Таган, Галимьян Гирфанович

Галимьян Гирфанович Таган (Таганов) (башк. Ғәлимйән Ғирфан улы Таған; 1 января 1892, Танрыкулово, Оренбургская губерния29 июня 1948, Гамбург, Германия) — башкирский этнограф, доктор экономических наук, доктор тюркологии, политик, активный участник Башкирского национального движения.

Галимьян Гирфанович Таган
башк. Ғәлимйән Ғирфан улы Таған
Рождение 1 января 1892(1892-01-01)
Смерть 29 июня 1948(1948-06-29) (56 лет)
Место погребения
Образование Агротехнический университет г.Дебрецен (Венгрия)
Учёная степень доктор экономических наук
доктор тюркологии
Военная служба
Годы службы 19141920
Принадлежность  Российская империя
Башкирский Корпус 19181919
 Белое движение
Род войск сухопутные войска
Звание
Командовал 5-й башкирский стрелковый полк 2-й дивизии
Сражения Первая мировая война
Гражданская война в России
Научная деятельность
Научная сфера этнограф, экономист
Место работы Национальный Этнографический музей Венгрии
Гамбургский университет
 Медиафайлы на Викискладе

Биография

Галимьян Таган (Таганов) родился 1 января 1892 года в деревне Танрыкулова (Курмаш) Катайской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии, ныне село Танрыкулово — административный центр Танрыкуловского сельсовета Альменевского района Курганской области.

Сын состоятельных родителей Галимьян Таган сначала получил образование в мектебе, затем в русско-башкирской школе и учительской семинарии. Завершив семинарию, он до первой мировой войны работал учителем русского языка в школе. Во время Первой мировой войны Галимьян Таган был офицером царской армии. В 1917 году он примкнул к башкирскому национальному движению, с 1918 года командовал Пятым, позднее Третьим башкирскими стрелковыми полками, являлся членом Башкирского военного шуро (Совета) при Военном отделе Башкирского правительства.

После эмиграции — окончил агротехнический университет в городе Дебрецен (Венгрия). До Первой мировой войны работал учителем русского языка в школе.

В 1914 году Галимьян Таган окончил Тифлисскую школу подготовки прапорщиков и до 1917 года сражался на фронтах Первой мировой войны в чине прапорщика. В 1917 году Таган примкнул к Башкирскому национальному движению и стал одним из организаторов Башкирского войска и автономии Башкурдистана. После создания КОМУЧа, с июня 1918 года Галимьян Таган был представителем Башкирского правительства при Комитете народной власти в Челябинске, членом Башкирского военного совета. С июля того же года исполнял обязанности командира 5-го Башкирского пехотного полка, был председателем управы Яланского кантона. Позже стал командиром 3-го Башкирского стрелкового полка 2-й дивизии, членом Башкирского военного шуро (совета) при военном отделе Башкирского правительства. С октября 1918 года — в составе Народной армии, а затем Русской армии адмирала А. В. Колчака — Галимьян Таган участвовал в боях против частей Пятой армии РККА. После перехода Башкирского правительства и войска на сторону Советов в феврале 1919 года, Галимьян Таган со своим полком остался на стороне белых. В марте 1919 года он служил на Дону, в составе Южной армии, подчинённой Донскому атаману: вначале генералу П. Н. Краснову, а с 6 февраля 1919 года — генералу А. П. Богаевскому.

С июня 1919 года 27-летний Таган являлся начальником штаба Военно-национального управления башкир Российской Восточной окраины в составе Русской армии Верховного Правителя А.В. Колчака. Участвовал в Сибирском Ледяном походе. После разгрома основных сил Колчака, Таган руководил эвакуацией башкирских контингентов и беженцев в Забайкалье. Г. Тагану и М. Курбангалиеву удалось добиться в 1920 году согласия главнокомандующего всеми вооружёнными силами и походного атамана всех казачьих войск Российской восточной окраины, войскового атамана Забайкальского казачьего войска Г. М. Семёнова на возрождение Башкирского казачьего войска (упразднённого в 1863 году). 14 марта 1920 года в доме атамана состоялось первое деловое свидание Курбангалиева с атаманом Семеновым, где Курбангалиевым была изложена история башкирского народа и его национального движения после революции, а также цели национальной группы башкир в Забайкалье. Со своей стороны, атаман рассказал о своём политическом направлении и стремлении устроить Федеративную Россию и выразил готовность, как главнокомандующий, пойти навстречу желаниям башкир и приступить к сведению воинов-башкир Каппелевской армии и так называемых семёновских частей — в особую боевую единицу. 17 марта атаману Семёнову было подано официальное прошение:

Его Высокопревосходительству атаману Семёнову. Считая желательным продолжение борьбы против большевизма соответственно с настроением воинов-башкир Российской армии, прошу Вашего распоряжения о нижеследующем:

  1. Формировать из стрелков башкир Российской армии и Туземной дивизии Отдельную Башкирскую кавалерийскую бригаду с непосредственным подчинением Вашему Высокопревосходительству.
  2. Сейчас же приступить к формированию 1-го Башкирского кавалерийского полка.
  3. Основной частью этого полка назначить башкирский эскадрон Уральского отряда.Представитель башкир М. Г. Курбангалеев.

