Сукман II Шах-Армен

Насиреддин Сукман II или Сукман II Шах-Армен (тур. Nāṣir al-Dīn Sökmen II, арм. Սուքման Բ Շահ Միհրան; ок. 1122—1185) — правитель эмирата с центром в Хлате, внук Сукмана аль-Кутби, основателя эмирата и династии Ахлатшахов или Шах-Арменидов. Сукман II был последним представителем династии на троне эмирата. После него правил его гулям Сейфеддин Бектимур.

Сукман II Шах-Армен
тур. Sökmen II

Примерная территория эмирата Ахлатшахов (Шах-Арменидов) в начале XIII века
1128-1185
Рождение около 1121/22
Смерть 1185(1185)
Династия Шах-Армениды
Отец Ибрагим

Отец Сукмана Ибрагим умер, когда Сукману было всего 6 лет, фактическим правителем поначалу была бабушка Сукмана, Инанч-хатун. Самостоятельное правление Сукмана, которого хронисты называли Шах-Армен, началось, согласно источникам, в 1134 году и считается периодом расцвета эмирата. Этот период ознаменовался противоборством государства Ахлатшахов и Грузинского царства. Из-за территориальных столкновений отношения между эмиратом и грузинами были напряженными. Сукман вступил в союз с другими мусульманскими правителями, и они вместе в серии кампаний противостояли противнику. Часть сражений была выиграна грузинами, часть тюрками. Последние годы жизни Сукмана он столкнулся ещё с одним противником — Салах ад-Дином, который хотел подчинить эмираты Верхней Месопотамии. Через 22 года после смерти Сукмана в 1207 году эмират перешёл под контроль Айюбидов[1].

В период правления Сукмана II по его приказу был побит камнями священник-армянин, которого историки называют Аветом. Тем не менее Вардан Аревелци писал, что Сукман завоевал любовь и уважение христиан.

Биография

Происхождение и ранние годы

Отцом Сукмана II был Захиреддин Ибрагим, правитель эмирата с центром в Хлате и сын основателя эмирата, Сукмана аль-Кутби[2]. Источники не указывали даты рождения Сукмана II, но упоминали, что в 1128 году Сукману II было 6 лет, а в 1185 году — 64 года, что даёт примерно 1121/22 год рождения[1]. Про мать Сукмана II известно лишь, что после смерти Ибрагима она стала женой его брата, Ахмеда[1][3][4]. Бабкой Сукмана II по отцу была вдова Сукмана аль-Кутби, властная Инанч-хатун. После смерти мужа в 1111 году она являлась фактическим правителем в период формального правления своих сыновей — сначала отца Сукмана II, Ибрагима, а затем Ахмеда. После смерти своего дяди Ахмеда в 1128 году шестилетний Сукман II номинально стал новым Ахлатшахом, но власть снова была захвачена Инанч-хатун, правившей от имени внука[2][1][5][6][7].

В 1131 году (580 армянского летосчисления) Иване Абулетисдзе был убит «изменою» царём Деметре I [8]. В следующем году, по словам Вардана Аревелци, Сукман укрыл у себя сына Иване, Тиркаша, который получил от него в управление Эрасхадзор (Аршаруник, часть провинции Айрарат севернее Аракса) и «начал опустошать Иверию с великим мужеством»[8].

У Сукмана была сестра по матери, Зейнеб, которая была также дочерью его дяди[1][3][4][9] и тетка, сестра отца. По словам Усамы ибн Мункыз в 1133 году хаким Мосула и Халеба атабек Имадеддин Занги при помощи своего атабека Салах ад-Дина против воли Инанч-хатун женился на Зейнеб, чтобы подготовить почву для легализации захвата власти в Хлате[10][1][11]. Другие авторы не упоминали экспедицию Занги в Хлат[10]. Примерно в это же время, согласно Абу-ль-Фиде, Инанч-хатун решила избавиться от своего внука, чтобы стать полноценным правителем государства. Её планы стали известны старейшинам, и в 1133/34 году Инанч-хатун была задушена[7][2][1][k 1].

