Башкирская лошадь

Башки́рская лошадь , древняя лошадь Южного Урала и Приуралье .

ПРОИСХОЖДЕНИЕ БАШКИРСКОЙ ЛОШАДИ

Башкирская порода лошадей сложилась, несомненно, в далеком прошлом. Иппологи И. Мердер (1868), С. П. Урусов (1902) и М. И. Придорогин (1915, 1923) считали, что башкирская лошадь произошла от монгольской и скрещивалась с лошадьми, разводимыми в прошлом в северных районах России. К. Б. Свечин (1947) писал, что, по-видимому, предки башкирской лошади были приведены башкирами в свои владения из Азии в VII—VIII веках н. э. и в XIII—XIV веках подверглись скрещиванию с монгольскими и киргизскими лошадьми.

По мнению ряда авторов (Юрасов, 1933; Шпайер, 1939; Чебаевский, 1946; Афанасьев, 1953), башкирская лошадь представляет собою переходную ступень от лошадей степных к лошадям северного лесного типа. И. А. Сайгин (1940, 1955) предполагал, что основой для башкирской породы были степные лошади, приведенные во II—VII веках из Азии, которые скрещивались с северной лесной лошадью и в новых экологических условиях приобретали черты, свойственные промежуточному лесостепному типу. Таким образом, по мнению одних авторов, башкирская лошадь произошла от монгольских, по мнению других, она была приведена с собой кочевыми племенами из Азии во II—VII веках н. эры.

Историческое прошлое башкирской лошади теснейшим образом связано с историей народов, населявших степные и горные пространства Башкирии. Известно, что человек здесь появился на самых ранних этапах доисторического общества. В период палеолита он занимался собирательством и охотой, а в неолитическую эпоху — рыбной ловлей, собиранием плодов и корней растений.

В конце бронзовой эпохи Приуралье было заселено рядом племен, известных в истории под названием культур Срубной, Андроновской, Абашевской. Образ жизни человека этих культур был оседлый. Основой хозяйства было пастушеское скотоводство и пойменное земледелие.

В первых веках первого тысячелетия до нашей эры устанавливаются тесные связи и взаимный обмен между скотоводческими и земледельческими племенами. Скот, который раньше служил для удовлетворения потребностей племени, становится теперь товаром. Появляется потребность в массовом разведении скота. Большие стада потребовали и обширных пастбищных просторов, способных прокормить их не только летом, но и в зимнее время. Так создались условия для постепенной замены оседлого скотоводства кочевым. На огромных степных просторах средней Азии и Поволжья образуются различные племенные союзы кочевников: каспиев, массагетов, сакков, савроматов.

Савроматы в VII веке до нашей эры обитали на юге Башкирии, в степях бассейнов рек Урала и Сакмары. Памятники их дошли до нас в виде степных курганов (известны курганы, раскопанные близ села Прохоровка, недалеко от Оренбурга). Изучение курганных находок показало, что у этих кочевников-скотоводов основой хозяйства было коневодство, а материальная культура была сходна со скифской культурой причерноморских степей.

С IV века нашей эры в результате больших военных столкновений племен в причерноморских и прикаспийских степях с гуннскими ордами началось массовое проникновение кочевых племен в Поволжье и Западную Башкирию.

В VTI —IX веках в этих местах появляется большое число аланских племен, одним из памятников которых является Левашовский могильник близ города Стерлитамака.

В IX веке между Уралом и Волгой кочует народ тюркского племени — печенеги. В начале X века печенеги были оттеснены половцами.

Половцы (кипчаки) были также кочевниками-скотоводами, предки их известны античным писателям под именем куманов.

В конце VII—VIII веков часть тюрок булгар, обитавших по северо-восточному побережью Азовского моря, под давлением хазар двинулась на Волгу и покорила там разнородные оседлые и кочевые племена, включив их в состав своих княжеств. В X веке булгарские княжества объединились в единое государство, территория которого распространилась и на нижнее течение реки Белой, следовательно, и на западные районы Башкирии. К этому же времени относятся и первые исторические сведения о башкирах как самостоятельной народности.

Этнограф С. И. Руденко (1955) и антрополог М. С. Акимова (1968) считают, что башкирский народ образовался в результате смешения европеоидных и монголоидных племен, на основе которых в первых веках первого тысячелетия новой эры сформировался более однородный тип с бытом, обусловленным кочевым скотоводством, охотой, пчеловодством, а также земледелием.

В процессе формирования башкирского народа принимали участие также и кочевые племена, проникавшие на территорию Башкирии в более поздние периоды. Однако ни контакт с соседними племенами, ни проникновение на территорию Башкирии гуннских, позднее татаро-монгольских, казахских и др. племен, по мнению исследователей, коренным образом не изменили ни физического типа, ни языка, ни быта башкир.

