Соя (течение)

Соя (яп. 宗谷海流 Со:я-кайрё:) — самое северное из всех тёплых течений Японского моря. В позднем голоцене течение несколько ослабло, сократилась зона его влияния на климат южного Охотоморья и особенно Малых Курил[1], где его потеснили холодные воды тихоокеанского Оясио. Наиболее заметным его влияние остаётся на юге и юго-западе Сахалина и на острове Монерон, в меньшей степени также на охотоморской стороне Кунашира и Итурупа[2].

Соя

Течение Соя (№ 6)
ОкеанТихий океан
Типтёплое 
Солёность33,8—34,5 

География

Представляет собой остаточную (30 %)[3] северную ветвь Цусимского течения, которая под давлением холодных и плотных вод течения Шренка через пролив Лаперуза, огибая мыс Соя, входит в южную часть акватории Охотского моря, где разветвляется на два потока (северный и южный)[4]. Воды северного потока создают тёплый круговорот в южной части Охотского моря, воды юго-восточной ветви огибают северный берег Хоккайдо и устремляются прямо к острову Кунашир[5]. Под давлением плотных и холодных вод северной части Охотского моря, остатки тёплых вод обеих веток течения уходят в Тихий океан по узким проливам между островами Кунашир, Итурупмыса Рикорда), Уруп и Шикотан. В результате постепенного ослабления течения в Малый ледниковый период XVII—XVIII веках на Шикотане исчез дуб.

Значение

Воды течения имеют важное практическое значение для флоры и фауны Охотского моря, а также суши его южных островов[6]. Благодаря смешению тёплых и холодных вод, флора и фауна окружающих течение вод является одной из самых продуктивных регионов в мире в плане морского рыболовства. Вместе с тем течение продолжает усложнять экологическую ситуацию в охотоморском регионе, так как из-за гораздо более высокой плотности населения Японии, его воды несут значительное количество бытовых и прочих промышленных отходов в территориальные воды России.

Гидрография

Тёплые и солёные воды течения распространяются вдоль охотоморского побережья острова Хоккайдо на глубинах от 0 до 70 м от пролива Лаперуза до южных Курильских островов. С января по май течение затухает, его «предвестник» имеет температуру +4…+6 °C, при солёности 33,8—34,2 ‰; пик приходится на июнь-ноябрь, когда воды течения достигают температуры +14…+17 °C и имеют наиболее высокую солёность (до 34,5 ‰)[7]. В этот период течение активно прогревает юго-западные склоны острова Сахалин (до города Томари), острова Монерон, а также западные и северные берега Южных Курил, которые обращены в сторону Охотского моря. В этих регионах летом меньше туманов и дождей[8], а получающая больше солнечной радиации суша отличается большим разнообразием флоры и фауны, в которые проникают многочисленные субтропические виды (магнолия обратнояйцевидная, японская белоглазка и другие). Зимой из-за частых оттепелей на юго-западе Сахалина снежный покров неустойчив[9]. Тёплые воды течения местами создают благоприятные условия для развития и размножения ряда субтропических моллюсков: так из всей территории России только на Монероне встречается галиотис. В последнее время в верхних слоях течения в конце лета отмечается потепление вод до +24 °C в Анивском заливе близ посёлка Новиково[10], на охотском берегу Кунашира — до +20 °C, что позволяет купаться в море[8]. Зимой и весной течение ослабевает, с севера его активно теснят воды холодного и опреснённого Восточно-сахалинского течения.

Течение Соя имеет также очень важное значение для судоходства вдоль западного побережья Сахалина: к примеру, вплоть до Красногорска включительно, в отличие от находящегося в 70 км севернее города Углегорска, Японское море не замерзает, а лишь только в сильные морозы и после снегопадов покрывается шугой на небольшое расстояние от берега. Именно по этой причине среднегодовая температура городов юго-западного Сахалина сопоставима с городами европейской России: в Красногорске она идентична вологодской (+3,5 °C), а в Невельске соответствует московской (+5,8 °C).

Примечания

  1. Н. Г. Разжигаева, Н. И. Белянина, Л. А. Ганзей, Х. А. Арсланов, С. Б. Чернов. Происхождение и эволюция реликтовых лиственничников острова Шикотан (Малая Курильская гряда) в голоцене // География и природные ресурсы : рецензируемый научный журнал. — Новосибирск: Академическое издательство «Гео», 2013. — Апрель-июнь (№ 2). С. 125—131. ISSN 0206-1619.
  2. Н. Г. Разжигаева, Л. А. Ганзей, Т. А. Гребенникова, Л. М. Мохова, Х. А. Арсланов, А. В. Рыбин, А. В. Дегтерев. Роль климата и природных катастроф в развитии ландшафтов о. Матуа (Центральные Курилы) в позднем голоцене // Известия РАН. Серия географическая : научный журнал. М.: РАН, 2012. № 2. ISSN 2587-5566.
  3. Природопользование, состояние и тенденции изменений морской среды прибрежных районов России в Японском море (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 декабря 2013. Архивировано 17 октября 2018 года.
  4. Рогачёв К. А. Полынья на банке Кошеварова. VIVOS VOCO! (2001).
  5. Карта (jpg) (недоступная ссылка). Pacificinfo.ru. Дата обращения: 28 декабря 2019. Архивировано 5 марта 2016 года.
  6. Курильские острова // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  7. Атлас по океанографии Берингова, Охотского и Японского морей (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 января 2013. Архивировано 10 апреля 2012 года.
  8. Природа острова Кунашир. Новая Курилороссия. Дата обращения: 18 января 2013.
  9. Географическое положение и климатические условия. Правительство Сахалинской области (16 апреля 2012). Дата обращения: 28 декабря 2019.
  10. Мыс Анива. Фотографии. — Анивский залив — Отчёты по рыбалкам. Морская рыбалка на Сахалине. Дата обращения: 18 января 2013. Архивировано 29 января 2013 года.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.