Узбек-хан

Узбе́к, исламский титул — Султан Гийас ад-Дин Мухаммед (ок. 1283 — 1341) — хан Золотой Орды с 1313 года[1][2][3][4]; сын Тогрула (Тогрулджая, Тогрулчи), десятого сына Менгу-Тимура; племянник хана Тохты. При нём государственной религией Золотой Орды был признан ислам. Узбек особенно активно утверждал свою власть в русских княжествах, выдал свою сестру Кончаку за Московского князя Юрия Даниловича. Покровительствовал Москве в её борьбе с тверскими князьями. В годы правления Узбека началось собирание русских княжеств под властью Ивана Калиты, младшего брата Юрия, что в итоге привело к выходу Княжества Московского (впоследствии — Великого), а потом и всей Руси из подданства ханов Золотой Орды.

Узбек
тат. Үзбәк хан, ﺋوﺯﺒﻪﻙ

На миниатюре Лицевого летописного свода
1313 1341
Предшественник Тохта
Преемник Тинибек

Рождение ок. 1283
Смерть 1341(1341)
Золотая орда
Род Чингизиды
Отец Тогрул (Тогрулджай)
Супруга Баялун
Тайдула
Дети Тимурбек
Тинибек
Джанибек
Тулунбек
Иринбек
Тугдыбек
Хызр-бек
Отношение к религии ислам
 Медиафайлы на Викискладе

Правление Узбека стало временем наивысшего могущества Золотой Орды. В русских летописях известен как Алабуга, Азбяк, Озбяк.

Личность

Об Узбек-хане (араб./перс. اوزبك خان), как о государственном деятеле и человеке, писали многие арабо-персидские авторы XIV—XV веков. Ибн Баттута, удостоенный личной аудиенции с ним в 1333 году, дал хану самую высокую оценку: «Он один из тех семи царей, которые величайшие и могущественные цари мира». Историк-хронист аль-Муфаддал: «…Это молодой человек красивой наружности, отличного характера, прекрасный мусульманин, храбрый и энергичный». Географ и историк аль-Айни: «Он был человек храбрый и отважный, религиозный и набожный, почитал правоведов, любил учёных, слушался [советов] их, доверял им, был милостив к ним, посещал шейхов и оказывал им добро»[5].

Ал-Бирзали, например, пишет: «Когда этот царь [Тохта] умер, то после него воцарился Узбек-хан, человек лет тридцати. Он исповедовал ислам, отличался умом, красивой внешностью и фигурой». И в другом месте: «юноша красивой наружности, прекрасного нрава, отличный мусульманин и храбрец». Аз-Захаби отзывается о нём в таком же духе: «…храбрый герой, красавец наружностью, мусульманин, уничтоживший множество эмиров и волшебников». Даже хулагуидский историк Вассаф, которого никак нельзя заподозрить в дружелюбии к Узбек-хану, отзывается о нём с большой похвалой: «Благочестивый царевич Узбек,— пишет он, — сын Тоглука, сына Токтая, сына Менгу-Тимура, обладающий божественной верой и царским блеском»[6].

Имя Узбек было тюркским по происхождению и упоминается на Среднем Востоке ещё до походов Чингисхана. Это имя встречается у Усамы ибн Мункыза (ум. в 1188) в его «Книге назидания»; описывая события, происходившие в Иране при Сельджукидах, автор отмечает, что одним из предводителей войск правителя Хамадана Бурсука в 1115—1116 годах был «эмир войск» Узбек — правитель Мосула[7]. По данным Рашид ад-Дина, последнего представителя тюркской династии Илдегизидов, правивших в Тебризе, звали Узбек Музаффар (1210—1225)[8].

Приход к власти и утверждение ислама

Узбек-хан приходился племянником хану Тохте и внуком хану Менгу-Тимуру. Сын Тохты Иксар (Ильбасар, Илбасмыш) по протекции могущественного эмира Кадака был объявлен ханом, при этом сам Кадак стал главным визирем. Но в январе 1313 года Узбек вместе с беклярбеком Кутлуг-Тимуром, прибыв из Ургенча, чтобы сказать близким покойного хана Тохты слова утешения, убил Иксара и Кадака. После, при поддержке Кутлуг-Тимура и жены своего отца Баялун, Узбек захватил власть в Золотой Орде[9].[10].

Согласно «Тарих-и шейх Увейс»[10]:

…ордынский эмир Кадак хотел возвести на трон сына Тохты Илбасмыша, но Узбек и Кутлуг-Тимур прибыли из Хорезма и убили обоих.

