Барбоза, Моасир

Моасир Барбоза Насименту, Моакир Барбоза Насименту[2] (порт.-браз. Moacir Barbosa Nascimento; 27 марта 1921, Кампинас, Сан-Паулу — 7 апреля 2000, Прая-Гранди, Сан-Паулу) — бразильский футболист, вратарь.

Моасир Барбоза
Общая информация
Полное имя Моасир Барбоза Насименту
Прозвище Резиновый человек[1]
Родился 27 марта 1921(1921-03-27)
Умер 7 апреля 2000(2000-04-07)
Прая-Гранди, Сан-Паулу, Бразилия
Гражданство
Рост 170 см
Позиция вратарь
Молодёжные клубы
Атлетико Тамандаре
Клубная карьера[* 1]
1940—1941 АДСИ
1942—1944 Ипиранга (Сан-Паулу)
1945—1955 Васко да Гама 494 (?)
1955—1956 Санта-Круз
1957 Бонсусессо
1958—1962 Васко да Гама
1962 Кампо Гранде
Национальная сборная[* 2]
1945—1953 Бразилия 22 (-27)
Международные медали
Чемпионаты мира
Серебро Бразилия 1950
Чемпионаты Южной Америки
Золото Бразилия 1949
Серебро Перу 1953
Бронза Эквадор 1959
  1. Количество игр и голов за профессиональный клуб считается только для различных лиг национальных чемпионатов.
  2. Количество игр и голов за национальную сборную в официальных матчах.

Армандо Ногейра писал про него: «Барбоза — самое обиженное существо в истории бразильского футбола. Он был мастерским вратарём. Он делал чудеса. Гол Гиджи в финале Кубка 1950 поразил его, как проклятье. И чем больше я вижу копий [воткнутых] в него, тем больше я его оправдываю. Этот матч был проигран накануне»[3].

Карьера

Моасир Барбоза родился в семье Эмидио Барбозы и Изауры Феррейры в районе Руа Мажор Салон в Кампинасе. Помимо него, в семье было ещё 10 детей[4]. Он начал свою карьеру в любительском клубе «Атлетико Тамандере»[5]. Затем играл в качестве левого нападающего в клубе АДСИ[6], принадлежащей фармацевтической компании, в которой работал футболист[7]. Через два года он перешёл в «Ипирангу» уже в качестве голкипера[1][6]. А в 1945 году Барбоза стал игроком «Васко да Гамы», заменив основного вратаря команды Родригеса, завершившего карьеру[6]. В первом же сезоне в команде Моасир помог клубу выиграть Лигу Кариока, при этом команда не проиграла ни одной встречи в сезоне[8]. Также тот сезон стал началом команды, позже прозванной «Экспресс из Витории», выигравшей 5 титулов Лиги Кариоки и один турнир Рио-Сан-Паулу. Наи высшим же достижением того периода стала победа в клубном чемпионате Южной Америки в 1948 году. Сам Барбоза на турнире пропустил лишь 3 гола в 6 матчах. А в решающей игре он смог сохранить свои ворота в неприкосновенности в матче с «Ривер Плейтом» времён «Ла Машины», в составе которого играли Ди Стефано, Хосе Мануэль Морено, Анхель Лабруна и Феликс Лоустау.

В 1953 году Моасир в столкновении с игроком «Ботафого» Зезиньо получил тяжёлую травму — перелом ноги[9]. После этого он впал в депрессию. Но выйти из неё помогли болельщики «Васко», которые постоянно навещали футболиста. Дошло до того, что у больницы, где он лежал, стали собираться очередь из людей, желавших посетить травмированного игрока[3]. В 1956 году он перешёл в «Санта-Круз», затем играл в «Бонсусессо», вновь в «Васко да Гаме». А в 1962 году Барбоза завершил карьеру в клубе «Кампо Гранде»[6]. 8 июля 1962 года Барбоза провёл свой последний в карьере матч, в котором он по ходу игры покинул поле, почувствовав травму мышцы ноги[5]. Завершив игровую карьеру, Моасир устроился работать суперинтендантом при стадионе Маракана[3]. В 1993 году, накануне игры Бразилии с Уругваем, Барбоза захотел встретиться с тогдашним голкипером национальной команды Клаудио Таффарелом. Но главный тренер команды Карлос Алберто Паррейра отклонил предложение, посчитав встречу с Моасиром плохой приметой[5][10]. Последние годы жизни Барбоза прожил в городе Прая-Гранди[11] в нищете[12]. Там же он и умер от острой сердечной недостаточности в 2000 году[10]. В том же городе он был похоронен на кладбище Морада да Гранди Планисе[13][14].

В 2006 году Барбоза был выбран в так называемую «команду мечты» «Васко да Гамы», в качестве лучшего вратаря в истории клуба[7].

Международная карьера

В составе сборной Бразилии Барбоза дебютировал 16 декабря 1945 года в матче с Аргентиной на Кубок Рока, в котором бразильцы проиграли 3:4, а сам Барбоза был заменён по ходу игры на Обердана Каттани[15]. После этого Бразилия с Аргентиной на турнире сыграли ещё дважды, а титул достался команде Барбозы, который в сборную уже не приглашался. Второй матч за национальную команду Моасир сыграл лишь 3 года спустя на Кубке Риу-Бранко со сборной Уругвая (1:1)[16]. В 1949 году Флавио Коста, совмещавший работу в сборной страны и «Васко да Гаме» взял Барбозу в качестве основного голкипера на чемпионат Южной Америки. Там голкипер сыграл все 8 матчей, а его команда выиграла золотые медали первенства, впервые с 1922 года[17].

