Троицкий собор Ипатьевского монастыря
Троицкий собор Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря — главное соборное здание Ипатьевского монастыря.
Достопримечательность | |
Троицкий собор Ипатьевского монастыря | |
---|---|
57°46′36″ с. ш. 40°53′40″ в. д. | |
Страна | |
Местоположение | Кострома |
Конфессия | РПЦ |
Епархия | Костромская епархия |
Статус | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 441510312770016 (ЕГРОКН). Объект № 4410051010 (БД Викигида) |
Медиафайлы на Викискладе |
История
Центром древнейшего из сохранившихся архитектурных ансамблей Костромы — Ипатьевского монастыря — является Троицкий собор. Примерно в 1560 году на средства Д. И. Годунова был выстроен первый каменный храм обители, который согласно сведениям из Писцовой книги 1628 года был двустолпным, с приделами во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия[1]. В 1649 году старый Троицкий собор был разрушен взрывом пороха, хранившегося в его подклете. Вероятно, «зелейный»[2] запас остался в подвале храма от осады монастыря в Смутное время. По указу царя Алексия Михайловича на его месте в 1650—1652 гг. был сооружен новый храм, освящение пределов осталось прежним[3]. В последней четверти XVII века с юго-востока к храму был пристроен придел Михаила Малеина.
Внешнее убранство
Крупный четырехстолпный трехапсидный храм с позакомарным покрытием находится на мощном подклете, завершаясь пятью чешуйчатыми луковичными главами на световых барабанах. С трёх сторон собор окружен двухъярусными галереями. В торце южной галереи расположен придел Михаила Малеина, не имеющий алтарного выступа. Его объем крыт на восемь скатов (с пологими фронтонами по всем фасадам)[4] и увенчан чешуйчатой луковичной главкой на глухом барабане, низ которой оформлен рядом полуциркульных кокошников.
Фасадный декор собора скромен, но в целом характерен для зодчества середины XVII столетия. Каждая стена расчленена гладкими лопатками на три прясла. Многообломный карниз, раскрепованный над лопатками, отрезает пологие дуги закомар, профилированные архивольты которых опираются на импосты[5]. Узкие арочные окна (на западном фасаде по одному в каждом прясле, на боковых — в более свободном ритме) не имеют наличников и помещены в глубокие амбразуры. На северном фасаде, обращённом к главному входу в монастырь, оконные проёмы включены в композицию аркатурно-колончатого пояса, украшающего стену[6]. Килевидные арочки из валиков, опирающиеся на колонки с перетяжками, декорируют барабаны глав. Полукружья пониженных апсид разделены гранёными колонками, выступающими из стен на три четверти. Элементом в декоративном убранстве алтарной части храма, композиционно объединённой с приделом Михаила Малеина, является карниз. Он усложнен полосами бегунка и сухариков. В нижней части стен ему вторят прорисованные обломы профилированного цоколя, отделяющего подклет от основного объема. Окна апсид обрамлены перспективными наличниками с килевидным обводом по контуру[7].
В противоположность скупому убранству стен основного объема, декор галерей подчеркнуто наряден. В основании стен проходит профилированный цоколь, ярусы разделены широким поясом с ширинками. Аналогичные ширинки украшают также лопатки, разделяющие стену на равномерные прясла, в каждом из которых помещено по окну. Особое внимание уделено декору галереи на главном северном фасаде. Ширинки, оконные наличники и карнизы дополнены белокаменной резьбой: розетками различной формы, полосами бусин и резных жгутов.
Парадное крыльцо с рундуком — на правом фланге северного фасада — держится на четырех декорированных столбах с мощными кубышками, которые несут висячие арки с гирьками. В основании венчающего сооружение восьмигранного шатра — цепочка мелких килевидных кокошников. Высокий лестничный всход покоится на ползучих арках.
Внутреннее убранство
В высоком просторном интерьере храма четыре широко расставленных столба, восточные из которых скрыты за иконостасом, несут подпружные арки. На них опираются барабаны глав и своды в рукавах креста: крестовый с запада и коробовые с распалубками с севера и юга. Для опоры светового кольца центрального барабана в поперечном направлении устроены дополнительные повышенные подпружные арки. Система повышающихся арок применена также и для опоры малых глав. «Местным конструктивным приемом можно считать устройство арочных перемычек между восточной парой столбов и стенами»[8]. Размещенные на разной высоте, они придавали жесткость перекрытиям алтарной части храма и служили алтарной преградой для крепления первоначального тяблового иконостаса. Алтарь, жертвенник и дьяконник перекрыты коробовыми сводами с конхами, галерея — коробовым сводом с распалубками, а придел Михаила Малеина имеет сомкнутый свод.
Три арочных входа в храм с галерей обрамлены прекрасными белокаменными перспективными порталами. Их колонки, перебитые резными дыньками, на высоких профилированных базах и с карнизиками-капителями, поддерживают архивольты, коробовый на южном портале и килевидные на остальных. Аналогичную последним форму имеет портал ризницы, расположенной в юго-западной части галереи. Роспись в соборе была начата на западной галерее вскоре после окончания строительства[9]. В летний сезон 1654 года успели написать фигуры архангелов по сторонам портала, в простенках — Страшный суд, Видения Иоанна Лествичника и Евлогия и композиции в люнетах над ними. Начавшаяся моровая язва прервала работы, к ним вернулись только через 30 лет. В 1684 году артель знаменитого костромского знаменщика Гурия Никитина полностью расписала четверик собора. На северной стене, слева от двери, в орнаментальном клейме сохранился перечень имен всех, кто принимал участие в этой работе.
