Станция имени Антона Болеслава Добровольского

Станция им. Антона Болеслава Добровольского (польск. Stacja im. Antoniego Bolesława Dobrowolskiego, кратко — Добровольский, польск. Dobrowolski, в 1956—1958 годы — Оазис) — закрытая польская антарктическая станция, расположенная в Восточной Антарктиде, в центре Оазиса Бангера на Берегу Нокса. Третья советская станция в Антарктиде[2] и первая польская.

Станция имени Антона Болеслава Добровольского
Названо в честь Добровольский, Антоний Болеслав
Часть света Антарктида
Административно-территориальная единица Территория Антарктического договора[d][1]
Находится на берегу водоёма Фигурное
Оператор Арктический и антарктический научно-исследовательский институт[1]
 Медиафайлы на Викискладе

Из-за труднодоступности была использована только в течение короткого периода. Находится в 360 км к востоку от Мирного.

История

«Оазис»

23 января 1956 года восемь советских учёных-полярников прибыли на самолётах ЛИ-2, АН-2 и вертолёте МИ-4 прилетела в оазис Бангера для рекогносцировки. В двадцати километрах от оазиса Бангера, свободном от снега и льда круглый год, была создана временная экспедиционная база, на которой в течение недели выполнялись научные наблюдения, после чего учёные возвратились в Мирный[3].

В начале апреля 1956 года в район оазиса были доставлены первые экспедиционные грузы и продолжились работы по созданию станции[3].

6 августа на самолете АН-2 И. И. Черевичный, А. А. Каш, Е. С. Короткевич и Е. И. Червов совершили полёт в оазис и приземлились на озере Фигурном. Участники экспедиции были застигнуты ураганом и, не найдя подходящего для станции места, вернулись в Мирный[3].

Место для строительства станции на северном пологом берегу Фигурного озера[4] (66°16' ю. ш., 100°45' в. д.) было выбрано лишь 27 августа 1956 года в результате ряда рекогносцировочных полётов. Оно отвечало следующим условиям: наличие пресной воды, а также удобных площадок для посадки вертолётов и самолётов[3].

В сентябре 1956 года, в конце антарктической зимы, коллектив экспедиции, базировавшийся в посёлке Мирный, приступил к созданию небольшой постоянной научной станции в оазисе Бангера[2]. За несколько дней до прилёта группы уже было переброшено на озеро Фигурное значительное количество стройматериалов, продовольствие и небольшой трактор. У места разгрузки самолёта была создана временная база, установлена палатка КАПШ 1[3].

19 сентября через несколько дней на самолёте ЛИ-2 в оазис прилетела группа полярников в составе шести человек во главе с Е. С. Короткевичем. С этого времени были начаты регулярные метеорологические наблюдения[3].

21 сентября начали переброску грузов к месту строительства станции и приступили к сборке жилых домов. Были быстро собраны два домика Шапошникова с каменными цоколями, объединённых тамбуром (в тамбуре была установлена газовая плита). Первый дом использовался для жилья, в нём находились раскладные койки в два яруса; второй дом разделили на две части, в одной — разместили радиостанцию, во второй — столовую[3]. Для защиты домов от ураганов с наветренной стороны почти до половины завалили камнями, а крыши укрепили поперечными бандажами из тросов[5].

Позднее был собран третий домик ПДШ-4, который также использовался для жилья. В 300 м от домиков располагалась площадка для стоянки вертолётов[3].

15 октября состоялось торжественное открытие станции Оазис[3]. Первоначально сотрудниками станции были два человека — начальник, он же радист, П. Д. Целищев и метеоролог А. Мусаилов[5].

На протяжении 109 дней они два раза в сутки передавали в эфир синоптические сводки, которые содержали сведения о температуре, влажности воздуха и почвы, атмосферном давлении, ветре, осадках, облачности и горизонтальной видимости. Все эти данные весьма ценны[4].

31 января 1957 года зимовщиков Первой комплексной антарктической экспедиции сменили участники Второй континентальной антарктической экспедиции[4]. Теперь на станции Оазис работало семь полярников различных специальностей[5]. Объём и программа работы значительно увеличились, станция стала базой для выполнения отдельных работ экспедиционных групп и партий геологов, биогеографов и других учёных, прибывающих сюда из Мирного[4].

Станция располагала жилыми и служебными помещениями, научными павильонами и оборудованными лабораториями, радиостанцией, электрозарядной станцией, трактором и моторной лодкой. Выше лагеря на открытой местности разместилась первоклассная по тем временам метеорологическая площадка с множеством новейших по тем временам автоматических и полуавтоматических приборов и дистанционных установок[4].