Начало правления

В том же году султан Ирака Масуд взошёл на трон во второй раз. Победив халифа Аль-Мустаршида в 1135 году и посетив Мерагу, он отправился на землю Ахлатшахов[9][1]. Этот рейд Масуда мог быть связан с убийством Инанч-хатун, однако турецкий историк Ф. Шумер считал более вероятной другую версию. Возможно, до этого, когда Масуд вёл борьбу с Аль-Мустаршидом, он вызывал на помощь правителей эмиратов этого региона, но они не явились, и Масул решил наказать их[1]. Сукман с дарами явился к Масуду и заверил в лояльности, но, вероятно, султан не очень доверял Сукману, потому передал государства Сукмана и Тоган Арслана своему брату Сельчуку в качестве икта. По словам Имадеддина аль-Исфахани, Сельчук захватил эмираты Восточной Анатолии, пытал и убивал людей, захватывал их имущество, многих людей обратил в рабов[9][1]. Это вызвало протест против его правления. Ибн аль-Азрак кратко упомянул, что Сельчук ушёл после того, как некоторое время осаждал Хлат, где его разбил сын Тогана Арслана, хаким Битлиса и Эрзена Хусамуддин Курти[9]. Таким образом, эмират Сукмана избежал большой опасности[1]. В 1138/39 году Сукман попал в плен к правителю Сасуна Вигену Мамиконяну и был освобождён после обращения к Вигену Артукида Хусамюддина Тимурташа[1][13][14][k 2].

В 1146 году умер атабек Мосула Имадеддин Занги, что дало Сукману возможность снова распространить своё влияние Ахлатшахов на соседние с Хлатом районы Хизан, Маден и некоторые другие, которые Занги захватил при женитьбе на тетке Сукмана[7][1]. C этого времени окрестные правители стали понимать, что с новым Ахлатшахом нужно считаться[1]. Примерно в 1151 году Сукман захватил Амук и Сасун[k 3].

Союзы и родственные связи

У Сукмана была тетка, сестра отца, ставшая женой Имадеддина Занги[10][1][11]. На сестре Сукмана по матери, Зейнеб, женился Артукид Неджмедин Альпы (сын Хусамюддина Тимурташа)[16][9]. В 541 году (1146/7) старейшины Артукидов отправились в Хлат и забрали невесту в Мардин, а старейшины Хлата прибыли с ней на свадьбу[16]. От этого брака родился Кутбюддин Ильгази II, сын и наследник Альпы[1][17]. Сам Сукман женился на Шах-Бану по Вардану Аревелци — дочери[1], по Ибн-аль-Асиру — сестре[1][k 4] Изеддина Салтука, эмира Эрзурума[7][21]. Таким образом, Артукиды Мардина и Салтукиды стали его родственниками и союзниками[16]. В целом отношения трёх семейств были дружественными. Когда в 1148 году Шах-бану прибыла в Хисн-Кейф по пути в хадж, Артукид Кара-Арслан хорошо принял её. Однако визирь Сукмана Бахаэддин и кади Эрджиша догнали её и попросили вернуться. Ей пришлось вернуться в Хлат. Этот эпизод, описанный Ибн аль-Азраком и Ибн-аль-Асиром, свидетельствует, что брак был заключён до 1148 года[16]. В связи с грузинскими войнами Смбат Спарапет упоминал, что у Сукмана был сын, которого он отправил с армией в Грузию[22], однако большинство хронистов писало, что у Сукмана не было сына, и он воспитывал в своём дворце Кутбюддина Ильгази II, сына своей сестры и Артукида Неджмеддина Альпа, и видел в нём своего преемника и наследника[1].

В 1157 году между двумя Артукидами — правителем Мардина Неджмеддином Альпы и правителем Хисн-Кейфа Фахреддином Кара Арсланом — начался конфликт. Кара-Арслан напал на Майяфарикин, принадлежавший Неджмеддину Альпы. В ответ Сукман вторгся на земли Кара Арслана. С прибытием Неджмеддина он и Сукман продвинулись в Телл-Хум и захватили много пленников. А Фахреддин снова атаковал и разграбил принадлежавшие Сукману регионы Чапакчура и Муша, чем вынудил Сукмана вернуться в свой эмират для его защиты. Сукман вернулся в Ахлат, чтобы защитить свою страну. После этого Неджмеддин Альпы призвал эмиров к переговорам и все втроём достигли соглашения[23].

Правитель Аррана Ильдегиз возвёл Арслана-шаха, сына Тугрула, на трон в 1160 году и стал при нём атабеком[1]. В ответ сын хакима Мераге Ак-Сунгура Арслан-Апа и Сукман заключили союз против Ильдегиза[1]. В 1161 году Ильдегиз послал своего сына Джахана Пехлевана против Арслан-Апы, который призвал на помощь Сукмана[1]. Вдвоём они победили Пехлевана и пленили большинство его солдат, ему пришлось скрыться в Хамедан с остатком войска[1].

