Величкина, Вера Михайловна

Вера Михайловна Величкина (в замужестве Бонч-Бруевич; 8 сентября 1868, Москва — 30 сентября 1918, там же) — большевик, советский партийный деятель, писательница, литератор, переводчица, врач, первая жена Владимира Бонч-Бруевича.

Вера Михайловна Величкина
Дата рождения 20 сентября (2 октября) 1868
Место рождения
Дата смерти 30 сентября 1918(1918-09-30)[1] (49 лет)
Место смерти
Страна
Род деятельности врач, переводчица
Супруг Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич

Биография

Родилась в большой семье священника. Окончила Первую московскую женскую гимназию (1885) и с того же года была слушательницей педагогических курсов, которые потом оставила, продолжив дома усиленно заниматься естественными науками.

Во время голода 1891—1892 годов работала в Рязанской губернии по организации помощи голодающим в учреждениях, созданных Л. Н. Толстым. В этот период испытала на себе значительное влияние его идей, затем увлеклась учением народников Лаврова и Михайловского.

Во второй половине 1892 года отправилась в Швейцарию и начала учиться на медицинском факультете в Берне и Цюрихе. В Швейцарии тесно общалась с эмигрантскими группами разных направлений, занималась изучением русской революционной литературы. Связалась с «Фондом Вольной русской прессы» в Лондоне, в листках которого опубликовала материал об обстоятельствах ареста и смерти учителя Е. Н. Дрожжина и о преследовании духоборов.

Революционные связи Величкиной обратили на неё внимание полиции, и во время своего приезда в Москву летом 1894 года она находилась под негласным наблюдением, а в момент обратного отъезда была арестована на вокзале 3 октября. При обыске в ночь на 4 октября в доме Величкиных была отобрана нелегальная литература и задержана член подпольной организации «Народное право» М. Сыцянко-Ослопова, нелегально проживавшая у Величкиных. После этого Вера вместе с братом Николаем и сестрой Клавдией была привлечена по делу членов организации «Народное право» Флерова, М. Сыцянко-Ослоповой. Содержалась под стражей до 12 декабря 1894 года, после чего дело о ней было прекращено по соглашению министерства внутренних дел и юстиции на основании манифеста 14 ноября 1894 года.

После тюрьмы жила в Воронежской губернии (с поздней осени 1895 года до весны 1896 года), занималась фельдшерской практикой и культурно-просветительной работой среди крестьян. Периодически приезжала в Москву, где в течение 1895—1896 годов работала в социал-демократическом кружке Колокольникова, вместе со своим братом Николаем участвовала в гектографировании и мимеографировании нелегальной литературы. Во время работы в революционном кружке познакомилась с Владимиром Бонч-Бруевичем, вышла за него замуж.

В апреле 1896 года с Бонч-Бруевичем уехала в Швейцарию, где они стали представителями «Московского рабочего союза». Помогала работе группы «Освобождение труда». В 1896—1898 годах закончила своё медицинское образование в Бернском университете, получила специальность врача.

В 1899 — 1900 годах провела 13 месяцев в Канаде среди духоборцев, помогая им устроиться на новых местах и обслуживая их в качестве врача.

В Швейцарии занималась литературной работой для издательства «Посредник». В 1901 году организовала в Женеве демонстрацию против политики царизма перед русским консульством. Осенью 1901 года сделала попытку вернуться в Россию, но была арестована на границе 2 октября в Вержболово и сидела в тюрьме в Петербурге до января 1902 года по обвинению в организации в Женеве демонстрации, направленной против русского консульства.

После освобождения из тюрьмы в конце мая 1902 года снова отправилась в Женеву. Примкнула к социал-демократической организации «Жизнь», выступала за присоединение «Жизни» к линии «Искры». После роспуска группы «Жизнь» на съезде её членов в декабре 1902 году вступила в «Заграничную Лигу русской революционной социал-демократии». Во время раскола РСДРП на II съезде[прим. 1] примкнула к большевикам. Стала членом Женевской группы большевиков.

Присутствовала на втором съезде «Заграничной Лиги» (1903), который покинула вместе с другими большевиками[прим. 2].

Была деятельным членом женевской группы большевиков; работала в экспедиции ЦК, организовывала транспортировку партийной литературы в Россию, но в середине 1904 года после соглашения ЦК с меньшевиками подписала с другими работниками экспедиции заявление с протестом против этой перемены курса его политики и отказалась от работы в экспедиции. Подписала тогда же декларацию 22-х большевиков.

Участвовала за границей в течение 1902—1905 годов в разных литературных предприятиях — в издании социал-демократического журнала для сектантов «Рассвет» (Женева, 1904), в котором она поместила под псевдонимом «В.Перовой» много статей как по вопросам текущей политики, так и исторических..

В 1905 году помогала работе редакции большевистских изданий «Вперед» и «Пролетария», переводила сочинения Маркса и Энгельса.