Воцарение Узбека осуществлялось при поддержке сторонников ислама. Выдвижению предшествовала оживлённая борьба, поскольку представители кочевой аристократии хотели иметь на ордынском престоле преемника Тохты, сторонника традиционных порядков и тенгрианства. В результате Узбеку, вступившему на престол при поддержке происламских сил, пришлось восемь лет провести в северной части Дешт-и-Кипчака. В январе 1313 года Узбек-хан взошёл на трон. И только в 1320 (1321) году он официально принял ислам от потомка Баб Арслана Занги-Аты и его преемника Сеид-Аты. Баб Арслан был наставником Ахмеда Ясави, крупного суфия, идеолога среди тюркских племён.

Анонимный автор сочинения XV века «Шаджарат аль-атрак» (Родословие тюрков) сообщает следующее[11]:

после восшествия на ханский престол до истечения 8 лет он проводил жизнь со всем своим илем и улусом в странах северного (арка) Дешт-и-Кипчака, так как (ему) нравились (вода и воздух) тех стран и обилие охоты (дичи). Когда с начала его султанства истекло 8 лет, то под руководством святого шейха шейхов и мусульман, полюса мира, святого Зенги-Ата и главнейшего сейида, имеющего высокие титулы, указующего заблудившимся путь к преданности господу миров, руководителя странствующих и проводника ищущих, святого Сейид-Ата, преемника Зенги-Ата, он (Узбек) в месяцах 720 года хиджры (12 II 1320—30 I 1321), соответствующего тюркскому году курицы, удостоился чести принять ислам.

Став ханом, Узбек, по настоянию Кутлуг-Тимура[12], принял ислам (по Симеоновской летописи: «сел на царстве и обесерменился») и получил имя Мухаммед. Попытка ввести ислам в качестве государственной религии встретила сопротивление ордынской аристократии. Лидеры оппозиции Тунгуз, Таз и эмир Сарая Кутлуг-Тимур заявили Узбеку: «Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и нашего исповедания и каким образом мы покинем закон и устав Чингисхана и перейдём в веру арабов?» Однако приверженцы старомонгольской партии — эмиры и царевичи — были казнены. Сообщается о казни 120 чингизидов[13].

Правление

Сохранившиеся фрагменты Соборной мечети эпохи Узбек-хана в Наровчате

Узбек-хан твёрдо держал власть в своих руках и жестоко пресекал всякие сепаратистские выступления на окраинах. Он упразднил баскачество на Руси, передав право взимать дань и отправлять её в Орду русским князьям.

Узбек-хану удалось ликвидировать внутренние распри в Орде и добиться её подъёма. В начале XIV века хан осуществил крупную административно-территориальную реформу, разделив территорию империи на 70 туменов, которые были объединены в десять крупных областей-улусов во главе с назначаемыми ханом улусными эмирами (улусбеками). Осуществив реформу на территории Белой Орды, Узбек попытался внедрить новую систему и на территории Синей Орды[14].

Правление Узбек-хана стало временем наивысшего могущества Золотой Орды. Эпоха отмечена культурным подъёмом и широким городским строительством. При нём была построена новая столица — Сарай аль-Джедид. Хан много внимания уделял развитию торговли. Караванные пути стали не только безопасными, но и благоустроенными. Орда вела оживлённую торговлю со странами Западной Европы, Малой Азии, Египтом, Индией, Китаем.

Ибн Баттута, посетивший хана Узбека, слышал там только тюркские слова. Среди женщин придворного штата упоминаются улу хатун и кучук хатун, т. е. большая и малая хатун. Сам же хан называл своего духовного наставника из сайидов тюркским словом ата ‘отец’. Тюркский язык употреблялся и в мусульманском богослужении; в городе Азаке в присутствии Ибн Баттуты проповедник произнес проповедь по-арабски, молясь за султана (т.е. хана Узбека), за эмира (эмир Азака был по происхождению хорезмиец) и за присутствующих, потом он же перевел свою речь на тюркский язык. [15]

Отношения с русскими князьями

Смерть хана Узбека. Миниатюра Лицевого летописного свода.

В 1317 году Узбек-хан выдал замуж за московского князя Юрия Даниловича свою сестру Кончаку, разрешив ей принять православие, что позволило князю заручиться поддержкой хана в борьбе за великое княжение с Михаилом Ярославичем Тверским. Узбек дал Юрию ордынский отряд во главе с Кавгадыем, но Михаил Ярославич в Бортеневской битве разбил объединённое московско-татарское войско. Неожиданная смерть Кончаки в тверском плену дала повод Юрию обвинить перед Узбеком Михаила в её отравлении. Михаил Тверской был вызван в Орду и здесь, вследствие ненависти к нему Кавгадыя, был убит по приказу Узбека.