В июне 1920 г. главнокомандующий всеми вооруженными силами и походный атаман всех казачьих войск Российской Восточной окраины генерал-лейтенант Семёнов издал приказ:

Учредить военно-национальное управление башкир на основаниях, равных с войсковыми правительствами казачьих войск, с подчинением его штабу походного атамана.

В ноябре 1920 г. Чита оказалась под угрозой занятия Красной армией. Вместе с отрядами атамана Г. М. Семенова, капитан Галимьян Таган с двумя тысячами башкир-белогвардейцев ушёл в Маньчжурию. Оказавшись в Маньчжурии, башкирские солдаты (равно как и большинство казаков) тут же были разоружены китайскими милитаристами.

Из Маньчжурии Таган эмигрировал в Японию. В феврале 1921 года десять офицеров башкир и татар (среди них полковник Бикмеев, капитан Таган, мулла Мадьяр Шамгулов) прибыли в Токио. Японцы были явно благосклонны по отношению к антисоветски настроенным белым офицерам-мусульманам и намеревались использовать их приезд для усиления своего влияния среди мусульман Дальнего Востока. Интерес к ним был обусловлен также активной разведывательной деятельностью японского командования в районе ЮМЖД[1].

Последующей эмиграции Г. Тагана в Королевство Венгрия содействовали известные венгерские ученые — востоковеды, авторы книг о башкирах и башкирском языке Б. Баратоши-Балог, В. Преле и венгерский посол в Японии, организовавший его переезд в Венгрию. После окончания Сельскохозяйственной академии в городе Дебрецене, он переезжает в Будапешт, где поступает на работу в Национальный музей Венгрии. Одновременно становится аспирантом Будапештского технического университета по специальности «Экономика». Через два года Г. Таган защитил кандидатскую диссертацию на тему «Валюта России накануне и после (первой мировой) войны», которая была опубликована на венгерском языке с кратким резюме на немецком языке. Позднее частичный перевод книги в Башкортостане сделали Д. Ж. Валеев и А. Мадьяри. Работа в музее и получение венгерского гражданства, улучшили статус и материальное положение башкирского ученого в Венгрии.

Башкирские эмигранты в Венгрии. Слева направо: А.-З. Валиди, А. Инан и Г. Таган (Будапешт, 15 мая 1925 г.)

В 1930 году Г. Таган стажировался в Вене, где получил возможность не только ознакомиться с новейшей литературой, материалами австрийских архивов, музеев и библиотек, но и подружиться с видными этнографами-историками и музыковедами Австрии, Германии, связь с которыми он сохранил на всю жизнь. Особенно плодотворными были его контакты с профессором музыки Робертом Лахом и тюркологом Гербертом Янским, вместе с которыми ученый участвовал в подготовке в печать образцов песенного фольклора тюркских, в том числе и башкирского народа.

В 1932 г. Г. Таган возвращается в Будапешт и возобновляет свою работу в Национальном этнографическом музее Венгрии. До 1944 года Таган заведовал Восточным отделом музея. Он организовывает экспедиции и выезды с целью сбора этнографического материала в Турцию, Финляндию, Прибалтику и Исландию. Все это дало ему возможность создать уникальные труды по сравнительной этнографии тюркских и финно-угорских народов, в результате он стал признанным ученым-тюркологом Венгрии, был принят в члены Венгерского этнографического общества. В 1944 году Таган переехал в Германию.

С 1945 года — лектор тюркских языков Гамбургского университета в Германии, куда устроился при содействии немецких востоковедов А. Шаде и Р. Штротмана. Как подчеркивает М. Н. Фархшатов, это был первый опыт «преподавания башкирского языка в истории немецких университетов».

Г. Таган (второй справа) и А.-З. Валиди (второй слева) на фоне венгерских крестьян, скирдующих сено (место неизвестно, 26 декабря 1929 г.)

Галимьян Таган умер 29 июня 1948 года в городе Гамбурге, оккупированная Великобританией территория Германии (Бизония).

