Леонидов, Иван Ильич
Ива́н Ильи́ч Леони́дов (9 февраля 1902 — 6 ноября 1959) — советский архитектор, представитель русского авангарда, конструктивизма, мастер «бумажной архитектуры».
Иван Ильич Леонидов | |
---|---|
Основные сведения | |
Страна | |
Дата рождения | 9 февраля 1902 |
Место рождения | хутор Власиха, Старицкий уезд, Тверская губерния |
Дата смерти | 6 ноября 1959 (57 лет) |
Место смерти | Москва |
Работы и достижения | |
Учёба | |
Работал в городах | Москва |
Архитектурный стиль | конструктивизм |
Медиафайлы на Викискладе |
Биография
Родился 9 февраля 1902 года на хуторе Власиха Старицкого уезда Тверской губернии в семье сторожа-лесника. Окончил четырёхклассную сельскую школу. Некоторое время был учеником у деревенского иконописца. Часто выезжал в Петроград, где работал сезонным рабочим.
В 1920 году учился в «Свободных художественных мастерских» в Твери[1].
В 1921 году был направлен для продолжения учёбы в Москву на живописный факультет ВХУТЕМАСа. Через год перешёл в архитектурную мастерскую Александра Веснина.
В 1925—1926 был премирован за конкурсные проекты улучшенной крестьянской избы, жилых домов Гостекстильтреста в Иванове, здания Государственного Белорусского университета в Минске, типовых рабочих клубов на 500 и 1000 человек. В 1926 году начал издавать свои проекты в журнале «Современная архитектура» (СА). 1927—1930 годы — время самой плодотворной и творческой активности архитектора. Он активно участвует в деятельности «Объединения современных архитекторов» (ОСА), выступает на дискуссиях, выполняет множество конкурсных проектов, а с 1928 года начинает преподавательскую деятельность.
В 1929—1930 годах творчество русского архитектора Ивана Леонидова было подвергнуто резкой критике. В журнале «Искусство в массы» (№ 12, 1930) была опубликована статья «Леонидовщина и её вред», где архитектора обвиняли во вредительстве. Ответ на критику был опубликован в журнале «Современная архитектура» (№ 5, 1930), в котором Леонидов возглавлял редакционную коллегию. Журнал был закрыт, а Леонидов был вынужден уйти из института.
В 1931 году поступает на работу в Государственный институт по проектированию городов (Гипрогор), и на полгода уезжает в Игарку на строительство. После возвращения разрабатывает проект-предложение реконструкции Москвы вместе со своими бывшими учениками. В 1932—1933 годах возглавляет одну из мастерских Моспроекта. В 1934 году переходит на работу в мастерскую Моисея Гинзбурга, где возглавляет творческую бригаду.
В 1941 году был призван в армию. На фронте в составе саперного батальона участвовал в оборонительных боях под Воронежем. В 1943 году был контужен и демобилизован из армии. После войны вынужденно занимался оформлением выставок. Cильно пьющий[2] архитектор под впечатлением от ужасов войны работает над проектом Города Солнца, где главная тема — счастье людей.
Иван Леонидов скончался 6 ноября 1959 года от острой сердечной недостаточности на лестнице знаменитого московского универмага Военторг . Похоронен на кладбище села Середниково на станции Фирсановская. На надгробном памятнике в форме куба написано: «Архитектор Иван Леонидов». Автор памятника — ученик архитектора Леонид Павлов.[4]
Значение в мировой архитектуре
Иван Леонидов в строительстве реализовал только необыкновенную лестницу в Кисловодске и ряд интерьеров. Но вклад мастера в мировую архитектуру сложно переоценить. Публикации проектов Леонидова в журнале СА гремели на весь мир. По свидетельству архитектора Н. Д. Колли, который работал с Ле Корбюзье над зданием московского Центросоюза в Париже, Корбюзье выписывал множество архитектурных журналов, но просматривал их редко. За исключением советского СА, который мастер исследовал, а некоторые статьи просил ему перевести.[5] По свидетельству очевидцев, на одной из встреч с московскими архитекторами, Ле Корбюзье произнёс фразу:[5]
Есть люди с абсолютным музыкальным слухом. Так вот ваш Иван Леонидов обладает абсолютным архитектурным слухом.
