Теракт на Каширском шоссе (1999)
Террористи́ческий акт на Каши́рском шоссе́ — взрыв в многоквартирном жилом доме на Каширском шоссе в Москве, произошедший 13 сентября 1999 года в 5 часов утра.
Террористический акт на Каширском шоссе | |
---|---|
| |
55°40′03″ с. ш. 37°37′34″ в. д. | |
Место нападения | |
Цель нападения | Жилой дом |
Дата |
13 сентября 1999 года 5:00 (московское время) |
Способ нападения | Взрыв |
Оружие | Взрывчатка |
Погибшие | 124 |
Раненые | 7 |
Взрыв произошёл в подвальном помещении 8-этажного кирпичного жилого дома № 6, корпус 3. Мощность взрывного устройства — 300 килограмм в тротиловом эквиваленте[1]. Поскольку дом был кирпичный, в результате взрыва он был полностью разрушен, а почти все находившиеся в нём 124 жильца — погибли[2], 7 человек получили ранения различной степени тяжести[2], пострадало 119 семей[1].
Хронология осуществления теракта
Террористический акт на Каширском шоссе был частью серии терактов, осуществлённых в российских городах 4-16 сентября 1999 года. По данным следствия, эта серия терактов была организована и профинансирована руководителями незаконного вооружённого формирования Исламский институт «Кавказ» Эмиром аль-Хаттабом и Абу Умар[2]. Эти теракты были направлены на массовую гибель людей, с целью нарушения общественной безопасности, устрашения населения и оказания воздействия на принятие решений органами власти по ликвидации последствий нападения боевиков на Дагестан в августе 1999 года[2].
Хаттаб и Абу Умар обратились к лидерам так называемого «мусульманского общества № 3», или карачаевского ваххабитского джамаата[3]. Один из его председателей, Ачимез Гочияев, организовал из сподвижников диверсионную группу. Гочияев до 1997 года имел успешный бизнес в Москве в сфере строительства. В 1997 году он увлёкся идеями ваххабизма. Из Москвы он возвратился в Карачаевск, затем прошёл обучение в лагере Хаттаба. Для руководства операцией Гочияев подходил идеально: имел боевые навыки и хорошо знал Москву.
Взрывчатку изготовили в посёлке Мирный (Ставропольский край) путём смешения тротила, алюминиевой пудры, аммиачной селитры и сахара. Оттуда её под видом сахара переправили на продуктовую базу в Кисловодске, которой заведовал дядя одного из террористов, Юсуфа Крымшамхалова. В город террористов пропустил сотрудник ГИБДД Станислав Любичев, который впоследствии был приговорён к 4,5 годам лишения свободы. На продовольственной базе террористы расфасовали взрывчатую смесь в мешки из-под сахара с логотипом Эркен-Шахарского сахарного завода. После того, как всё было спланировано, террористы организовались в несколько групп для перевозки взрывчатки в несколько городов.
В июле-августе 1999 года Гочияев и его напарник Сайтаков несколько раз приезжали в Москву, чтобы подыскать пригодные помещения для осуществления взрывов. В целях конспирации они сменили четыре гостиницы: «Измайлово», «Золотой колос», «Восход» и «Алтай».
30 августа 1999 года Гочияев оформил в Москве на имя Мухита Лайпанова, как генерального директора, фирму ООО «Бранд-2»[2].
От имени сотрудника этой фирмы Гочияев, используя документы на имя Мухита Лайпанова, 31 августа арендовал помещение в доме на Каширском шоссе, закреплённое за ООО «ИНВА»[2] 6 сентября он договорился об аренде помещения на Краснодарской улице с ООО «Трансервис»[2].
31 августа 1999 года Хаким Абаев заказал водителю Н.Тишину, не осведомлённому о планах террористов, перевозку сахара в Москву[2]. 4 сентября гружённая взрывчаткой фура «Мерседес-Бенц 2236», которой управляли Н.Тишин и его напарник, отправилась из Кисловодска в Москву[2]. Хаким Абаев сопровождал фуру до автостоянки на МКАД[2]. 7 сентября Абаев довёл фуру до склада на Краснодарской улице, который террористы выбрали своей временной базой[2].
7 сентября мешки перевезли со склада на Краснодарской улице в арендованное Гочияевым помещение на Каширском шоссе[2] Перевозка осуществлялась водителями, не осведомлёнными о планах террористов[2].
13 сентября, в день общенационального траура, на Каширском шоссе произошёл взрыв.
