Безответные вопросы
Безответные вопросы или бесполезные вопросы, авьяката (пали, санскр. авьякрита)[1] — метафизические вопросы в буддизме, в ответ на которые Будда хранил «благородное молчание» или пояснял, почему отказывается отвечать на них[2].
Описание
Согласно «Чуламалункья сутре», монах Малункьяпутта, выполнявший практику медитации, задал себе такие вопросы[3]:
- Вечна ли вселенная?
- Или она не вечна?
- Конечна ли вселенная?
- Бесконечна ли вселенная?
- Джива и тело — одно и то же?
- Или джива — это одно, а тело — другое?
- Существует ли Татхагата после смерти?
- Или он не существует после смерти?
- Или он одновременно существует и не существует после смерти?
- Или он одновременно ни существует, ни не существует после смерти?
Монах решил, что если не получит ответа на эти вопросы от Будды, то вернётся к жизни мирянина. После этого Малункьяпутта пришёл к Будде и задал ему эти вопросы, также говоря, что ему не нравится то, что учитель обходит эти вопросы стороной[3].
В ответ на это Гаутама Будда указал, что он не давал обещания разъяснять эти вопросы, а Малункьяпутта не давал обещания о том, что Будда разъяснит эти вопросы после практики Дхармы. Также Будда приводит следующую аналогию для решения Малункьяпутты уйти из монахов и оставить учение, если он не узнает ответа[4]:
Это подобно, о Малункьяпутта, человеку, который, будучи раненым отравленной стрелой, и к которому родственники и друзья привели врача, скажет: «Я не позволю вытащить эту стрелу, пока не узнаю, кто меня ранил: кшатрий это, брахман, вайшья или шудра?» Затем он скажет: «Я не позволю вытащить эту стрелу, пока не узнаю, кто меня ранил, как его зовут, из какой он семьи?». <…> Затем он скажет: «Я не позволю вытащить эту стрелу, пока не узнаю, была ли это обычная стрела или какая-то необычная?»
После этого Будда говорит, что «жизнь в соответствии с Дхармой, о Малункьяпутта, не зависит от мнения, что Вселенная вечна» и перечисляет те вопросы, которые он не объяснил, и в заключение говорит, что причиной отсутствия объяснений является отсутствие пользы от таких объяснений[1].
Общее количество вопросов, названных «авьякрита», согласно разным данным, менялось от четырёх до шестнадцати. Традиционными считаются десять вопросов[1].
Трактовка
Буддолог В. Г. Лысенко отмечала, что Будда давал ответ лишь на те вопросы, которые могут помочь «конкретному человеку в его конкретной ситуации». Будда отказывался от общих вопросов и связанных с ними категорических ответов, требуя проводить анализ любого вопроса. В этой связи Лысенко, сравнивая Будду с Иисусом, находит, что для Будды Нагорная проповедь была бы «совершенно невозможной вещью»[5].
Проанализировав ответы Будды на подобные вопросы, Лысенко выделила пять вариантов ответов Будды[6]:
- Молчание. Различные представители буддийских школ и исследователи по-разному трактовали «благородное молчание Будды» и часто использовали его как причину считать, что Будда молча поддерживал именно их позицию[7]. В махаянской традиции в целом «благородное молчание» соответствует «высшему уровню понимания» последователя, на котором промежуточная «словесная оболочка» уже отброшена[8].
- «Не ведёт к нирване». Будда, в соответствии с доктриной искусных средств, давал различные ответы разным спрашивающим на одни и те же вопросы[9]. В частности, таким образом Будда отвечал на вопросы Малункьяпутты, но не на вопросы Ваччхагхоты[10].
- «Нерелевантно». В частности, такой ответ Будда дал Ваччхагхоте на вопрос о том, что происходит с Татхагатой или его душой после смерти. Поясняя ответ, Будда сравнивает этот вопрос с вопросом «В какую сторону ушёл погасший огонь?». Ваччхагхота соглашается с нерелевантностью вопроса, говоря, что огонь просто исчезает, когда заканчивается топливо. Будда в свою очередь говорит, что пять скандх Татхагаты исчезают аналогичным образом и отмечает ошибочность мнения о том, что «Татхагата есть нечто устойчивое»[11].
- «Некорректно». Это, в частности, относилось к вопросам, в которых отделялось качество от первоэлемента, создавшего это качество. Например, это относилось к вопросу «Что такое распад и смерть и кого суть (то есть кто претерпевает) распад и смерть?», на который Будда ответил, что считает этот вопрос равнозначным по сути вопросу «Распад и смерть — это одно, а то, что они принадлежат кому-то — другое»[10].
- «Не имеет меры». Такой ответ давался Буддой на вопросы о «запредельном» или нирване.
Примечания
- Лысенко, 2003, с. 168.
- Лысенко, 2003, с. 168—169.
- Лысенко, 2003, с. 166.
- Лысенко, 2003, с. 167—168.
- Лысенко, 2010, с. 141.
- Лысенко, 2003, с. 174.
- Лысенко, 2003, с. 169.
- Лысенко, 2003, с. 31.
- Лысенко, 2003, с. 171.
- Лысенко, 2003, с. 173.
- Лысенко, 2003, с. 172—173.
Литература
- Лысенко В. Г. Тема 10. Отношение Будды к метафизическим вопросам // Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. — М.: ИФ РАН, 2003. — 246 с. — ISBN 5-201-02123-9.
- Дьяков А. В., Колесников А. С., Аникеева Е. Н., Лысенко В. Г. «Путешествие из Элисты в Москву». Беседа с В. Г. Лысенко // Хора. Журнал современной зарубежной философии и философской компаративистики. — Курск, 2010. — № 1/2 (11/12). — С. 124—149. — ISSN 2070-805x.