«Ковровая» роспись покрывает своды, барабаны глав, скосы окон, дверей, стены. В центральном куполе храма — Отечество, в остальных — Богоматерь Знамение, Иоанн Предтеча, Христос Эммануил, Ангел благое молчание. На столбах в четыре яруса попарно в рост изображены святые, воины-мученики, князья, первые цари династии Романовых. Стены по горизонтали разделены на пять ярусов. Сюжетный рассказ начинается с южной стены и опоясывает все три стены, прерываясь иконостасом на восточной стене. Первый ярус сверху посвящен деяниям Троицы. Второй цикл рассказывает о земной жизни Христа. Третий ярус — Страсти Христовы, четвертый — деяния апостолов, которые завершаются рядом сюжетов на тему «Песни песней».
Особое внимание в стенописи уделено сюжетам, раскрывающим идею троичности, включая изображение Первого Вселенского собора, утвердившего догмат о Троице и выдвинувшего епископа Ипатия в число самых ревностных сторонников чистоты вероучения. Стенопись Троицкого собора неоднократно реставрировалась в XVIII—XIX веках, наиболее значительный объем реставрационных работ был выполнен в 1912 году к 300-летнему юбилею Дома Романовых. Благодаря фотографиям, которые фиксировали ход реставрационного процесса, современным исследователям удалось восстановить программу наружной росписи восточного и северного фасадов собора[10], которая была выполнена в 1654—1655 годах, пока работу костромских изографов не прервала эпидемия.
При реставрации в 1984 был комплексно воссоздан иконостас: 43 иконы середины XVII века, 25 — 1757 г., 2 — 1912 года. Разновременность икон является следствием реконструкции иконостаса в 1756—1758 годах, когда тябловый иконостас 1652 года был заменен барочным резным. При этом количество икон в рядах уменьшилось с 21 до 15, между иконами встали крупные колонки в виде вьющейся лозы с тучными гроздьями винограда. Иконостасную резьбу и позолоту выполнила артель большесольских резчиков под руководством Макара Быкова и Петра Золотарева. Иконы трех верхних ярусов были перенесены из прежнего иконостаса[11], а иконы местного и праздничного рядов были написаны в 1757 году Василием Никитиным Вощиным[12].
Западные, северные и южные порталы собора украшают уникальные двустворчатые врата XVI века, выполненные в редкой технике золотой наводки по красной меди. Это вклад 1559 года Д. И. Годунова, который выполнили мастера Оружейной палаты по образцу дверей Благовещенского собора Московского Кремля. Изображения античных философов и комедиографов, божеств и пророчиц является свидетельством сложности духовной жизни русского общества XVI века, включенности русских мастеров-ювелиров в мировой процесс накопления знаний.
Литература
- Виноградова С. Г. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. — Тверь: Отчий дом, 2013. — 128 с.
- Каткова С. С. Иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря середины XVII века. // Века и судьбы: Сб. ст. — Кострома, 2001. — 430 с.
- Каткова С. С. Наружные росписи Троицкого собора Ипатьевского монастыря середины XVII в. // Вестник архивиста. — № 3. — 2013. — С. 41—57.
- Островский П. Историко-статистическое описание первоклассного кафедрального Ипатьевского монастыря. / сост. П. Островским. — Кострома: Тип. Андроникова, 1870. — 305 с.
- Памятники архитектуры Костромской области. Каталог. Вып. I. Кострома. Часть третья. / авт. В. П. Выголов, Г. К. Смирнов, Е. Г. Щеболева. — Кострома, 1998. — 161 с.
- Спасо-Троицкий Ипатьевский монастырь. // Православные монастыри. Путешествие по святым местам. — № 29. — 2009. — 31 с.
- Стенопись Троицкого собора Ипатьевского монастыря: в 2 т. — М.: Северный паломник, 2008.
Примечания
- Спасо-Троицкий Ипатьевский монастырь. М., 2009. С. 14.
- Островский П. Историко-статистическое описание первоклассного кафедрального Ипатьевского монастыря. Кострома, 1870. С. 35.
- Виноградова С. Г. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. 2013. С. 46.
- Аналогично выполнен Ильинский придел храма Рождества Христова на Городище (1649/1663).
- Попадюк С. С. Архитектурные формы «холодных» храмов «ярославской школы». М., 1983.
- Аналогичный прием использован в наружном декоре Преображенского собора Спасо-Геннадьева монастыря (ок. 1650) и церкви Ильи Пророка на Городище (1649/1663).
- Памятники архитектуры Костромской области. Каталог. Выпуск I. Г. Кострома. Часть третья. Кострома, 1998. С. 10.
- Там же. С. 11.
- Иконописная программа детально разобрана в каталоге «Стенопись Троицкого собора Ипатьевского монастыря». М., 2008. В II томах.
- Каткова С. С. Наружные росписи Троицкого собора Ипатьевского монастыря середины XVII в. М., 2013. С. 41-57.
- Виноградова С. Г. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. 2013. С. 68.
- Каткова С. С. Иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря середины XVII. Кострома, 2001. С. 114.