Влияние Сукмана в этот период возросло. В начале 1164 (по другим данным 1165) года жену Сукмана, Шах-Бану, пригласили почётным гостем на свадьбу, объединявшую две ветви Артукидов - Кутбэддин Ильгази, племянник и воспитанник Сукмана, сын Неджмеддина Альпы, женился на дочери Фахреддина Кара-Арслана[1]. Вскоре в 1165 году Неджмеддин Альпы умер, и Сукман обеспечил возведение Ильгази на трон[24].

Войны с грузинами

Период правления Сукмана II — это время противоборства эмирата с Грузинским царством[2]. Грузины оккупировали некоторые места в Государстве Ильдегизидов и Восточной Анатолии, воспользовавшись тем, что в этот период тюркские эмиры постоянно сражались не только друг с другом, но и с крестоносцами. Это стало причиной войн эмирата с Грузинским царством [7], которые стали важнейшими событиями периода правления Сукмана[1].

В 1154 году грузины при царе Деметре I победили у Ани и захватили в плен Изеддина Салтука. После пленения Салтука Сукман и Неджмеддин Альпы обратились к царю Грузии Деметре I с просьбой об освобождении родственника. В результате переговоров Салтук был освобожден в обмен на 100 тысяч динаров. Жена Сукмана Шах-Бану сыграла важную роль в сборе выкупа. Салтук после возвращения выкупил своих солдат[25][7][26].

Когда в 1161 году грузины вторглись в Ани, Сукман, Изеддин Салтук, Неджмеддин Альпы и Девлетшах, эмир Битлиса и Эрзена, объединили свои силы и решили отправиться в Грузию[7]. Перед кампанией к союзникам Сукмана прибыли грузинские посланники. Сукман по какой-то причине решил, что союзники договорились с грузинами и не прибудут. По словам аль-Хусайни, Сукман этим был очень расстроен[27] и выступил один, не дожидаясь их. Он потерпел тяжёлое поражение, большая часть его солдат была убита[7][5]. Согласно Ибн аль-Асиру, у Сукмана осталось не более четырёхсот всадников. Чтобы освободить своих людей из плена, Сукману пришлось заплатить большой выкуп, а грузины, вдохновлённые победой, в 1162 году вторглись в Двин, владения атабека Ильдегиза, сожгли мечети и устроили резню (количество убитых оценивалось в 10 000 человек)[7]. Захватив множество пленников, они заставили женщин раздеться догола и идти босиком[7]. Согласно турецким авторам, даже грузинские женщины не одобрили такие меры и одели мусульманок[7]. Эти события заставили мусульманских правителей объединиться для отпора[7]. В 1163 году Сукман, Девлетшах и иракский сельджукский султан Арслан-шах, пасынок Ильдегиза, снова вторглись в Грузию, их армия насчитывала более пятидесяти тысяч человек. Тюрки разграбили грузинские города, захватили в плен женщин и детей. В результате рейда, длившегося около месяца, грузины понесли тяжёлые потери[7]. Войска Сукмана и его союзников одержали победу и вернулись с богатой добычей. В Хлате Сукман был встречен великолепной церемонией, по описаниям это был «день, который стоило видеть». В других тюркских городах тоже были устроены празднования[7]. В следующем 1164 году году грузины снова напали на Ани, но атабек Ильдегиз смог отстоять город[7].

После того, как грузины в 1174 году захватили Ани, снова началась война[1]. В 1175 году на равнине Арас Ильдегиз сразился с грузинами и потерпел поражение. Он боратился за помощью к Сукману и своему пасынку, Арслан-шаху, которые откликнулись на его призыв[7]. В 1174 году умер Ильдегиз, его заменил его сын Джихан Пехлеван, единоутробный брат Арслан-шаха[1]. Сельджукская армия собралась в Нахичеване летом 1175 года, через Лори она прошла к Ахалкалаки. Грузины не смогли оказать сопротивления, и весь регион был разграблен, сожжен и разорён, тюрки увезли много добычи и пленников[1][5]. После Ахалкалаки они пошли на Двин[7]. В сентябре 1175 года Сукман и его солдаты вернулись в Ахлат с добычей и пленниками. По этому случаю в городе прошли большие торжества.[1][7]

В 1184 году умер правитель Мардина, воспитанник и племянник Сукмана, Кутбеддин Илгази. Сукман взял эмират под защиту. На престол эмирата он возвёл сына Ильгази Хусамеддина Явлака Арслана и назначил Низамеддина Алп-Куша его опекуном до взросления Явлака Арслана[1].

