной полосы обороны до линии Гомель указано на карте, полученной Покровским.

б) быть готовым по особому указанию Верховного Командования к переходу в контрнаступление…[5]

В начале июля 1941 года, в связи с катастрофическим развитием событий на московском направлении, пять армий Второго Стратегического эшелона (четыре армии группы войск Резерва Ставки плюс 16-я армия) были переданы в состав Западного фронта, который фактически пришлось формировать заново.

Ещё две армии (24-я и 28-я) продолжали сосредоточение в районе Вязьмы и Рославля и позже 24-я армия и части расформированной 28-й армии были включены в состав Резервного фронта.

В разное время в состав второго стратегического эшелона входила 28-я армия, на 22 июня она была исключена из него. Несмотря на это часто эту армию включают во второй стратегический.

См. также

Примечания

Литература

  • Н. А. Антипенко, На главном направлении. — Москва: «Наука», 1967.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.