Академик архитектуры, И. Г. Лежава: .[5]
К влиянию И. Леонидова на запад, можно добавить книгу Андрея Гозака и Андрея Леонидова об Иване Леонидове. Я видел её на столах и полках многих архитекторов от Лос-Анджелеса до Амстердама. В этих книгах красовалась его вертикальная пластина с вынесенным лифтом, красовался его вертикаль с растяжками и шаром. Там был его удивительный эскиз линейно-модульного Магнитогорска. Была пирамида городского клуба и летящий над ним двухсотметровый дирижабль. Было и многое, многое другое.
Эти удивительные композиции транслировали людям чистый стиль современной архитектуры. За девяносто лет они нисколько не устарели и, видимо ещё многие годы будут будоражить умы зодчих всего мира.
Основные архитектурные работы
1925
- Конкурсный проект улучшенной крестьянской избы (третья премия)
- Конкурсный проект жилых домов для рабочих и служащих Гостекстильтреста в Иванове (третья премия)
1926
- Конкурсный проект здания Государственного Белорусского университета в Минске (рекомендован к приобретению)
- Конкурсный проект больницы в Самарканде
- Типовой проект рабочего клуба на 500 человек
- Типовой проект рабочего клуба на 1000 человек
- Преддипломный проект типографии газеты «Известия» в Москве
Проект типографии вполне определенно передает черты индивидуальности молодого архитектора. Динамичный остекленный фасад пропорционален и выразителен. Впервые используется прием вынесения наружу несущих неметаллических конструкций. Тем не менее имеет место некая ограниченность, свойственная раннему конструктивизму.
1927
- Дипломный проект Института библиотековедения им. Ленина в Москве на Ленинских горах
Проект был показан на Первой выставке современной архитектуры в Москве в 1927 г. Он произвел на публику огромное впечатление. Этот проект считается творческим кредо архитектора и своеобразным манифестом всей советской архитектуры конца 20-х годов XX века.
Проект имеет сложную объемно-пространственную композицию. Шарообразный объём большой аудитории на 4000 человек и вертикально поставленный параллелепипед книгохранилища вознесены над плоскостью стилобата. Одноэтажные корпуса уходят в трех направлениях от центрального объёма в парковую зону. Здание и статично и динамично одновременно. В проекте использовались все новые достижения того времени. Шар стоит на одной опоре, но опора не спрятана в фундамент, а запроектирована шарнирной, что снимает дополнительные напряжения. опора принимает вертикальные нагрузки от шара, а все остальные напряжения передаются на ванты. Стены книгохранилища максимально тонкие, что достигается путём введения в конструкцию металлических ферм, соединенных растяжками с вершиной и основанием.
Проект института Ленина обошёл архитектурные издания многих стран и продолжает печататься в различных альманахах и обзорах об архитектуре XX века. Он оказал влияние на многие проекты и постройки, например на проект памятника Колумбу Алексея Щусева (1929), центральный ансамбль всемирной выставки в Нью-Йорке (1939), проект ратуши в Торонто Вильо Ревелла (1958—1965), правительственный центр в Бразилиа Оскара Нимейера (1959—1960).
- Конкурсный проект кинофабрики в Москве на Ленинских горах
Состав помещений — ателье, правление, гараж, мастерские, подстанция. В основе проекта лежит функция — технология кинопроизводства. Размещая проект на участке архитектор располагает здания между двумя парками, одного вытянутого в направлении север-юг, второго — с большими площадками для размещения декораций. Главное здание фабрики — ателье. Одна сторона открывается, для проведения съемок. Все корпуса фабрики создают единое пространство. В отдельности их представить нельзя. Очень гармонична прорисовка генплана. Все на своих местах, ничего нельзя ни прибавить, ни убавить. Это законченное произведение, напоминающее композиции Казимира Малевича.
1928
- Проект клуба нового социального типа (варианты А и Б)
Эти проекты Леонидов выполнил по собственной инициативе для иллюстрации доклада о новом типе клуба на Первом съезде ОСА в 1929 году. Вообще тема клубов и их архитектуры была одной из любимых тем Леонидова. По его мнению клуб в условиях социалистического строительства должен предоставить максимальные возможности для всестороннего развития человека, а отдых должен иметь активный, а не пассивный характер. Поэтому вместо традиционного театрального зала он ввел новый тип зала, который предоставлял возможность трансформации для проведения любых действ (лекции, кино, собрания, и другие), а также использовать в качестве планетария. Состав помещений — большой зимний сад научного типа, спортзал, детские клубные комнаты. Обязательное устройство большого парка, спортивных площадок и большого демонстрационного поля.
