Буров, Андрей Константинович

Андре́й Константи́нович Бу́ров (2 (15) октября 1900, Москва — 7 мая 1957, там же) — советский архитектор, инженер-изобретатель, сценограф, дизайнер. Член-корреспондент Академии строительства и архитектуры СССР (с 1957 года), доктор технических наук.

Буров, Андрей Константинович
Основные сведения
Страна
Дата рождения 2 (15) октября 1900[1]
Место рождения
Дата смерти 7 мая 1957(1957-05-07)[2][3] (56 лет)
Место смерти
Работы и достижения
Учёба
Работал в городах Москва, Челябинск
Архитектурный стиль Конструктивизм, постконструктивизм, классицизм
Важнейшие постройки Центральный дом архитектора, Центральный Московский ипподром, дом Бурова
Градостроительные проекты Павильоны Всероссийской кустарной с/х выставки (не сохранились)
Научные труды Об архитектуре. М.: Стройиздат, 1960.
Награды
Звания профессор
Подпись
 Медиафайлы на Викискладе

Биография

Андрей Буров родился в Москве 2 (15) октября 1900 года в семье архитектора. Его родители — Константин Фёдорович Буров (1854—1936) и Наталья Николаевна Бурова (1873—1910) принадлежали к кругу передовой интеллигенции, отличавшейся прогрессивными взглядами, высокой культурой и любовью к искусству. К. Ф. Буров имел большой опыт в проектировании и строительстве жилых и общественных зданий в Москве, его профессия оказала большое влияние на вкусы и взгляды А. Бурова. Н. Н. Бурова (урожденная Сенявина) была в родстве с семьей знаменитого русского адмирала Сенявина Д. Н. Буров интересовался семейными преданиями, связанными с ним, а затем отечественной историей и историей вообще. Однако общая атмосфера дома, интересы родителей и их близких способствовали тому, что Буров решил изучать архитектуру[4].

В 1918 году он окончил школу в Москве и в этом же году поступил на архитектурный факультет Свободных Государственных Художественных Мастерских (СВОМАС). В 1919 году вступил добровольцем в Красную армию, где прослужил до 1921 года, когда в соответствии с декретом об откомандировании студентов из армии в высшие учебные заведения был направлен в во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Там он был зачислен на второй курс архитектурного факультета в мастерскую А. А. Веснина[4].

В то время во ВХУТЕМАСе на различных факультетах учились М. Барщ, А. Власов, Г. Гольц, И. Леонидов, М. Синявский и другие. Живописный факультет заканчивали П. Крылов, М. Куприянов, Н. Соколов (Кукрыниксы), Ю. Пименов, А. Гончаров, А. Дейнека, С. Образцов. Творческая атмосфера, в которой совместно обучались и постоянно общались между собой архитекторы, живописцы, скульпторы, а также педагоги А. А. Веснин, В. А. Фаворский и М. Я. Гинзбург оказали большое влияние на формирование взглядов и творческого метода А. К. Бурова[5].

Был членом «Объединения современных архитекторов» (ОСА), инициированного в 1925 году А. А. Весниным, М. Я. Гинзбургом и А. М. Ганом. В 1926 году Буров стал одним из ответственных редакторов печатного органа ОСА — журнала «Современная архитектура» (СА). Он активно участвовал в творческих дискуссиях, организуемых журналом, в пропаганде новых взглядов и идей. Многие его проектные работы, отражавшие новые направления и характер современной архитектуры, печатались на страницах СА[6].

С 1934 работал как педагог в Академии архитектуры СССР и Московском архитектурном институте.

В истории архитектуры XX века А. К. Буров наиболее известен своими рабочими клубами (для Пищевиков Крайнего Юга, Твери, Объединённого клуба пищевиков, клуб пищевиков Минска), а также декорациями к фильму Эйзенштейна «Генеральная линия» (где Андрей Константинович создал здание молочной фермы, взяв за основу стилистику вилл Лё Корбюзье), также он известен тем, что сопровождал в качестве переводчика Ле Корбюзье во время его трех визитов в СССР в конце 20-х — начале 30-х гг — в связи с проектом строительства здания Центросоюза на Мясницкой. Буров также встречался с Корбюзье в Париже в 1935 г.

Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище, участок № 5.

Краткий обзор идей

За относительно недолгую жизнь А.Бурова его взгляды на архитектуру претерпели существенные изменения. Они эволюционизировали от конструктивизма (на раннем этапе его архитектурной карьеры) к классицизму, а точнее к «русскому классицизму». В своей книге «Об архитектуре»[7] Буров высказывает крайне консервативную позицию, систематически противопоставляя эстетику античного Парфенона (архитектурно-эстетический идеал автора), имеющего сакральное назначение — архитектонике урбанистического индустриального строительства середины XX-го века (высотные здания деловых центров больших городов США).

Осуществленные архитектурные проекты

«Ажурный дом» на Ленинградском проспекте

Как архитектор-практик Буров является автором Центрального Дома Архитектора в Гранатном переулке, Московского ипподрома и хорошо известных москвичам — жилых домов на Тверской, Полянке, Ленинградском проспекте, Бережковской набережной, в Лефортово, Здание Клуба пищевиков, павильоны Всероссийской кустарной с/х выставки (не сохранились) и др.

