Соколов, Василий Семёнович

Василий Семёнович Соколов (1846 — 7 января 1912) — присяжный поверенный, член Государственной думы III созыва от Костромской губернии.

Василий Семёнович Соколов

Депутат Третьей Думы, 1910.
Дата рождения 1846(1846)
Место рождения с. Александров Гай, Новоузенский уезд, Самарская губерния
Дата смерти 7 января 1912(1912-01-07)
Место смерти около с. Николо-Трестино (ныне Поддубное), Костромского уезда
Гражданство  Российская империя
Род деятельности адвокат, депутат Государственной думы III созыва
Партия член думской фракции прогрессистов
Автограф

Биография

Родился в семье священника села Александров-Гай Новоузенского уезда Самарской губернии[1]. Отец умер от холеры, когда Васе было всего два года. Тем не менее сирота смог, окончив начальную школу, поступить в Самарскую мужскую гимназию. Доучиться в гимназии не хватило средств, поэтому Василий Соколов, подготовившись самостоятельно, сдал экзамены экстерном[2]. Высшее образование получил на юридическом факультете Казанского университета, который окончил в 1871 году[3] со званием кандидат прав[4].

Окончив университет, записался в помощники присяжного поверенного[3]. Присяжный поверенный округа Казанского окружного суда. Подвергся административной высылке в город Буй Костромской губернии сроком на один год. Через год ему разрешили перебраться в столицу губернии Кострому, где в 1871 году был открыт Окружной суд[2]. С 1876 года частный поверенный, а с 1885 присяжный поверенный Костромского окружного суда[5].

После отбытия ссылки в Буе, Соколов приобрел участок земли в Буйском уезде и приступил там к земской работе[2]. С 1886 гласный Костромской городской думы. С 1889 — костромской уездный земский гласный, с 1892 — костромской губернский земский гласный, исполняющий должность председателя Костромской уездной земской управы, а в 1901—1912 председатель Костромской уездной земской управы[5]. В 1901 году, став председателем уездной земской управы, следил за окончанием строительства больницы (ныне «второй городской»), согласился на введение некоторых дорогостоящих изменений в проекте ради успеха уездной медицины[2].

Одной из постоянных забот Соколова стало повышение культуры земледелия в Костромской губернии. Он внедрял правильное травосеяние, считая, что это могло бы помочь увеличить поголовье скота, а скот в свою очередь давал бы большее количество органических удобрений, что повышало бы урожайность бедных подзолистых почв Костромской губернии. Незадолго перед смертью В. С. Соколов занимался подготовкой к открытию опытно-учебного хозяйства в Следове, которое было призвано пропагандировать развитие огородничества[2].

С 1902 по 1912 год почетный мировой судья Костромского уезда. В 1889 году избран председателем комиссии по управлению Костромских городским общественным банком. С 1902 — действительный член Костромской губернской учёной архивной комиссии, с 1908 года — член костромского общества образования. С 1889 член член Костромского уездного училищного совета. С 1900 года почетный попечитель Костромского реального училища.

Публиковал свои статьи в газете «Санкт-Петербургские ведомости» и некоторых костромских периодических изданиях.

Землевладелец Костромского уезда. Во время выборов в III-ю Думу владел 600 десятинами земли и был собственником деревянного дома в Костроме[5].

В Государственной Думе

14 октября 1907 года был избран в Государственную думу III созыва от 1-го и 2-го съездов городских избирателей. Вошёл в состав фракции прогрессистов. С 1-й сессии товарищ секретаря Государственной думы III созыва, с 3-й сессии старший товарищ секретаря. Исполнял обязанности секретаря Государственной Думы. Состоял членом думских комиссий по местному самоуправлению; по делам православной церкви; о неприкосновенности личности; по запросам; об уставе и штатах императорских российских университетов; по направлению законодательных предложений. Выступил с докладами 5-го отдела по проверке прав членов Государственной Думы, комиссии по направлению законодательных предложений и комиссии по запросам.

