Удрис, Эрнст Мартынович

Эрнст Мартынович Удрис (латыш. Ernests Ūdris Mārtiņa dēls; 1894—1967) — революционер, участник Гражданской войны, в 1920 году председатель Чрезвычайной тройки Крымской ударной группы Управления Особых отделов ВЧК при РВС Южного и Юго-Западного фронтов во время Красного террора в Крыму. Является ответственным за смерть сотен людей, казненных в Багреевке под Ялтой. После Гражданской войны сделал успешную юридическую карьеру. Член Верховного суда РСФСР в 1927-34 годах. С 1934 года — председатель Верховного суда Узбекской ССР. Репрессирован в ходе Большого террора как враг народа[1][2].

Эрнст Мартынович Удрис
латыш. Ernests Ūdris Mārtiņa dēls
Дата рождения 6 июля 1894(1894-07-06)
Место рождения
Дата смерти 1967
Гражданство
Род деятельности революционер, чекист, юрист, прокурор
Партия
Награды
Автограф

Биография

По национальности латыш. Родился в 1894 году в многодетной крестьянкой семье на хуторе Куссул Роденпойская волость, Рижский уезд Лифляндской губернии. Окончил три класса сельской школы и один класс приходского училища, батрачил. Старшие братья участвовали в революционном движении, к нему присоединился и Эрнст[2].

Революционная деятельность

Член ЛСДРП с 1914 года. Весной 1915 года для уклонения от мобилизации на Империалистическую войну с точки зрения социалистов, ранил себя в левую руку, подвергся аресту и был предан военному суду. Затем служил в 6-м Тукумском Латышском полку, с 1917 года член полкового комитета, проводил среди солдат пораженческую агитацию (6-й полк первым на Западном фронте начал братание с немцами и первым отказался от атак немецких позиций). Познакомился с П. И. Стучкой, в будущем наркомом юстиции РСФСР. После Октябрьского переворота в составе латышских стрелков участвовал в организации отряда для охраны Смольного, в разгоне Учредительного Собрания, лично встречался с В. И. Лениным. В 1918—1919 годах — ответственный работник ВЧК, следователь, комиссар (отвечал за проведение обысков и арестов)[1].

Красный террор в Крыму

Личное дело заключенного участника Белого движения с резолюцией Э. М. Удриса «Расстрелять» 07 декабря 1920 года, Ялта

В декабре 1920 — январе 1921 — член, позднее председатель Чрезвычайной тройки Крымской ударной группы Управления Особых отделов ВЧК при РВС Южного и Юго-Западного фронтов. Участник красного террора в Крыму. В Ялте и её окрестностях после занятия Крыма большевиками в ноябре 1920 года распоряжалась чрезвычайная тройка Крымской ударной группы управления особых отделов ВЧК при РВС Южного и Юго-Западного фронтов в составе председателя Удриса, членов Агафонова и Тольмаца. Имеются личные резолюции Э. М. Удриса на расстрельных приговорах как раненным Русской армии П .Н. Врангеля, так и части медицинского персонала лазарета Красного Креста, именовавшийся официально санаторий N 10 Красного Креста в Ливадии. Например, на деле сестры милосердия Н. Трубецкой, арестованной 12 декабря и расстрелянной 16 декабря, стоит собственноручная резолюция Удриса: «Княжна. Расстрелять»[3].

7 декабря «тройка» в составе председателя Чернабрывого, членов Удриса и Гунько-Горкунова вынесла постановление о расстреле 315 человек. «Тройкой» в составе председателя Удриса, членов Агафонова и Тольмаца 10 декабря приговорены к расстрелу 101 человек, 21 декабря — 204 человека (один с места казни убежал), 22 декабря — 22 человека. «Тройкой» в составе председателя Удриса, членов Тольмаца и Михельсона 4 января 1921 года приговорены к расстрелу 20 и 58 человек (по двум спискам). «Тройкой» в составе председателя Михельсона и члена Бабкевича (фамилия третьего члена не указана) 28 января 1921 года приговорены к расстрелу 91 человек[3].

Юрист Л. М. Абраменко отметил манеру Э. М. Удриса накладывать резолюции на делах арестованных часто одним словом: «Расстрелять», написанные тупо заостренным синим карандашом «длинно, зло и, похоже, с величайшим удовольствием садиста… подписи кружевные и вычурные трудно читаемы, явно утверждали небывалую силу, непререкаемость и безнаказанность за творимый произвол». При этом на анкетах старших чиновников, генералов и княгинь «Расстрелять» Удриса исполнено с особым нажимом карандаша, так что в отдельных случаях была прорвана бумага[3].

Дальнейшая юридическая карьера

В 1921-22 годах — сотрудник Особого отдела ВЧК, затем — уполномоченный Иностранного отдела (ИНО) ВЧК-ГПУ. Ушел из ВЧК, как писал в автобиографии, «в связи с подорванным здоровьем». Окончил Юридический факультет МГУ, затем Высшие юридические курсы. С 1924 стал помощником прокурора при Верховном суде РСФСР. В 1927—1934 годах — член Верховного суда РСФСР. С 1934 года Удрис стал председателем Верховного суда Узбекской ССР. Участвовал в чистке от троцкистов местной партийной организации, ЦИК и Совнаркома Узбекистана. Преподавал в Узбекском юридическом институте в Ташкенте[1][2].