Археологические исследования К. В. Сальникова (1952) показывают, что племена, обитавшие здесь еще во II тысячелетии до н. э. (Андроновская культура) занимались охотой и скотоводством. Из домашних животных на территории Башкирии найдены кости лошади, крупного и мелкого рогатого скота и собаки. Эти данные также позволяют утверждать, что на территории Башкирии лошадь появилась задолго до прихода кочевых племен.

Все это дает основание утверждать, что башкирская лошадь формировалась на основе местной породы, ассимилировав различные отродья лошадей кочевых тюркоязычных племен. Доказательством этого служит также наличие в составе башкирского народа таких родов, названия которых напоминают названия племен и народов, известных в истории задолго до появления башкирской народности: кипчаковцы, билярцы (булгары), каракатайцы, бурзянцы, табынцы, зилаирцы и др.

Источник: В.С. Мурсалимов, Б.Х. Сатыев. Башкирская лошадь. Башкирское книжное издательство. Уфа. 1988

История

В результате превращения Башкирии в колонию царской России чистокровная башкирская лошадь стала постепенно терять породистость и вместе с тем лучшие свои беговые качества. Способствовало и то, что башкирская порода лошадей смешивается с лошадьми пришлого населения, в частности, русского. Другой причиной падения коневодства у башкир было резкое сокращение пастбищ и в этой связи ухудшения содержания животных, плохая обеспеченность питательный кормом. "Причины упадка скотоводства, кроме уменьшения площади лугов..., - отмечал Д. Никольский, - лежит и в плохом уходе за скотом, малопитательном и недостаточном корме". //Никольский Д. Башкиры. - С. 90. М. Г. Муллагулов //Башкирской народный транспорт XIX-начало XX в. //Уфа - 1992, С. - 68.


Башкирская лошадь была широко распространена в XVIIXVIII веках. Разводилась в Уфимской и Оренбургской губерниях, встречалась в Пермской, Казанской и Самарской губерниях, на почтовых трактах Западной Сибири. Широко известны были башкирские тройки, на которых без отдыха и кормления в пути можно было за 8 часов преодолеть 120—140 километров.

Башкирские лошади принадлежат народу оседлому, который если и кочует, так на недалекие расстояния. Соответственно этому и лошадь приближается более к сельскохозяйственной, чем к верховой. Она не так суха, с более развитым костяком, круп у неё малопокатый, но ноги также крепкие и сильные, с прочным копытом. Очень вынослива, характером флегматичная. В прошлом число башкирских лошадей составляло около 600 тысяч голов.

Пётр Иванович Рычков в своей книге «Топография Оренбургская» (стр. 292) писал, что башкирская лошадь в России издавна считается крепкой породой лошадей, а также отмечал иноходь, резвость и скорость породы. Их стоимость была 30 — 50 рублей. По его словам, немало башкир держали 300—400 лошадей.

Рычков писал, что башкиры как зимой, так и летом содержали табуны в степи, и что как бы ни глубок был снег, башкирская лошадь привыкла разгребать (тебенить) снег и питаться подснежною травой. Для тех же лошадей, что использовались зимой для езды, заготавливалось сено.

Племенная работа с породой «башкирская» проводилась в Башкирском НИИ сельского хозяйства под руководством профессора Ивана Андреевича Сайгина.

Использование в войнах

Лошадь использовалась при формировании башкирских войск во время Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны.

Такие качества башкирской лошади, как смелость и решительность, напористость и легкость в управлении, доверчивость всаднику, а также способность продолжительное время передвигаться резвым галопом и резвой рысью, что позволяло всаднику эффективно вести прицельный огонь из лука и рубить саблей, были отмечены во время Отечественной войны 1812 года.

Также башкирская лошадь использовалась при формировании 112-й Башкирской кавалерийской дивизии.

Символизм

Во многих башкирских народных сказаниях уделено особое внимание лошади.

В башкирской мифологии Толпар — это сказочный крылатый конь, рождённый в пучине вод или у истоков океана. В это имя заложены смысловые понятия порыв, вал, шквал, буря, вдохновение, окрыление, возвышение.

Акбузат — крылатый конь небесный, играет важную роль в башкирских эпосах «Урал-батыр» и «Акбузат».

В башкирских народных сказаниях «Хромой буланый» (Аҡһаҡ ҡола), «Вороной иноходец» (Ҡара юрға), «Пять жеребцов» (Бишҡолон), «Кузыйкурпас и Маянхылыу» (Ҡуҙыйкүрпәс менән Маянһылыу), «Алпамыша» лошадь — верный товарищ башкирского батыра.

Прочее

В Башкортостане обсуждалась инициатива законодательного запрета на вывоз лошадей башкирской породы[1].

Галерея

У Шихана Тратау В Абзелиловском районе Картина Александра Осипович Орловского

Примечания

Ссылки

Литература

  • Башкирская лошадь // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [и др.]. СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  • Сайгин И. А. Башкирская лошадь и пути её улучшения. Уфа, 1955.
  • Мурсалимов В. С. Племенная работа в коневодстве //Племенное животноводство в Башкирии. Уфа, 1983.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.