В преддверии революции 1905 года подготовила к печати сборник революционных песен и стихотворений «Перед рассветом», который вышел в конце 1905 года в Женеве в издательстве газеты «Искра».

В «дни свободы» вернулась в Россию — в Петербург, где была вскоре арестована на последнем заседании Совета рабочих депутатов, через несколько месяцев тюрьмы освобождена. В дальнейшем работала в качестве члена редакции большевистского издательства «Вперед» вплоть до разгрома редакции властями.[2]

Начиная с 1907 года вместе с Бонч-Бруевичем стояла во главе марксистского издательства «Жизнь и Знание» в Петербурге.

В годы реакции не порывала связи с партией, участвовала в работе думских социал-демократических фракций, сотрудничала в «Звезде» и «Правде», оказывала содействие товарищам, приезжавшим из-за границы, в частности по завязыванию сношений с рабочей средой. Вела среди рабочих большую работу как врач-общественник и как культпросветработник (рабочий клуб на Песках «Наука» и т. д.).

Ездила в Уфимскую губернию для организации продовольственной и медицинской помощи голодающим татарам и черемисам

Во время первой мировой войны работала полтора года врачом на фронте.

После Февральской революции состояла секретарем редакции «Известий» Петроградского Совета, до вынужденной отставки первого состава этой редакции и перехода её к оборонцам. Входила в редакционную коллегию журнала «Работница». Член бюро Рождественского райкома РСДРП(б).

В дни Октябрьской революции работала в Медицинско-санитарном отделе Петроградского ВРК. После переворота руководила организацией школьно-санитарного дела, возглавляя соответственный отдел при Наркомпросе (по её же инициативе и образованный), наряду с этим была одним из инициаторов создания Народного комиссариата здравоохранения и была назначена членом первой коллегии последнего[2]. Ей принадлежит идея создания Московского института физической культуры[3].

Была одним из врачей, лечивших В. И. Ленина в качестве главы Советского правительства.

Вместе с мужем и всеми остальными членами Советского правительства переехала в Москву, продолжала являться членом группы лечащих врачей В. И. Ленина. Оказала Ленину первую помощь после покушения на его жизнь 30 августа 1918.[прим. 3].

Скоропостижно скончалась 30 сентября 1918, по официальной версии — от гриппа («испанка»)[4].

Вера Михайловна Величкина была замужем за Владимиром Бонч-Бруевичем. Дочь Елена Владимировна Бонч-Бруевич.

С 1920 года её имя носит одна из старейших библиотек России Ростовская областная детская библиотека[5].

Печатные и научные труды

  • «Швейцария, швейцарские горы, швейцарские города и деревни» (1898, переиздана несколько раз)
  • «Друг детей. Рассказ о замечательном швейцарском учителе Генрихе Песталоцци» (1899, позже ряд переизданий)
  • «Очерки истории инквизиции» (1906)
  • «Вильгельм Вейтлинг. Биографич. очерк» (1908, ряд переизданий)
  • «Систематический указатель для составления социалистических библиотек» (1918)
  • «Жизнь и деятельность Луи Огюста Бланки» (1920, три переиздания)
  • «В голодный год с Львом Толстым»
  • Сборник революционных песен и стихотворений «Перед рассветом», изданный партией в 1905 г. в Женеве
  • сборник «Песни революции» (пять изданий)
  • Переводы отдельных работ Маркса, Энгельса, Геда, Лафарга, Каутского, Лютгенау, романов и рассказов В. Поленца, А. Франса, П. Роззегера.

Примечания

Комментарии
  1. Фактически Лондонский съезд 1903 г. был учредительным, поскольку I съезд в Минске 1898 г. никаких результатов не дал.
  2. На Втором съезде РСДРП Лига была признана единственной организацией, представляющей РСДРП за границей. В октябре 1903 они созвали 2-й съезд лиги, на котором выступили против большевиков. Ленин и его сторонники покинули съезд.
  3. После покушения на заводе Михельсона, шофер Ленина С. К. Гиль из соображений безопасности повез раненого не в больницу, а в Кремль. В Кремле не было специальной медицинской службы, поэтому первую помощь раненому оказали соседи по квартире, жены живших там же Бонча и Н. Н. Крестинского, имевшие медицинское образование, при содействии сестры Ленина М. И. Ульяновой. Помощь свелась к перевязке и посылке в аптеку за лекарствами. Величкина также сделала Ленину инъекцию морфия. Лишь утром следующего дня к Ленину были вызваны профессора-хирурги В. Н. Розанов и М. В. Минц (Р.  Сервис. «Ленин. Биография», стр. 416).
Сноски
  1. Величкина Вера Михайловна // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  2. Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. Том 5 выпуск 2. — Москва: всесоюзное общество политических каторжан и ссыльно-поселенцев, 1933. — С. 747-752. — 1310 с.
  3. Российский государственный университет физкультуры и спорта. Справка
  4. Фельштинский, 2008, с. 208.
  5. Вера Михайловна Величкина

Литература


This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.