Бессонов, Иван Георгиевич
Иван Георгиевич Бессонов (Безсонов до 1918 года) (24 августа 1904, Пермь — 18 апреля 1950) — советский коллаборационист; бывший комбриг РККА.
Иван Георгиевич Бессонов | |
---|---|
Дата рождения | 24 августа 1904 |
Место рождения | Пермь |
Дата смерти | 18 апреля 1950 (45 лет) |
Принадлежность | СССР |
Род войск | РККА: пехота |
Годы службы | РККА: 1920—1941 |
Звание | |
Командовал | начальник штаба 102-й стрелковой дивизии |
Сражения/войны | Вторая мировая война |
Награды и премии |
Биография
Родился в Перми 24 августа 1904 года в семье рабочих. В 1916 году закончив четырёхклассное городское училище, начал работу на лесопилке. В 1920 году добровольцем вступил в Красную армию. Проходил службу в канцелярии 133-го отдельного батальона связи, с 1922 года служил делопроизводителем в артиллерийском дивизионе 57-й стрелковой дивизии.
В 1926 году поступил в Тверскую кавалерийскую школу им. Коминтерна (по другим данным Объединённую военную школу имени ВЦИК[1]), вступил в комсомол, по окончании школы в 1928 году служил в кавалерии. В 1930 году переведён в состав войск ОГПУ и направлен в Казахстан, командиром взвода, в 1931 году назначен помощником начальника штаба 13-го Алма-Атинского полка ОГПУ. В 1934 году участвовал в боевых действиях в непризнанной Восточно-Туркестанской Исламской республике, созданной в результате национально-освободительного движения уйгуров. Тогда советские войска были введены на территорию Синьцзяна на стороне Шэн Шицая по его договорённости с советским правительством. За участие в боях под Кульджой был награждён именным оружием.
В марте 1936 года И. Г. Бессонов переведён в управление пограничной и внутренней охраны НКВД Ленинградского округа (войска НКВД не входили в состав военных округов, у них было своё территориальное деления — округа войск НКВД). В 1938 году закончил Военную академию имени М. В. Фрунзе и был назначен на должность командира 3-го Ленинградского мотострелкового полка оперативных войск НКВД СССР, был награждён орденом Красного Знамени. В том же 1938 году был назначен начальником 3-го отдела Управления пограничных и внутренних войск НКВД Ленинградского округа, а затем — помощником начальника штаба Краснознамённого Балтийского флота. В 1939 году был назначен начальником отдела боевой подготовки Главного управления пограничных войск НКВД СССР. В 1940 году за отказ под предлогом болезни от поездки на финский фронт был снят с должности и назначен командующим Забайкальским пограничным округом. В апреле 1941 года откомандирован в РККА, назначен начальником штаба 102-й стрелковой дивизии.
На 22 июня 1941 года дивизия дислоцировалась в районе Кременчуга, 519-й стрелковый полк дислоцировался в Золотоноше. После ряда перипетий с подходом тылов, перенаправлениями дивизии в разные районы, дивизия в ночь с 10 на 11 июля 1941 года заняла оборону в Быховском районе. 18 июля 1941 года командир дивизии полковник П. М. Гудзь был снят с должности, и Бессонов стал исполнять обязанности командира. 20-22 июля 1941 года дивизия разрозненно отошла на левый берег Днепра. 21 июля 1941 года в командование дивизией вступил полковник С. С. Чернюгов, а И. Г. Бессонов вновь занял должность начальника штаба. После этого остатки дивизии до 12 августа 1941 года занимают оборону на границе Быховского и Журавичского районов. 12 августа 1941 года противник перешёл в наступление и дивизия попала в окружение, выходит из него мелкими группами. Одну из таких групп, численностью до 200 человек, возглавлял И. Г. Бессонов. При выходе из окружения группа была разбита и рассеяна. Сдавшихся в плен 200 красноармейцев заставляли ложиться на землю и кололи штыками в живот (д.Лубянка Кормянского района Гомельской области). А 26 августа 1941 года И. Г. Бессонов сдался в плен охране немецкого медсанбата в деревне Роги Старосельского района Гомельской области.
После пребывания в лагерях Гомеля, Бобруйска, Минска и Белостока, в середине ноября 1941 года его доставили в Хаммельбургский офицерский лагерь, где зимой 1941 года принял участие в работе так называемого «кабинета военной истории», который был создан с целью сбора разведывательных данных о Красной Армии. В апреле 1942 года И. Г. Бессонов предложил немецкому командованию свои услуги по формированию из военнопленных карательного корпуса для подавления партизанского движения и выступил инициатором создания Политического центра по борьбе с большевизмом (ПЦБ). По задумке, боевые подразделения центра в первоначальном варианте должны были забрасываться в места активной деятельности партизан, и создавать там лжепартизанские отряды. Что интересно, И. Г. Бессонов отказался сотрудничать с А. А. Власовым, заявляя, что стоит «выше Власова как в политическом, так и в военном отношении»[2].