Небольшая зарплата, отсутствие своего жилья, продуктов, близких, моральные издержки эмиграции, развитие болезни печени, все это явилось причиной столь раннего ухода его из жизни в 56 лет. Профессора А.Шаде, Б.Шпулер и другие коллеги Г.Тагана по Гамбургскому университету проводили его в последний путь. К сожалению, на похоронах Г.Тагана, как и у многих эмигрантов, близких и родных рядом не было. Не смогли приехать на похороны его друзья и соратники по борьбе за автономию А.-З.Валиди и А.-К. Инан, которые в это время были эмигрантами в Турции. На могиле Г.Тагана был поставлен надгробный камень с текстом на турецком и башкирском языках. Автором текста был Заки Валиди. Перевод текста звучит так: «Здесь похоронен командир Третьего башкирского полка, этнограф в Будапеште, лектор тюркологии в Гамбурге, неустрашимый борец за права своего любимого народа д-р Галимжан Таган. Да благословит его Аллах. 31.1.1892-29.6.1948». Далее на надгробном камне латинскими буквами было написано четверостишие из башкирской народной песни «Тафтиляу»:

Һандуғас ҡоштар, ай, ояла, оялары йәшелгә буяла.

Кемдәрҙең йәне, кемдәрҙең малы кемдәрҙән ҡалмай фани донъяла.

Плита с этими надписями на могиле Г. Тагана на Ольсдорфском кладбище Гамбурга была до 1973 года, в соответствии с законом Германии «О похоронных ритуалах» в дальнейшем по истечении срока аренды была убрана и утилизована.[2].

Своими трудами он стремился донести до мировой общественности богатую историю и культуру башкир, «добиться симпатии к справедливой борьбе за свободу тюркских народов российского Востока».

Научная деятельность

Основная часть трудов Галимьяна Тагана написана на венгерском языке.

В 1929 году опубликовал монографию «Валюта России во время и после войны» на венгерском языке.[3]

С 1927 по 1943 год опубликовал 68 научных трудов на страницах солидных научных изданий, таких, как «Вестник Этнографии» Яноша Янок — основателя венгерской сравнительной этнографии, газета «Levente» («Юноша»), журнал Венгерского этнографического общества «Ethnographia» («Этнография») и вестник этнографического отдела Национального музея Венгрии «Nepraizi Ertesito» («Вестник этнографии»). Статьи и очерки о коневодстве, способах приготовления традиционных напитков тюрков, обработки шерсти, изготовления войлока, духовной культуре, обычаях и обрядах башкир, татар, казахов, туркмен, азербайджанцев, крымских татар, чувашей. Эти материалы не потеряли актуальности и научной ценности по сей день.

В популяризации этнографических трудов Галимьяна Тагана большую роль сыграл венгерский тюрколог, башкировед, дипломат Йожеф Торма, который в 1980-1990 годах перевел на русский язык 12 очерков и статей ученого по этнографии, а именно: о хозяйстве, скотоводстве, домашним промыслам, традиционной пище башкир, казахов и анатолийских турок. В 2004 году его сын, дипломат Тамаш Торма, после смерти отца передал эти переводы в Институт истории, языка литературы УНЦ РАН, а в 2005 году они были изданы в Уфе под названием «Этнографические заметки о башкирах и других тюркских народах». Сотрудники УНЦ РАН осуществили научное редактирование перевода и подготовили комментарии.

Труды Галимжана Тагана, выдающегося ученого-этнографа, активного участника башкирского национального движения, до сих пор остаются малоизвестными в его родном Башкортостане. Поскольку половину своей жизни он провел в вынужденной эмиграции, оказались недоступными и его труды, написанные в основном на венгерском языке. Однако его хорошо знают ученые Венгрии, Германии, Турции и Франции. Его бесценные труды по этнографии тюркских, в том числе и башкирского народа, бережно хранятся в архиве Этнографического музея Венгрии, библиотеках Будапешта и Вены, Гамбурга и Стамбула.

Семья

  • Жена расстреляна (после жестоких пыток) в Челябинской тюрьме, когда начались репрессии против валидовцев.
  • Дочь воспитывали чужие люди, дав ей другое имя и фамилию. Известно, что она вышла замуж и жила в деревне Зайникаево Альменевского района Курганской области.

Память

[[Файл:План Ольсдорфского кладбища в г. Гамбурге с указанием бывшего места захоронения Г. Тагана (г. Гамбург, по состоянию на март 2003 г.).jpg|мини|План Ольсдорфского кладбища в г. Гамбурге с указанием бывшего места захоронения Г. Тагана (г. Гамбург, по состоянию на март 2003 г.)]] В память о нём названа улица в поселке Нагаево Октябрьского района Уфы — ул. Галимьяна Тагана.

Библиография

Примечания

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.