Когда ты говоришь о 1950, никто не думает об общем крахе. Бразилец уже забыл о жёлтой лихорадке, обязательной вакцинации, испанке, убийстве сенатора Пиньейру Машаду. Но что он не забывает, это, так называемого «цыпленка» Барбозу[11].
Нелсон Родригес, бразильский драматург, о Барбозе

В 1950 году Барбоза в качестве основного вратаря поехал в составе сборной на чемпионат мира, который проходил на их родине Бразилии. На первом групповом турнире команда выиграла две встречи и одну свела вничью. Второй групповой турнир команда также начала очень уверенно: она сначала крупно обыграла со счётом 7:1 Швецию, а затем разгромила Испанию со счётом 6:1. Последняя встреча Бразилии предстояла с Уругваем, которая имела на очко меньше и занимала второе место. Таким образом Бразилии, чтобы стать чемпионами мира было достаточно ничьей. Накануне игры «Gazeta Esportiva» написала: «Завтра мы победим Уругвай!», а «O Mundo» опубликовала фотографию команды с текстом: «Это чемпионы мира». Все в бразильском футболе так были уверены в победе, что игроки сборной прямо перед матчем получили золотые часы с надписью: «Для чемпионов мира», а Жюль Риме, президент ФИФА, заранее заготовил речь, в которой чествовал бразильцев[18]. В самой игре, при счёте 1:1, нападающий Уругвая Альсидес Гиджа прошёл по правому флангу нападения, и ударом в ближний угол забил мяч, который лишил Бразилию титула. Многие посчитали, что этот гол — ошибка Барбозы, который не смог отбить не самый сложный удар[1][3][11][18]. Более того, некоторые указывали на конкретный недочёт вратаря, который за секунду до удара начал двигаться к дальнему углу, а Гиджа, увидев это, нанёс удар в ближний[5][7], при этом мяч прошёл между левой рукой вратаря, уже упавшего на газон, и его ногами в районе подмышки[14]. Дочь голкипера, уже после его смерти сказала, что отец ей поведал о том, что он не видел, как мяч попал в сетку, уверенный, что смог его отбить, лишь услышал тишину, накрывшую Маракану[4][19].

После игры Барбоза и его жена Клотилда отправились домой. Там они оставили машину и пришли на площадку возле дома, где семья с соседями заранее накрыли стол, думая вместе отпраздновать победу. Когда они пришли на площадку там никого не было. Еда была нетронутой[4].

В Бразилии максимальное наказание (тюремное заключение) составляет 30 лет, но я заплатил 40 за преступление, которого я не совершал[11].Моасир Барбоза

Вопреки расхожему мнению, поражение от Уругвая — не последний матч Барбозы за сборную. В 1953 году он поехал на свой второй чемпионат Южной Америки, где даже сыграл один матч с Эквадором, в котором отстоял на ноль. Но на этом турнире основным вратарём всё же являлся Карлос Кастильо, потому эта встреча осталась для Моасира единственной на турнире[20]. Он был кандидатом на поездку на чемпионат мира 1954, но из-за перелома ноги, полученного за год до этого, на турнир не попал[7]. Матч с Эквадором стал последним, проведённым Барбозой в форме сборной Бразилии, а всего за национальную команду он провёл 20 официальных и два неофициальных матча, в которых пропустил 27 голов.

Стиль игры

Барбоза отличался очень смелым стилем игры. В частности он всегда прыгал в ноги атакующих соперников, что приводило к травмам. В частности, у него было 6 переломов левой руки и пять на правой. Также Моасир отличался нелюбовью к вратарским перчаткам, играя только голыми руками. Ещё одной отличительной особенностью Барбозы был его невысокий, для вратаря, рост — 170 см[1], который он уравновешивал отменной прыгучестью[7].

Достижения

Личная жизнь

Моасир Барбоза был женат. Жена — Клотилда, потеря которой в 1996 году (ей было 56 лет, умерла от рака позвоночника[14]) стала худшим моментом его жизни[5]. Последние годы жизни Моасир прожил с приёмной дочерью Терезой Борба. Своих детей у него не было[3][11][19].

Моасира обвинялся в поддержке коммунизма, за то, что он подписал манифест бразильской коммунистической партии, в те годы запрещённой в стране. Сам голкипер утверждал, что не знал, какой документ подписывал[4].

В 1963 году Барбоза устроил барбекю из ворот стадиона Маракана, которые там стояли со времён его постройки. Дело в том, что деревянные ворота были заменены на железные фирмы ADEG, которая управляла стадионом. А Моасир, как сотрудник ADEG и суперинтендант стадиона имел право их выкинуть. Но он поступил по другому, сломав на мелкие части, он пригласил друзей и разжег из них костер, на углях которого пожарил мясо[7].

По словам Барбозы, самой большой болью, причинённой другими людьми стали слова женщины, которая обратилась к своему сыну, указав на голкипера: «Послушай, сынок. Этот человек заставил всю Бразилию рыдать»[14].

Примечания

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.