В сентябре 1942 года И. Г. Бессонов был освобождён из лагеря и передан в распоряжение Предприятия «Цеппелин» 6-го управления РСХА (Unternahmen «Zeppelin» VI С/Z RSHA VI). В октябре 1942 года Центр начал формироваться, боевая группа центра составляла до 200 человек, около 100 человек было из высшего командного состава Красной Армии, готовилось 60 радистов. Боевая группа располагалась неподалёку от Бреславля, в начале 1943 года переведена в Линсдорф. Собственно в задачи центра входила не только вооружённая борьба; центр имел свои политическую и экономическую программы, выпускал периодические издания и брошюру, подготовленную И. Г. Бессоновым, под названием «Что делать?».
Политико-экономические взгляды И. Г. Бессонова на будущее России состояли, в частности, из следующего:
«Тяжелая промышленность, транспорт, почта и телеграф будут находиться у государства. Колхозы ликвидируются, вводится частная собственность на землю и допускается частная инициатива; при этом внешняя торговля тоже должна находиться под контролем государства. Россия должна сохранить полную территориальную, экономическую и политическую независимость. После свержения Советской власти до окончания войны вводится военная диктатура, осуществляемая руководителями Освободительных сил, а затем — всеобщие выборы».
Помимо работы над центром, И. Г. Бессонов выполнял частные поручения немецкой разведки: так, в конце 1942 года предпринял попытку направления компрометирующего письма А. М. Василевскому, которая закончилась неудачей; также в виде «подсадной утки» сидел в камере вместе с сыном Сталина Яковом Джугашвили.
Наиболее известным мероприятием, которое пытался воплотить в жизнь И. Г. Бессонов, являлся план по заброске в лагеря ГУЛАГ на территории СССР парашютных десантов из числа военнопленных, общей численностью к окончанию операции до 50 тысяч человек. Предполагалось, что десантники уничтожат охрану, вооружат заключённых и результатом этого будет восстание в тылу Красной Армии. На первоначальном этапе операции предполагалась заброска бригады, численностью до 6 тысяч человек, в три зоны — Северную (правый берег течения Северной Двины), Центральную (бассейн реки Печоры) и Восточную (от Оби до Енисея). Так, бывший полковник Красной Армии Меандров, являющийся ответственным за Северную зону, планировал выбросить в ней 5-6 отрядов, численностью до батальона. Однако к лету 1943 года были готовы к действиям только две десантно-штурмовые группы по 50—55 человек каждая, группа радистов в 20—25 человек и женская группа в 20 человек, набранная из числа военврачей и медсестёр. Этот план с десантом, немцы, запретили и партию Бесонова разогнали. Известны случаи заброски нескольких небольших диверсионных групп: 2 июня 1943 года 12 человек были высажены в Кожвинском районе Коми АССР, в конце 1943 года 40 парашютистов были высажены у Сыктывкара, в июне 1944 года 7 парашютистов опять же были высажены в Коми АССР. Все они были быстро уничтожены.
При этом И. Г. Бессонов не оставлял политическую деятельность, что в конечном итоге привело к краху его карьеры. Настаивая на невмешательстве немецкой стороны в дела его организации, восстановлении СССР (России) в границах 1941 года после победы, да и просто преследуя цель получения высшего руководства в стране, он добился того, что немцы настояли на его переговорах с Власовым. В июне 1943 года, по дороге на встречу с Власовым в Берлине, И. Г. Бессонов был арестован и с несколькими ближайшими подвижниками был помещён в Заксенхаузен, однако на привилегированный, свободный режим содержания, продолжал активную деятельность, посылал в адрес немецкого командования меморандумы, обращения, планы. В середине апреля 1945 года И. Г. Бессонов был эвакуирован из Заксенхаузена, в течение полумесяца прошёл через лагеря Дахау, Флоссенбург, Инсбрук, и наконец, вывезен в Южный Тироль к американцам. 15 мая 1945 года был передан советским властям по его собственной просьбе о возвращении в СССР. Арестован.[3]
После почти пятилетнего следствия Военной коллегией Верховного Суда СССР 18 апреля 1950 года на основании статьи 58-1 «б» УК РСФСР приговорён к высшей мере наказания — расстрелу. Приговор приведен в исполнение в тот же день. Впоследствии не реабилитирован[4].
Примечания
- Русская Америка № 395 Архивировано 16 мая 2008 года.
- Н. С. Борисенко «Днепровский рубеж: трагическое лето 1941-го»
- Решин Л. В., Степанов В. С. Судьбы генеральские… // Военно-исторический журнал. — 1993. — № 1. — С.30-39.
- Со ссылкой на Центральный архив Федеральной службы безопасности России. Д. Н-20096.
Литература
- Великая Отечественная. Комдивы : военный биографический словарь / [Д. А. Цапаев и др. ; под общ. ред. В. П. Горемыкина] ; М-во обороны Российской Федерации, Гл. упр. кадров, Гл. упр. по работе с личным составом, Ин-т военной истории Военной акад. Генерального штаба, Центральный архив. — М. : Кучково поле, 2014. — Т. III. Командиры стрелковых, горнострелковых дивизий, крымских, полярных, петрозаводских дивизий, дивизий ребольского направления, истребительных дивизий (Абакумов — Зюванов). — С. 260—261. — 1102 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9950-0382-3.
Ссылки
- Чуев С. Г. Спецслужбы Третьего Рейха. Кн. 2, Книга 2