Следующие лица были причастны к осуществлению теракта:
- Ачимез Гочияев (находится в федеральном и международном розыске)[4]
- Денис Сайтаков (ликвидирован в Чечне)
- Хаким Абаев (ликвидирован подразделениями федеральных сил 30 мая 2004 года в ходе спецоперации в Ингушетии)[5][6]
- Равиль Ахмяров (ликвидирован в Чечне)
- Юсуф Крымшамхалов (арестован в Грузии, 7 декабря 2002 года экстрадирован в Россию и приговорён к пожизненному заключению в январе 2004)
- Адам Деккушев[1] (арестован в Грузии, при аресте бросил в полицейских гранату, 14 апреля 2002 года экстрадирован в Россию и приговорён к пожизненному заключению в январе 2004)
Большинство террористов были этническими карачаевцами и арабами.
К 2010 году на свободе оставался только Ачемез Гочияев, который был объявлен в федеральный и международный розыск. Все остальные причастные к взрывам домов были арестованы либо ликвидированы в ходе операций силовых структур на Северном Кавказе и в Грузии.
Судебные процессы
14 мая 2003 года Кисловодский городской суд приговорил бывшего милиционера Станислава Любичева к четырём годам лишения свободы. Любичев обвинялся в том, что за взятку обеспечил беспрепятственный проезд на территорию Кисловодска в технически неисправном состоянии автомобиля «КамАЗ», водитель которого не имел сопроводительных документов на перевозимый груз, в котором находилось самодельное взрывчатое вещество, замаскированное мешками с сахаром, и лично сопроводил его до складов «Реалбазы хлебопродуктов» (Кисловодск), на которой работал дядя одного из террористов[7]. Позже с «Реалбазы хлебопродуктов» часть взрывчатки была доставлена в Москву использована в том числе и для подрыва жилого дома на Каширском шоссе.
12 января 2004 года Московский городской суд приговорил к пожизненному заключению Адама Деккушева и Юсуфа Крымшамхалова, обвинённых в совершении ряда терактов, в том числе взрыва дома на Каширском шоссе. 8 июля 2004 года Верховный Суд России оставил в силе приговор Мосгорсуда[8].
Проверка дома перед взрывом
После взрыва на улице Гурьянова, произошедшего 8 сентября 1999 года, участковые милиционеры Москвы стали проверять весь нежилой фонд на своих территориях[9]. Участковым Дмитрием Кузововым в числе прочих был проверен дом № 6 корпус 3 по Каширскому шоссе[9]. В этом доме был расположен мебельный магазин, который его владелец сдал в аренду человеку, представившемуся как Мухит Лайпанов, под склад сахара[9]. При осмотре магазина Кузовов обнаружил мешки с сахаром, однако, поскольку он не знал, что террористы таким образом маскируют взрывчатку, то ничего не заподозрил[9]. 12 сентября участковый пришёл к тому же дому с повторной проверкой, но в этот раз дверь магазина была заперта, а взламывать её в отсутствие владельца милиционер не мог[9][10].
По данным депутата Виктора Двуреченских, в день взрыва от жителей дома поступил сигнал в милицию, после которого приехал наряд. Он утверждает, что работник РЭУ сообщил милиционерам о том, что "в подвале все в порядке, там свои люди" и милиционеры постояли у дверей подвала, но не вошли. По данным журналистов газеты Московский Комсомолец, этот работник РЭУ ранее нарушал гражданское законодательство по статье "незаконное обогащение".[11]
13 сентября в этом доме произошёл мощный взрыв[9]. После взрыва Кузовов был уволен с формулировкой «в связи с служебной халатностью»[12]. Однако 3 ноября 1999 года начальник ГУВД Москвы Николай Куликов заявил, что его подчинённые «детально разбирались» в деле Кузовова и пришли к выводу, что «не надо ломать парню карьеру»[12]. Кузовов был восстановлен на службе[12].
Память о погибших
На месте взрыва на Каширском шоссе был возведён мемориал жертвам этого теракта[13].
Примечания
- Взрыв жилого дома на Каширском шоссе
- Приговор Московского городского суда от 12 января 2004 года по делу Юсуфа Крымшамхалова и Адама Деккушева
- «Карачаево-Черкесский джамаат» // agentura.ru
- Гочияев Ачемез Шагабанович // Сайт ФСБ
- «В Ингушетии спецназ уничтожил боевиков» (недоступная ссылка) // Радио «Маяк», 6 июля 2004
- «Подручные Абу аль-Валида окопались в Барсуках» // Коммерсантъ, 1 июня 2004
- Постановление о возбуждении уголовного дела в отношении Станислава Любичева
- Как Верховный суд РФ рассматривает дела террористов
- Виновник взрывов найден // Коммерсантъ, 22 сентября 1999
- Уволен за теракт // Коммерсантъ, 30 сентября 1999
- Екатерина Пахомова, Екатерина Пичугина. Они просто не вошли..., Московский Комсомолец (18 сентября 1999). Архивировано 11 сентября 2014 года.
- Как наказывали «крайних» // Коммерсантъ, 4 августа 2003
- Трагические воспоминания