При этом царе Азбяке в Орде его повелением было убито пять великих русских князей: великий князь Михайло Ярославич Тверской, и два сына его, великий князь Дмитрий Михайлович и брат его великий князь Александр Михайлович, великий князь Василий Рязанский, великий князь Иван Ярославич Рязанский; да три удельных князя: князь Александр Новосельский, князь Федор Александрович, внук святого блаженного великого князя Михаила Ярославича Тверского, и князь Федор Иванович Стародубский. При этом же царе Азбяке убит был в Орде благочестивый и великий князь Юрий Данилович Московский великим князем Дмитрием Михайловичем Тверским, без повеления царя Азбяка. А всего убито было царем Азбяком в Орде великих князей и удельных князей — девять человек.

Сын Михаила Тверского Александр, княживший в Твери, возобновил борьбу с московским князем Иваном Калитой, приняв в 1327 году участие в восстании, в котором тверичи убили ордынского посла Щелкана и всю его свиту. Узбек-хан разгневался, узнав об убийстве, и послал за московским князем. По другим сведениям, Калита поехал в Орду сам, торопясь воспользоваться тверским происшествием. Узбек выдал ему ярлык на княжение и 50 000 войска. В 1327 году Калита с татарским и суздальским отрядами разгромил тверское войско, жестоко подавил восстание и опустошил Тверское княжество. После этого Узбек разделил основную территорию Северо-Восточной Руси (Великое княжество Владимирское) на две части, одну из них отдав Ивану Калите, а другую, вместе со столицей Владимиром, передал малозначительному суздальскому князю Александру Васильевичу, после смерти которого в 1331 году Калита вновь отправился в Орду и получил ярлык на всё княжество.

Александр Михайлович Тверской, спасаясь от гнева Узбека, бежал в Великое княжество Литовское. В 1337 году он сам явился к хану и просил помилования. Узбеку понравилась мужественная речь князя и он простил его. Но 29 октября 1339 года по наущению Калиты Александр с сыном Фёдором были казнены по приказу Узбека мучительной смертью.

В 1340 году на смоленского князя Ивана Александровича, не желавшего платить дань, Узбек послал войско, которое разорило Смоленское княжество.

Внешняя политика

Несмотря на то, что Узбек-хан вёл достаточно активную внешнюю политику, территория государства при нём не претерпела изменений. Хан стремился помешать захвату Польским королевством Галицко-Волынского княжества. В 1337 году объединённое русско-ордынское войско совершило поход на Люблин. Затем по просьбе галицкого боярина Дмитра Дедко Узбек направил против короля Казимира III Великого 40-тысячное войско, которое было разбито на Висле[16].

Указатель на место захоронения Узбек хана, выезд из города Актау, Казахстан

Продолжая действовать в русле традиционной политики Джучидов, Узбек претендовал на закавказские территории — владения Хулагуидов. В 1318/1319, 1325 и 1335 годах ордынские войска вторгались в Ширван и Арран, но ощутимого успеха не достигли. Беклярбек Кутлуг-Тимур выступал против войны с Хулагуидами, опасаясь, что она подорвёт торговлю и внутреннюю стабильность Орды.

Узбек-хан поддерживал дипломатические отношения с Византией, Индией, странами Западной Европы. Были возобновлены взаимоотношения с мамлюкским Египтом. Хан вступил в династический брак с византийским императором Андроником II, женившись на его дочери, а также вступил в родственный союз с египетским султаном ан-Насир Мухаммедом, за которого он выдал свою племянницу, царевну Тулунбай[17]. Правда, султан вскоре развёлся с ней, а на просьбу Узбека (в 737/1336—1337) выдать за него одну из дочерей султана («которою он, Узбек, мог бы славиться и заключить братство и дружбу») ан-Насыр ответил, что дочери его ещё малолетние[18]. Тем не менее, отношения между обеими мусульманскими странами продолжали оставаться весьма тесными и дружественными, что подчёркивает секретарь султана ан-Насыра Ибн-Фадлуллах ал-Омари[17].

Некоторое время Узбек-хан поддерживал хорошие отношения с Византией. Однако, в конце правления Андроника II они резко испортились. Около 1320—1324 годов войска Узбек-хана вторглись во Фракию и в очередной раз разграбили её.

После смерти Узбека в 1341 году власть в Золотой Орде на короткий срок перешла к его сыну Тинибеку.

В культуре

Узбек действует в романе Дмитрия Балашова «Бремя власти».