Речи В. С. Соколова, звучавшие в Думе, были очень смелыми, но в уездном земском собрании он чувствовал себя хозяином и его позиция казалась слишком консервативной. Гласный Костромского уездного земского собрания А. Д. Рассадин на сессии 1911 года сказал: «Василий Семенович Соколов в Государственной Думе — оппозиционер правительству, а здесь является как бы правительством, по отношению к которому ряд гласных „встает в оппозицию“». Некоторые упрекали Соколова, что он вёл себя в Костромском земстве, как хозяин, как уверенный к своей правоте барин[2].

В 1908 году было решено строить новое помещение для больницы в селе Красном. Земский врач А. Прокофьев настаивал, чтобы больница была построена по так называемому «павильонному» принципу, то есть из нескольких деревянных одноэтажных зданий для разных отделений больницы, так как в то время это считалось более гигиеничным с медицинской точки зрения. Но Соколов настоял на строительстве каменного здания, как менее пожароопасного. Смета была превышена, приходилось отбиваться от ревизионной комиссии[2].

Открытие больницы состоялось 7 января 1912 года. Соколову преподнесли благодарственный адрес «в знак признательности и искренней благодарности за заботы и труды по устройству больницы в с. Красном», он сказал ответное слово. А на обратном пути за селом Николо-Трестино он почувствовал себя плохо. Врачи ехавшие тут же констатировали удар, в результате которого В. С. Соколов скончался той же ночью[2].

Похоронен на Фёдоровском кладбище в Костроме[5].

Семья

  • Жена — ? (В. С. Соколов стал вдовцом ещё до 1907 года[5])
    • Сын[2] — ?

Память

Гласного Костромского уездного земства Г. Н. Ботников в газете «Поволжский вестник» предложил увековечить память В. С. Соколова именно в том месте, где с ним случился удар[2]. В 1915 году на средства земства поставлен памятник с доской и надписью на ней[5]:

Здесь, возвращаясь после открытия больницы в селе Красном, 7 января 1912 г. внезапно скончался на 66 году жизни председатель Костромской уездной управы, член 3-й Государственной Думы Василий Семенович Соколов, человек светлого ума и чуткого к народным нуждам сердца, много и с пользой работавший на городском и земском поприщах[2].

В советское время надпись была уничтожена, первый раз ее восстановили в первые годы перестройки, но кто-то её уничтожил снова. 1 октября 2004 она была восстановлена вновь[2].

Литература

Рекомендуемые источники

  • Некролог // Известия Костромского губернского земства. 1912 № 1/2 С. 5-8.
  • Новая Костромская жизнь. 1912 № 6
  • Поволжский вестник, 1912 № 1650;
  • Памяти В. С. Соколова, Кострома, 1915.

Архивы

  • Государственный архив новейшей истории Костромской области, Фонд 56. Опись 31. Дело 175. Лист 153об. −154; Фонд 208. Опись 1. Дело 53. Лист 1; Фонд 281. Опись 2. Дело 971. Лист 18;
  • Российский государственный исторический архив. Фонд 1278. Опись 9 Дело 736.

Примечания

  1. В источнике (Сизинцева Л. Памятник Василию Семёновичу Соколову.) ошибочно указано, что Александров-Гай находился в Саратовской губернии.
  2. Сизинцева Л. Памятник Василию Семёновичу Соколову.
  3. 3-й созыв Государственной Думы: портреты, биографии, автографы. — Санкт-Петербург: издание Н. Н. Ольшанскаго, 1910. табл. 2.
  4. Указание звания приведено по: «Государственная дума Российской империи: 1906—1917. Б. Ю. Иванов, А. А. Комзолова, И. С. Ряховская. Москва. РОССПЭН. 2008. С. 568—569.». Однако в этом источнике ошибочно сказано, что В. С. Соколов окончил Московский университет.
  5. Государственная дума Российской империи: 1906—1917. Б. Ю. Иванов, А. А. Комзолова, И. С. Ряховская. Москва. РОССПЭН. 2008. С. 568—569.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.