Эфесская вечерня

Эфесская вечерня — массовое убийство римских граждан и италиков в Малой Азии, совершенное в 88 году до н. э. по приказу Митридата VI после захвата им ряда провинций в ходе Первой Митридатовой войны.

Предыстория

В I веке до н. э. Рим проводил активную экспансионистскую политику, захватывая и подчиняя малые государства Средиземноморья. Римские и италийские ростовщики активно начали прибирать к своим рукам экономику Малой Азии, вызывая тем самым сильную ненависть местного населения.

Однако стремление Рима установить полный контроль над богатейшей провинцией Малой Азией столкнулось с растущими амбициями царей Понтийского царства. В результате в 89 г. до н. э. началась I Митридатова война (89 — 85 гг. до н. э.). Используя временную слабость Рима, понтийский царь Митридат VI Евпатор быстро захватил обширные владения на Востоке. В 88 г. в Эфесе он издал тайный приказ об истреблении всех римлян и италиков на захваченных им территориях. Целей этой резни было несколько: уничтожение римских граждан и италиков как проводников римского влияния, пополнение царской казны за счет имущества казненных, а также стремление царя привязать к себе и навсегда оторвать от Рима жителей городов, принявших участие в резне римлян и италиков[1].

Резня

Понтийский царь самым тщательным образом спланировал уничтожение такого большого количества людей. Для этого он разослал по подвластным городам тайный приказ:

Выждав тридцать дней, сразу всем напасть на находящихся у них римлян и италийцев, на них самих, на их жён и детей и отпущенников, которые будут италийского рода, и, убив их, бросить их без погребения, а все их имущество поделить с царем Митридатом. Он объявил и наказания тем, кто их будет хоронить или укрывать, и награды за донос тем, кто изобличит или убьет скрывающих; рабам за показание против господ — свободу, должникам по отношению к кредиторам — половину долга. Такой тайный приказ он послал одновременно всем, и когда наступил этот день, то по всей Азии можно было видеть самые разнообразные картины несчастий.

В провинциях и вассальных государствах к римским гражданам долгое время относились крайне негативно, поскольку грабительский характер римской политики в отношении провинций был очевиден всем. Особое возмущение провинциалов вызывала деятельность римских откупщиков (публиканов), выкачивавших деньги из Азии в невиданных прежде масштабах, применяя при этом самые жестокие методы принуждения, вплоть до продажи неплательщиков в рабство[3]. По этой причине, когда был обнародован приказ Митридата, в массовых убийствах римских граждан и италиков самое активное участие приняло местное население, которое видело в римлянах представителей чужеземной оккупационной власти. Помимо Эфеса массовые убийства происходили в Адрамитионе, Кавне, Пергаме и Траллах. Как правило, истребление носило самый беспощадный характер: вопреки древнему обычаю, гарантировавшему неприкосновенность всем укрывавшихся в храмах, жители Эфеса сознательно пошли на святотатство против храма Артемиды и несчастных, державшихся за изображение богини, убили прямо на месте. В Пергаме подобным же образом были убиты укрывшиеся в храме Асклепия римляне, которых там перестреляли из луков.

Такие же злодеяния творились во множестве других городов:

Адрамиттийцы, выйдя в море, убивали тех, которые собирались спастись вплавь, и топили в море маленьких детей. Жители Кавна, после войны с Антиохом ставшие подданными и данниками родосцев и незадолго до этого от римлян получившие свободу, оттаскивая от статуи Гестии тех римлян, которые бежали в храм Гестии в здании Совета, сначала убивали детей на глазах матерей, а затем и их самих, и вслед за ними и мужчин. Жители Тралл, не желая самолично совершать такое преступление, наняли для выполнения этого дела пафлагонца Феофила, человека дикого, и Феофил, собрав всех римлян вместе в храм Согласия, стал их там убивать и у некоторых, обнимавших статуи богов, отрубал руки. Такое бедствие постигло бывших в Азии италийцев и римлян, всех вместе – и мужчин, и детей, и женщин, и вольноотпущенных, и их рабов, которые были италийского происхождения. И в этом случае особенно было ясно, что Азия не вследствие страха перед Митридатом, но скорее вследствие ненависти к римлянам совершала против них такие ужасные поступки[2].

Аппиан

В то же время в Смирне, Магнесии, на Косе репрессий не было. Иногда римляне всего лишь меняли тогу на греческий гиматий, и одно это спасало их от гибели. Хотя Плутарх указывает число погибших при резне римлян в 150 тысяч человек[4], даже «минимальное» число жертв, 80 тысяч (Val. Max. IX. 2. Ext. 3; Memno 31.4) является, как полагают авторитетные специалисты, сильно завышенной [5]. Но, разумеется, гибель даже нескольких тысяч римских граждан не могла не вызвать в Риме страшного возмущения.

Последствия

Понтийский царь Митридат использовал конфискованные у погибших римлян ценности для пополнения собственной казны. Столь неслыханное преступление заставило римское общество сплотиться и направить для борьбы с Понтийским царством мощную армию[2]. Впоследствии после заключения мира с Митридатом диктатор Сулла наложил на провинцию Азию за участие в истреблении римских граждан колоссальный штраф в двадцать тысяч талантов, полностью разоривший её города[4].

См.также

Примечания

  1. Римская провинция Азия и начало 1 Митридатовой войны
  2. Аппиан. Римская история. Митридатовы войны
  3. Молев Е.А. Властитель Понта. Монография. Н. Новгород, 1995. С. 31.
  4. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Сулла
  5. Brunt P.A. Italian Manpower. 225 В.С. – А.D. 14. Oxford, 1971. P. 224–227.

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.