Примечания

  1. Узбек — хан Золотой Орды и положение в русских княжествах и соседних странах — Литве и Польше (1312—1341 годы)
  2. Encyclopedia of Mongolia and Mongol Empire, see: Golden Horde
  3. Mihail-Dimitri Sturdza, Dictionnaire historique et Généalogique des grandes familles de Grèce, d’Albanie et de Constantinople (English: Great families of Greece, Albania and Constantinople: Historical and genealogical dictionary) (1983), page 373
  4. Saunders, John Joseph. The history of the Mongol conquests (неопр.). University of Pennsylvania Press, 2001. — ISBN 978-0-8122-1766-7.
  5. Период могущества. Узбек-хан (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 ноября 2011. Архивировано 6 апреля 2011 года.
  6. Личность Узбек-хана (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 ноября 2011. Архивировано 1 марта 2012 года.
  7. Усама ибн Мункыз. Книга назидания. пер. Ю. И. Крачковского. М. Изд-во восточной литературы, 1958, c.134
  8. Рашид ад-Дин Сборник летописей. Т.1., кн.1. М., 1952
  9. Селезнёв Ю. В. Элита Золотой Орды. — С. 199.
  10. Абу Бакр ал-Кутби ал-Ахари. Тарих-и шейх Увейс / Пер. М. Д. Кязимова и В. З. Пириева. — Баку: Элм, 1984. — С. 100.
  11. Родословие тюрков. Шаджарат ал-атрак
  12. Из летописи Бедреддина Элайни // Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды / Пер. Тизенгаузен В. Г.. СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1884. Т. 1: Извлечения из сочинений арабских. С. 515.
  13. Из «Продолжения Сборника летописей» // Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды / Пер. В. Г. Тизенгаузена. М.: Издательство АН СССР, 1941. Т. 2. С. 141.
  14. Почекаев Р. Ю. Золотая Орда. История в имперском контексте. СПб.: Наука, 2017. — С. 68. — 206 с. — ISBN 978-5-02-039675-3.
  15. Бартольд В.В.Тюрки: Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии. Алматы: Жалын, 1993, с.132-133.
  16. Пашуто В. Т. Образование Литовского государства / Отв. редактор Л. В. Черепнин. М.: Издательство АН СССР, 1959. — С. 391. 2500 экз.
  17. К вопросу о происхождении и составе узбеков Шейбани-хана. Оригинал: Труды академии наук Таджикской ССР. Том XII. 1953. — C.3-37 (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 ноября 2011. Архивировано 3 марта 2012 года.
  18. [См. извлечения из (Арабская графика — А. Р.) «Книги летописи султанов, царей и войск», анонимного автора, заключающей жизнеописание султана ал-Малик-ан-Насыра Мухаммеда, в том же «Сборн. матер.», стр. 254 ар. текста и стр. 262—263 рус. перев.]

Литература

  • Вернадский Г. В. Монголы и Русь = The Mongols and Russia / Пер. с англ. Е. П. Беренштейна, Б. Л. Губмана, О. В. Строгановой. — Тверь, М.: ЛЕАН, АГРАФ, 1997. — 480 с. 7000 экз. — ISBN 5-85929-004-6.
  • Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и её падение. — М., Л.: Издательство АН СССР, 1950.
  • Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв / Отв. редактор В. И. Буганов. М.: Наука, 1985. 11 000 экз. Архивная копия от 10 апреля 2008 на Wayback Machine
  • Закиров С. Дипломатические отношения Золотой Орды с Египтом / Отв. редактор В. А. Ромодин. М.: Наука, 1966. — 160 с.
  • Камалов И. Х. Отношения Золотой Орды с хулагуидами / Пер. с турецкого и науч. ред. И. М. Миргалеева. — Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2007. — 108 с. 500 экз. — ISBN 978-5-94981-080-4.
  • Костюков В. П. Историзм в легенде об обращении Узбека в ислам // Золотоордынское наследие. Материалы Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды (XIII-XV вв.)». 17 марта 2009 г. : Сб. статей. — Казань: Издательство «Фэн» АН РТ, 2009. Вып. 1. С. 67—80.
  • Почекаев Р. Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды. СПб.: ЕВРАЗИЯ, 2010. — 408 с. 1000 экз. — ISBN 978-5-91852-010-9.
  • Селезнёв Ю. В. Элита Золотой Орды. — Казань: Издательство «Фэн» АН РТ, 2009. — С. 199—201. — 232 с.
  • Юрченко А. Г. Какой праздник отметил хан Узбек в июне 1334 г // Золотоордынское наследие. Материалы Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды (XIII-XV вв.)». 17 марта 2009 г. : Сб. статей. — Казань: Издательство «Фэн» АН РТ, 2009. Вып. 1. С. 109—126.
  • Юрченко А. Г. Хан Узбек: Между империей и исламом. Структуры повседневности. СПб.: Евразия, 2012. — 400 с. 1000 экз. — ISBN 978-5-91852-023-9.

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.