Репрессии

В 1938 году сам был репрессирован, объявлен врагом народа, троцкистом, обвинён в создании латышской организации.

Цирулис (Индзерс) Вольдемар Оттович, убеждённый коммунист, так вспоминает следствие по своему делу летом 1938 года, сопровождающееся пытками и лишением сна. Из латышей следствие пытается создать подпольную организацию[4]:

… хотят устроить очную ставку с человеком, которого я как-то упомянул в своих записках. В кабинете сидит Удрис, бывший председатель Верховного суда. Речь идет всё о той же беседе со студентами.

— Я этого человека не знаю, никогда не видел и с ним вместе ни в каких совещаниях не участвовал, — говорит Удрис. Я припоминаю, как мне говорили о «показаниях» Удриса, будто я агент разведки буржуазной Латвии. Следователь говорит:

— Видите, а гражданин Цируль утверждает, что был на совещании у вас. Не так ли, заключенный Цируль? Скажите: да или нет? Говорю, что с Удрисом лично не знаком и поэтому Удрис мог забыть, что я когда-то был у него с несколькими студентами в связи с их дипломными работами. — Подробности не имеют значения, — прерывает меня следователь. — Скажите — да или нет?

…Начался 1939 год. Продолжаем получать добрые вести. Узнаем, что Кузьмина больше нет, а Затурайский, Соловьев и другие [следователи] арестованы за превышение власти. Узнаю, что освобождены Удрис и Остров и некоторые другие заключенные. У всех приподнятое настроение. Я тоже убежден, что раз Кузьмина нет, а Затуранский отдан под суд, то вся их ложь раскроется и меня так же, как Острова и Удриса, должны скоро выпустить. Так думают все арестованные коммунисты. Однако мне кажется, что события продвигаются очень медленно.

Впоследствии Удрис был реабилитирован. В 1940-е годы писал статьи для журнала «Советская юстиция» на правовую тематику. Часть статей и воспоминаний (в частности статья к 100-летию П. И. Стучки) издавались в Латвийской ССР. В ряде источников[1][2] упоминается без указаний на архивы, что Э. М. Урдис был расстрелян в 1938 году, но данные о ВМН имеются для его однофамильцев, а публикации статей репрессированного в реалиях СССР представляются невероятными.

Семья

Был женат, имел двоих детей[2].

Библиография

Написал ряд статей и популярных изданий по различным вопросам советского права, воспоминания о общении с В. И. Лениным[2].

  • Удрис Э. М. Как наделяется крестьянин землей. — Общедоступная правовая библиотека. М.: Юрид. изд-во НКЮ РСФСР, 1926. — 48 с.
  • Удрис Э. М. «Отмирание» земельных комиссий:[Ликвидировать земельные комиссии] // Советская юстиция Орган НКЮ РСФСР. М., 1930. № 5.
  • Гайлис К. А., Удрис Э. М. Вождь и товарищ // Советская юстиция Орган НКЮ РСФРС. М., 1932.
  • Удрис Э. М. Устранить нарушения Положения о единой государственной пошлине // Советская юстиция Орган НКЮ РСФРС. М., 1942. № 3—4.
  • Удрис Э. М. Пример небрежного отношения к делу // Советская юстиция Орган НКЮ РСФРС. М., 1944. № 1.
  • Удрис Э. М. Большая жизнь (К столетию со дня рождения Петра Стучки 1865-1965). — О-во "Знание" Латв. ССР. Науч.-метод. совет по пропаганде обществ.-полит. знаний.. — Рига, 1965. — С. 36.

Примечания

  1. Сост.: В. А. Гончаров, А. И. Кокурин. Гвардейцы Октября. Роль коренных народов стран Балтии в установлении и укреплении большевистского строя. М.: Индрик, 2009. — 450 с.
  2. Дмитрий Соколов. Эрнст Удрис: палач и жертва // Журнал Посев. — 2018. — Октябрь (№ 10 (1693)). С. 24—28. ISSN 0234-8284.
  3. Абраменко Л. М. Последняя обитель. Крым, 1920-1921 годы. К.: МАУП, 2005. — 483 с. — ISBN 966-608-424-4.
  4. Цирулис (Индзерс) В. О. / лит. запись Р. Лациса. Убитые годы. М.: Возвращение, 2003. — 448 с.

Литература

  • Сост.: В. А. Гончаров, А. И. Кокурин. Гвардейцы Октября. Роль коренных народов стран Балтии в установлении и укреплении большевистского строя. М.: Индрик, 2009. — 450 с. — ISBN 978-5-91674-014-1.
  • Дмитрий Соколов. Эрнст Удрис: палач и жертва // Журнал Посев. — 2018. — Октябрь (№ 10 (1693)). С. 24—28. ISSN 0234-8284.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.