Общий обзор творчества

Если ранние работы Бурова выполнены в стиле конструктивизма (клуб Союза пищевиков, 1928; павильоны на Всероссийской кустарной с/х выставке, 1929), то позднее он обратился к формам древнерусской архитектуры и классицизма (интерьеры Государственного Исторического музея, 1937; Генеральский дом в Лефортово 1938; фасад Дома архитектора в Москве, 1940)

Могила Бурова на Новодевичьем кладбище Москвы.

Как и у его учителя А. А. Веснина, в творческом мышлении Бурова тесно связаны архитектура и сценография. В молодости он много работал как художник театра — преимущественно для Первого рабочего театра Пролеткульта. В 1924 году, ещё учась на четвёртом курсе, А. К. Буров разрабатывает проект Театра массового действа, привлекший всеобщее внимание четкостью композиции и концепций. Для этого театра он спроектировал динамичные конструкции для сцены из подвижных, легко трансформируемых экранов.

В конструктивистском духе спроектировал ряд павильонов Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (1923), но ещё более авангардными явились его декорации к фильму С. М. Эйзенштейна «Старое и новое» («Генеральная линия», 1926—1927) — близкий по духу к тогдашним постройкам Ле Корбюзье кинообраз совхозного животноводческого комплекса воплотил мечту о полной индустриализации сельского хозяйства. В 1930—1931 проектировал Челябинский тракторный завод (с его именем связан в первую очередь здешний клуб, план же прилегающего «социалистического города» остался не полностью осуществленным), в связи с чем был командирован в Детройт (1931).

Дом архитектора в Гранатном переулке

Общая смена стилистического курса и разворот в сторону классики, характерные для 1930-х годов, нашли наглядное воплощение в буровской перестройке интерьеров Исторического музея в Москве (1937). Впечатления от поездки в Италию (1935) выразились в образах своего рода «социалистического неоренессанса», украшенных нарядным и в то же время стильным декором (жилой дом на улице Горького, бывший «дом Наркомлеса», 1935 и 1945, фасад Дома архитекторов, 1940; в обоих случаях в качестве художника был привлечен В. А. Фаворский). Проблемы декора органично соединились в творчестве мастера с новаторской методикой поточно-индустриального строительства, пионером которого он явился. Особенно характерен «Ажурный дом» на Ленинградском проспекте (1936—1940 гг.), покрытый ковром узорных панелей.

Стремясь уменьшить вес зданий и упростить их промышленную префабрикацию, он экспериментировал с цементом и гипсом, а в начале 1950-х годов разработал особо легкие и прочные «стекловолокнистые анизотропные материалы» (СВАМ). Издал одноименную книгу (1956).

Работая над реконструкцией Ялты (1944—1945) и стремясь поймать в кадр крымский берег в максимальном его протяжении, Буров стал и одним из первооткрывателей панорамного кино (в его случае — предполагающего синхронную съемку пятью камерами). В последний период жизни возглавлял лабораторию анизотропных структур АН СССР, где исследовал также перспективы использования ультразвука для лечения онкологических заболеваний.

В 1945 году А. К. Бурова выдвинули на получение Сталинской премии за работу на тему «Использование искусственной анизотропии для получения высокопрочных материалов».

Примечания

  1. Ржехина О. И., Блашкевич Р. Н., Бурова Р. Г. А. К. Буров / под ред. М. Г. БархинСтройиздат, 1984. — С. 10. — 142 с.
  2. Буров Андрей Константинович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  3. Andrey Burov // Grove Art Online (англ.) / J. Turner[Oxford, England], Houndmills, Basingstoke, England, New York: OUP, 1998. — ISBN 978-1-884446-05-4
  4. Ржехина О. И. и др., 1984, с. 10.
  5. Ржехина О. И. и др., 1984, с. 11.
  6. Ржехина О. И. и др., 1984, с. 12.
  7. А. К. Буров. Об архитектуре. М., «Стройиздат», 1960 г. −148 с.

Литература

  • А. К. Буров. Об архитектуре. М.: Стройиздат, 1960. — 148 с.
  • А. К. Буров. Письма. Дневники. Беседы с аспирантами. Суждения современников. Серия — Мир художника. Москва, Искусство, 1980. −297 с.
  • Ржехина О. И., Блашкевич Р. Н., Бурова Р. Г. А. К. Буров / под общ. ред. М. Г. Бахрина. М.: Стройиздат, 1984. — 142 с. — (Мастера архитектуры). 16 000 экз.
  • А. К. Буров — архитектор и учёный. М., 2000
  • С.О. Хан-Магомедов. Андрей Буров. М.: Фонд «Русский авангард», 2009. — 276 с. — (Творцы авангарда). — ISBN 978-5-91566-006-8.
  • Максимов О. Г. К 100-летию А. Е. Бурова // Жилищное строительство. — 2000.   3. — С. 19—21.

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.