1929
- Конкурсный проект Дома промышленности в Москве
- Конкурсный проект памятника Колумбу в Санто-Доминго
- Проект Института статистики
1930
- Проект социалистического расселения при Магнитогорском химико-металлургическом комбинате
- Конкурсный проект Дворца культуры на месте бывшего Симонова монастыря в Москве (I—II туры)
1931—1933
- Проект планировки и застройки площади Серпуховской заставы в Москве
- Проект планировки и застройки г. Игарки
- Проект клуба комбината газеты «Правда» в Москве
- Оформление интерьеров Центрального дома инженеров в Москве
- Конкурсный проект реконструкции Москвы
- Проект перепланировки сада «Эрмитаж» в Москве
1934—1936
- Конкурсный проект Дома Наркомтяжпрома в Москве на Красной площади
- Проект планировки и застройки жилого комплекса «Ключики» в Нижнем Тагиле
- Проект планировки и застройки поселка Усолье но Урале
- Проект планировки и застройки поселка Лазоревское под Москвой
- Проект Тверского бульвара в Москве (перепланировка и озеленение)
- Конкурсный проект типового колхозного клуба на 180 человек
- Интерьеры Московского дома пионеров и октябрят, совместно с архитекторами А. В. Власовым, К. С. Алабяном, художниками П. Я. Павлиновым и В. А. Фаворским[6] (осуществлено)
- Интерьер парткабинета Комакадемии в Москве (осуществлено)
- Проект санатория «Чайгрузия»
- Экспериментальный проект колхозного Дворца культуры с залом на 800 человек
- Проект клуба Военпроекта в Москве
1937—1941
- Проект планировки и застройки Южного берега Крыма
- Проект Большого Артека в Крыму
- Лестница и ряд интерьеров санатория им. Серго Орджоникидзе в Кисловодске (осуществлено)
- Конкурсный проект комбината «Известия» в Москве
- Проект фонтана «Кристалл»
- Интерьеры Дворца пионеров в Калинине (осуществлено)
- Проект парка отдыха Наркомцветмета
1943—1959
- Проект «Остров цветов» — парк на Трухановом острове в Киеве
- Проект набережной в Сталинграде
- Конкурсный проект монумента «Победа»
- Конкурсный проект монумента «Спутник»
- Проект реконструкции улицы Пушкина
- Проект фасада типового театра
- Проект типового сельского дома
- Проект монумента Победы на Манежной площади
- Проект Дворца Советов
- Новые типы мебели (проекты и образцы)
- Новые типы осветительной арматуры (проекты и образцы)
- Проект комплекса зданий ООН
- Проект Всемирной выставки в Москве
- Проект Форума искусств на месте фундаментов Дворца Советов
- Проект бассейна на месте фундаментов Дворца Советов
- Интерьеры Музея Красной армии и флота в Москве, располагавшегося в то время в Центральном доме Советской Армии.
Город Солнца
Среди работ Леонидова современных исследователей наиболее привлекает проект Города Солнца[7]. Это его итоговая работа: своего рода обобщение всех предыдущих проектов в единую систему[8]. В этой работе архитектор опирался на труд итальянского философа XVII века Томмазо Кампанеллы, что, однако, не делает работу иллюстрацией социалистической утопии этого философа[7]. Не существует единого мнения о том, к какому архитектурному жанру принадлежит Город Солнца[7]. О. И. Явейн обращает внимание на особую слитность архитектуры, «мира земного» и «мира горнего»: «Творческое кредо И. Леонидова, видимо, связано с каким-то особым жанром который можно было бы назвать архитектурным мифотворчеством. <…> И. Леонидов строил свои произведения в чем- то похоже на то, как воплощал образ „Града небесного“ древний строитель, как строил пространство фрески или иконы древний художник, который принципиально не отделял изображение от предмета, действа и слова; только у И. Леонидова архитектура не могла быть ни антуражем, ни фоном — она была для него самим ликом Вселенной»[9].