Последние годы

Айюбид Саладин хотел расширить своё государство за счёт долины Евфрата и Тигра, что представляло серьёзную опасность для эмиратов[1][7]. Когда в конце 1182 года Саладин осадил Мосул, к нему прибыли посланники от Сукмана, Джихана Пехлевана и Кызыл-Арслана, пытавшиеся договориться о мирном урегулировании[1].

Но Саладин не счел нужным принять их мнение во внимание. Тем не менее, не сумев пробить стены Мосула за месяц, Саладин снял осаду и отправился к Синджару[1][28]. Он задумал покорить всех окрестных правителей, от которых зависело снабжение Мосула[28]. Сукман опять послал к Сададину одного из своих лучших эмиров Сейфеддина Бектимура для переговоров, но Саладин проигнорировал изложенное Бектимуром предложение покинуть Синджар. Вернувшись, Бектимур сообщил Сукману, что проявление пренебрежения или слабости в сложившейся ситуации может иметь серьёзные последствия[1]. В январе 1183 (30 декабря 1182) года после двух недель осады Синджар сдался[1]. Понимая серьёзность опасности Айюбида, Сукман немедленно отправился в Мардин, где эмиром был Кутбюддин Ильгази, его племянник и воспитанник[1][28], а также заключил союз с правителем Мосула Изеддином Месудом (который через брак был роднёй Ильгази)[1]. В конце февраля 1183 года эмиры собрались у деревне Харзем между Мардином и Кошисаром[7][28]. Саладин узнал, что против него собирается союзная армия, и вызвал из Сирии на помощь своего племянника Такиюддина[7][1]. Такиюддин посоветовал дяде напугать противников. Совет понравился Саладину, и он направился от Синджара к Рас-аль-Айну. Услышав о приближении Саладина, эмиры поспешно послали посланников, прося мира[1][28][k 5]. Эмиры разъехались: Сукман отправился в Хлат, а Иззеддин Масуд и Кудбеддин Ильгази отправились в Мосул[1][7].

В мае 1185 года Саладин снова осадил Мосул. Ибн аль-Асир сообщал, что Сукман умер во время этой осады[1]. Сукман умер в шестидесят четыре года, его смерть датируют 10 июля 1185 года[7][1][29][k 6]. Известно, что Сукман чеканил монеты[1].

К моменту смерти у Сукмана не было наследников мужского пола[5][31][7][29], только дочь, на которой позднее женился Пехлеван, чтобы получить права наследования[29]. Сукман выбрал среди своих военачальников верного и надёжного, Бектимура, и сделал его своим наследником[7].

Личность

Историки называли Сукмана: «Шах-Армен, властитель всей Аравии»[32], «халиф Шахи-Армен»[8], «Сукман, эмир Востока»[33], «Шах-Армен, прозванный царём армян»[34]. Все соседние правители уважали его. Он был умным, дальновидным и благородным правителем. Народ его любил. Его мужество и войны против грузин привели к тому, что память о нём долго жила в сердцах людей[7]. Сукман были смелым, основательным, очень добрым правителем[1]. По словам Вардана Аревелци Сукман завоевал любовь и уважение христиан[1], сам «любил христиан и заботился о благоустройстве страны»[8].

При нём эмират достиг расцвета[7][2][1][5]. Согласно Абу-ль-Фиде период правления Сукмана II представляет высшую точку могущества династии, является самым ярким периодом существования эмирата Ахлатшахов[2][1]. Если исключить несколько войн с грузинами, люди в регионе комфортно жили под управлением Сукмана около пятидесяти семи лет[13][1]. Ахлатский район стал одним из самых благополучных мест того времени, и его население достигло высокого уровня благосостояния[1]. Вардан писал, что после смерти Ахлатшаха его страна стала бедной, и счастливая жизнь закончилась[1].

Строительство

Источники описывали материальное процветание и развитие культуры эмирата во время долгого правления Сукмана II. Жена Сукмана Шах-Бану, дочь правителя Салтукидов Салтука II, в 1164 году начала крупную кампанию по строительству дорог, ведущих в Хлат, и замене деревянных мостов на каменные. Она построила торговые ряды и перестроила цитадель Хлата. Некий Каракуш прославился тем, что успел перестроить цитадель за несколько месяцев, что свидетельствует о наличии в его распоряжении достаточного числа каменщиков. В первой половине XII века построенные им укрепления выдержали первую осаду Хлата Хорезмшахом Джалал ад-Дином, а успехом второй осады хорезмшах обязан длительной работе катапульт и предательству некоторых горожан[35][36][37]. Разрушительные осады Джалал ад-Дина и землетрясения (1246 и 1276) уничтожили большую часть города XII векa[35].

