Суд над стратегами
Суд над стратегами — судебный процесс в Древних Афинах над стратегами, победившими в битве при Аргинусах спартанский флот, но из-за шторма не сумевшими спасти моряков с затонувших афинских кораблей, что тогда могло считаться религиозным преступлением.
Предшествующие события
В 406 году до н. э. афиняне отстранили стратега-автократора Алкивиада от командования и назначили вместо него десять стратегов — Конона, Диомедонта, Леонта, Перикла, Эрасинида, Аристократа, Архестрата, Протомаха, Фрасилла и Аристогена[1]. После взятия Мефимны на Лесбосе спартанцы в результате успешных боевых действий блокировали уцелевший афинский флот под командованием Конона с моря и суши. Афиняне отправили на Лесбос большой флот под командованием восьми стратегов. Узнав о приближении противника, спартанский флотоводец Калликратид оставил у Митилены пятьдесят кораблей под началом Этеоника стеречь Конона, а сам со ста двадцатью триерами направился навстречу афинянам[2]. В сражении афиняне одержали крупную победу, но потеряли двадцать пять кораблей вместе с экипажами[3].
Стратеги с основными силами двинулись в Митилену на помощь Конону, а триерархам Ферамену и Фрасибулу поручили собрать плававшие в воде трупы сограждан, чтобы предать их погребению на родине, однако разразившаяся буря помешала им это сделать[4]. Чтобы спастись от немилости демоса, они решились действовать на опережение и либо вернулись в Афины раньше стратегов, либо каким-то образом доставили в Афины послание, обвинив стратегов в произошедшем[5]. Тем временем Этеоник, не дожидаясь подхода афинян, отправил корабли на Хиос, а пехоту — в Мефимну, предварительно уничтожив свой лагерь. Конон, выйдя в море, соединился с афинскими кораблями, подошедшими от Аргинусских островов. Афиняне не смогли развить успех — афинский флот сначала вернулся вместе с Кононом в Митилену, затем отправился на Хиос, и, как писал Ксенофонт, «не достигнув никакого результата»[6], отплыл на Самос[7].
Судебный процесс
Афиняне, судя по всему, были недовольны результатом кампании и поэтому отстранили от должностей восьмерых афинских стратегов (Перикла Младшего, Аристократа, Диомедонта, Эрасинида, Протомаха, Фрасилла, Лисия, Аристогена)[8]. Шесть стратегов вернулись в Афины, надеясь оправдаться, а двое (Протомах и Аристоген) не вернулись. Пять стратегов, вернувшихся в Афины, имели политические и семейные связи в высших афинских кругах, шестой был ранен в битве и потому не ожидал обвинения. У Протомаха и Аристогена, судя по всему, недоставало таких связей или достижений, из-за чего они и бежали[9].
Первоначально привлекли к суду только одного из стратегов — Эрасинида, обвинив его в финансовых преступлениях. Эрасинид по обвинению Архедема был заключён в тюрьму. Затем стратеги сделали доклад о ходе кампании в Совете. Сограждан их объяснения не удовлетворили, и остальные пятеро стратегов были тоже арестованы, а дело передано на рассмотрение народному собранию. Стратегов обвинили в неоказании помощи гибнувшим согражданам[10]. Их «обвинял целый ряд лиц, в особенности же Ферамен»[10]. Народное собрание начало склоняться на сторону полководцев, но голосование было отложено из-за наступающей темноты[11]. Затем на празднике Апатурий Ферамен, согласно Ксенофонту, провёл такую инсценировку: он якобы убедил одетых в траурную одежду людей предстать перед народным собранием родственниками убитых при Аргинусах сограждан[12]. Однако такое театрализованное действо вряд ли имело место, так как легко могло раскрыться в условиях полиса, где многие граждане были знакомы друг с другом[13]. Согласно Диодору Сицилийскому, появление людей в трауре произошло спонтанно. На следующем заседании народного собрания шесть стратегов были осуждены на смерть, несмотря на возражения Сократа, входившего в состав судей[14]. Осуждённых стратегов сбросили в пропасть[15].
Впрочем, роль Ферамена в этих событиях скорее всего представлена в более негативном свете, чем на самом деле[13]. У Ксенофонта «плохим» представлен именно Ферамен, а про роль Фрасибула в этих событиях он ничего не упоминает[16]. Современные историки предполагают, что современники не видели ничего предосудительного в поступках Ферамена. Оратор Лисий делает нападки на Ферамена по разным причинам, но не говорит ничего о последствиях битвы при Аргинусах[17]. Кроме того, Диодор Сицилийский писал, что стратеги первыми обвинили Ферамена и Фрасибула, отправив письма в Афины[18].
Это была последняя победа афинян в Пелопоннесской войне. Несправедливое осуждение стратегов-победителей на смерть, постоянные обвинения военачальников и должностных лиц в подкупе привели к окончательному падению дисциплины в афинском флоте и всеобщему разброду, что не замедлило сказаться в ближайшем будущем. В следующем году афинский флот был полностью уничтожен при Эгоспотамах, что и предопределило окончательное поражение Афин в Пелопоннесской войне.
Примечания
- Ксенофонт. Греческая история. I. 5. 16
- Ксенофонт. Греческая история. I. 6. 26—27
- Ксенофонт. Греческая история. I. 6. 34
- Ксенофонт. Греческая история. I. 6. 35
- Суриков, 2011, с. 254.
- Ксенофонт. Греческая история. I. 6. 38
- Никитюк, 2006, с. 225.
- Ксенофонт. Греческая история. I. 7. 1
- Lang, 1992, p. 267.
- Ксенофонт. Греческая история. I. 7. 4
- Ксенофонт. I. 7. 7
- Ксенофонт. I. 7. 8
- Суриков, 2011, с. 258.
- Ксенофонт. Греческая история. I. 7. 34
- Суриков, 2017, с. 333.
- Суриков, 2011, с. 257.
- Andrewes, 1974, p. 121—122.
- Диодор. Историческая библиотека. XIII. 97
Литература
- Диодор Сицилийский. Историческая библиотека
- Ксенофонт. Греческая история
- Никитюк Е. В. Процесс стратегов-победителей при Аргинусских островах 406 г. до н. э. и кризис афинской демократии // Мнемон. — 2006. — № 5. — С. 223—230.
- Суриков И. Е. Глава IV. Рубеж веков: Ферамен, Критий, Фрасибул // Античная Греция: политики в контексте эпохи. Година междоусобиц. — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2011. — 328 с. — ISBN 978-5-91244-030-4.
- Суриков И. Е. Сократ. — М.: Академический Проект, 2017. — С. 372. — (Всеобщая история: портреты Античности). — ISBN 978-5-8291-2134-1.
- Andrewes A. The Arginousai Trial // Phoenix. — 1974. — Т. 28, № 1. — С. 112—122.
- Lang M. L. Theramenes and Arginousai // Hermes. — 1992. — № 3. — С. 267—279.