Город Солнца мыслился И. Леонидовым как столица Мира, где «народы мира учатся понимать друг друга, предельно выявляя свою самобытность и индивидуальность»[10].
Среди исследователей имеются существенные расхождения в определении хронологического начала границы проекта «Город Солнца». Андрей Леонидов, сын архитектора, называет конкретную дату: «Идея родилась в начале октября 1942 г., на фронте, в тяжелых боях под Воронежем. Во фронтовом блокноте этой поры, на первом из уцелевших листов — первый набросок Города Солнца (схематический план)»[11]. Однако Селим Омарович Хан-Магомедов считает, что проект появился раньше: «Начатая в конце 1930-х гг. работа над проектом „Город Солнца“ — это стремление И. Леонидова создать для себя творческую отдушину в неинтересных работах, в период депрессии он как бы составил себе программу на будущее»[12]. На основании введённых в последнее время в исследовательский обиход проектов Ивана Леонидова, прежде всего проекта Игарки, некоторыми исследователями делаются выводы о том, что идея Города Солнца родилась еще в конце 1920-х годов[7].
Память
- Улица Архитектора Леонидова в Москве.
Литература
Книги
- Александров П. А., Хан-Магомедов С. О. Архитектор Иван Леонидов. — М.: Стройиздат, 1971. — 128 с. — (Серия «Мастера архитектуры»).
- Гозак А. П. Иван Леонидов. — М.: Жираф, 2002. — 240 с. — 1500 экз. — ISBN 5-89832-027-X
- Гозак А. П. Наркомтяжпром Леонидова. — М.: С. Э. Гордеев, 2011. — 72 с. — (Серия «Шедевры авангарда»). — ISBN 978-5-4330-0004-9
Статьи
- Адамов О. И., Сипкин П. А. Сетчатые построения Ивана Ильича Леонидова и Рема Кулхааса // Архитектура и строительство России. — 2016. — № 3 (219). — С. 20—37. — ISSN 0235-7259.
Примечания
- М. Макотинский. Иван Леонидов // Архитектура СССР. — 1986. — 28.07.1986 ноябрь-декабрь (т. 21036, № 6). — С. 85. — ISSN 0004-1939.
- Григорий Ревзин. На пути в Боливию. Проект Классика, 2006. ISBN 9785942823917. С. 171.
- Ольга Казакова, Лия Павлова. «Леонид Павлов». / редактор-составитель Анна Броновицкая. М.: Electa Architecture, 2015.
- Илья Лежава. Вспомнить всё. О влиянии русской архитектуры на мировую.
- Архитектура Москвы 1933—1941 гг. / Автор-сост. Н. Н. Броновицкая. — М.: Искусство—XXI век, 2015. — С. 213—216. — 320 с. — (Памятники архитектуры Москвы). — 2500 экз. — ISBN 978-5-98051-121-0.
- Е. А. Бухарова. К проблеме истоков проекта архитектора Ивана Леонидова «Город солнца» // Перспективы Науки. — 2011. — Вып. 9 (24). — С. 93–100. — ISSN 2077-6810.
- «Иван Леонидов» . — проект И. Коробьиной — 1 CD-ROM. — М., 2003.
- О.И. Явейн. Иван Леонидов: начало ХХ – начало XXI вв. : материалы, воспоминания, исследования / О. Адамов, Ю. Волчок. — М.: АО «Московские учебники и Картолитография», 2002. — С. 182.
- А.И. Леонидов. Иван Леонидов: начало ХХ – начало XXI вв. : материалы, воспоминания, исследования / О. Адамов, Ю. Волчок.. — М.: АО «Московские учебники и Картолитография», 2002. — С. 38-40.
- Леонидов, А.И. Город Солнца. — С. 37.
- П.А. Александров, С.О. Хан-Магомедов. Архитектор Иван Леонидов. — М.: Стройиздат, 1971. — С. 32.
Ссылки
- Сайт, полностью посвящённый творчеству Ивана Леонидова (рус.)
- Поездка на могилу архитектора Ивана Леонидова — статья на сайте «Российский некрополь» (рус.)
- Культура, Журнал "Коммерсантъ Власть", №6 (459), 19.02.2002
- Академик И. Г. Лежава «Вспомнить всё. Статья о влиянии русской архитектуры на мировую».
- Конструктивист Леонидов