Основание города Сукманабад (расположенного либо к западу от Хоя на дороге в Тебриз[35], либо на дороге из Баязида в Хой ) приписывают либо Сукману аль-Кутби[38], либо Сукману II[35].

Мученичество Авета

В период правления Сукмана II по его приказу был побит камнями священник-армянин, которого историки называют Аветом[k 7].

Описание казни священника даётся Варданом Аревелци, который, хотя и пишет, что казнь свершилась по приказу Шах-Армена, но уточняет, что казнён он был не за веру, и не за проповедь христианства: «Он проходил подобно Христу через города и сёла с проповедью на устах, ибо он владел даром слова. Молва о нём распространилась всюду и народ в большом множестве приходил и присоединялся к нему»[13]. Далее Вардан пишет, что в Манцикерте «Шахи-Армен вышел ему на встречу с великим торжеством, просил молиться о cебе и с почестями ввёл его в город». В дальнейшем «порочные священники» оклеветали священника-армянина, выставив его соглядатаем и шпионом. Именно по такому обвинению священник-армянин и был приговорён к побитию камнями. Однако, по словам Вардана, над телом казнённого трое суток «сиял небесный свет, при виде которого Шах скорбел о смерти св. мужа, а потому приказал воздать почести его останкам»[42]. Тем не менее Я. Манандян и другие историки выражали сомнение в искренности «христианолюбия турко-сельджукских эмиров», подчёркивая, что его «надо принимать с некоторыми оговорками»[39].

Комментарии

  1. Армянские историки датировали это событие более ранним временем. Мхитар Айриванеци писал, что Сукман (Шахриман - Шахи-Армен) «взял Хлат» в 580 году армянского летосчисления[12], Вардан Аревелци писал, что за семь лет до 588 (1139) года армянского летосчисления «Шахи-Армен, внук Сукмана, овладел Хелатскою землю и многими другими городами. Он убил свою бабку, погубившую своих сыновей, и захватил ее владения»[8].
  2. Р. Ачарян называл 1132 год как год пленения Шах-Армена Вигеном Мамиконяном[14].
  3. Согласно Томашеку время покорения Сасуна и обстоятельства события точно не известны, информация хронистов противоречива[15]. Вардан Аревелци писал, что Ильдегиз напал на Сукмана, но потерпел поражение. Затем «Шахи-Армен отнял Амук у Хетеника, Сасун со всеми монастырями у Вигена»[13]. Однако Мхитар Айриванеци сообщал, что в 1151 году Ильдегиз отнял у Вигена Сасун, у Хатенка — Амук[12].
  4. Ибн аль-Асир: «В том же 1161 году между курджами и царём Салтыком, сыном 'Али, владельцем Эрзен-ар-Рума, произошли сражение и война, в которой Салтык и его армия были разбиты и обращены в бегство, а сам Салтык взят в плен. Сестра его, Шах-Банувар, на которой был женат Шах-Армен, сын Сукмана, сына Ибрахима, сына Сукмана, владелец Хилата, послала царю курджов ценный подарок и просила освободить за выкуп её брата, и он отпустил его, и тот вернулся в свои владения»[18][19].
    • Кятиб Челеби: «В 1164 произошла большая битва с грузинами, и он [Силик] попал в плен со своими вельможами. Но так как его сестра Шах-и Бануп-хатун была супругой Сулеймана бин-Ибрагим бин Сулеймана (Должно быть: Сукман бин-Ибрагим бин Сукман) который завладел Ахлатом и был известен под именем Шах-и Армен, то он послал грузинам драгоценные подарки и освободил эмира Силика»[20].
  5. По мнению Зеки Атчекена и Яшара Бедырхана Такиюддин посоветовал Саладину немедленно отступать. Объединённые силы рассеялись, когда услышали, как он уходит. Сукман направился в Хлат, намереваясь набрать ещё солдат и вернуться[7].
  6. Абу-ль-Фида писал, что это произошло в 579 году (1184 год), приведённая Ибн-аль-Асиром дата более точна[1][7]. С. Лэн-Пуль датировал смерть Сукмана 1183 годом[30].
    • «В 1182 году ... по приказу Шах-Армена Мирана священник Авет был побит камнями»[39].
    • «АВЕТ (погиб в конце XII в.) – мученик, священник. По приказу Шахи-Армен Мирана был побит камнями»[41].

Примечания

Источники и литература

Источники

Литература

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.