Летом переброска грузов производилась самолётами из Мирного на ледяной аэродром в 15 км от станции, откуда грузы доставлялись на станцию вертолётами. В зимний период посадки тяжёлых и лёгких самолётов совершались непосредственно возле станции на лёд озера Фигурного[3].

В 1957 году на станции зимовало 7 человек под руководством аэролога Г. И. Пащенко, в 1958 г. — 8 человек во главе с гидрометеорологом Б. И. Имерековым[3].

Станцию закрыли 17 ноября 1958 года в связи с окончанием программы Международного геофизического года[6].

Станция им. Добровольского

23 января 1959 года была передана Академии наук Польской Народной Республике, получила название Добровольская, в честь польского учёного Антона Болеслава Добровольского, участника бельгийской антарктической экспедиции 18971899 годов[7]. Домики станции были названы «Варшава» и «Краков»[8].

В течение нескольких лет польские ученые не участвовали в антарктических экспедициях. Антарктическим летом 1965—1966 года станцию Добровольского посетили группа из четырёх польских геофизиков в сопровождении советского полярника. Во время этой экспедиции был потерян самолёт советской команды, который приземлился на льду залива Фигурного озера; лед оказался слишком слабым, и машина утонула[9].

Усилия на отправку следующей группы научно-исследовательской станции в сезоне 1973—1974 и не увенчались успехом[9].

Последняя польская экспедиция на станцию им. Добровольского состоялась в январе 1979 года. Участники вели исследования в широком диапазоне, включающем геоморфологию, гравиметрию, метеорологию и геодезические работы. 21 февраля, после внезапной смене погоды, команда должна быть эвакуирован на станцию Мирный[10]. После этого станция не использовалсь.

14 января 1986 года Австралия открыла летнюю станцию Edgeworth David Base, в 7,5 км на северо-запад от Станции им. Добровского, на краю Оазиса[11].

В 1987 году станцию посетили советские полярники[11] и поставили дополнительные здания, примерно в 200 метрах на запад от старых построек[12][13].

В настоящее время база числится станцией законсервированной, то есть недействующей, но не упразднённой[9]. Станцию периодически посещают российские и австралийские исследователи. Австралийцы установили там референтную станцию GPS (для исследования системных ошибок). Здания станции стоят на скалах, а не леднике, благодаря чему не изменяют своего географического положения в результате движения льда[14].

География и климат

Район сложен метаморфическими и изверженными породами: архейскими гнейсами и гранитами. Эти породы местами прерываются дайками и жилами более молодых долеритов. Растительность представлена, главным образом, эпилитными лишайниками; по руслам ручьев наблюдаются дернинки мхов и водоросли. Животный мир беден.

Примечания

  1. COMNAP Antarctic Facilities List — 2017.
  2. Опыт организации работы советских станций в Антарктике
  3. Саватюгин, Преображенская, 1999.
  4. Г. Пащенко «В Оазисе Бангера» // «Львовская правда», 10 мая 1957 г.
  5. Г. Пащенко «К востоку от Мирного» // «Водный транспорт», 16 мая 1957 г.
  6. Филателия, антарктические письма с советских полярных станций
  7. Л. И. Дубровин Станция Оазис // Арктика Антарктика Филателия
  8. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 января 2016. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  9. Arctowski.pl — Z wyprawami radzieckimi
  10. Wojciech Krzemiński, Edward Wiśniewski. The Polish Expedition to the A. B. Dobrowolski Station on the Antarctic continent in 1978/1979. «Polish Polar Research». 6 (3), s. 377—384, 1985. Polska Akademia Nauk.
  11. Robert Headland (1997) «Chronological list of Antarctic expeditions and related historical events», Cambridge University Press
  12. Andrzej Dryszel. Antarktyda jest nam potrzebna — mówi prof. dr Stanisław Rakusa-Suszczewski. «Przegląd», 2012.
  13. Beau Riffenburgh: Encyclopedia of the Antarctic. Taylor & Francis Group, 2007. ISBN 0415970245.
  14. Ruddick, R., Griffiths, S., Brown, N.,. Antarctic Geodesy Field Report 2010/2011. «Geoscience Australia». Record 2012/059, 2012. Canberra.

Литература

  • Саватюгин Л. М., М. А. Преображенская. 3.5 Станция Оазис // Российские исследования в Антарктике. СПб.: Гидрометеоиздат, 1999. — Т. 1 : (Первая—Двадцатая советская антарктическая экспедиция). — С. 35—39. — ISBN 5-286-01265-5.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.