Смолин, Иннокентий Семёнович
Инноке́нтий Семёнович Смо́лин (1 (13) января 1884, Якутск — 23 февраля 1973, Папеэте, Таити) — русский военачальник периода Гражданской войны, генерал-лейтенант Белой армии, видный деятель белого движения в Сибири и на Дальнем Востоке.
Иннокентий Семёнович Смолин | |
---|---|
Иннокентий Константинович Муттерпер (Муттерперль) | |
Дата рождения | 1 (13) января 1884 |
Место рождения | Якутск, Якутская область, Российская империя |
Дата смерти | 23 февраля 1973 (89 лет) |
Место смерти | Папеэте, Таити, Французская Полинезия |
Принадлежность | Российская империя → Российская республика → Российское государство |
Род войск | пехота |
Годы службы | 1905—1922 |
Звание | |
Командовал |
3-й Финляндский стрелковый полк 3-й Степной полк (до июня 1918) 15-й Курганский Сибирский стрелковый полк (июль 1918 - май 1919) 4-я Сибирская стрелковая дивизия (21.12.1918-20.3.1920) 3-й Степной Сибирский армейский корпус (май 1919 - 12.10.1919) 2-я Омская стрелковая дивизия (апрель - август 1920) 2-й Сибирский стрелковый корпус (23.8.1920 - август 1922) Сибирская Рать (август - ноябрь 1922) |
Награды и премии |
Биография
Муттерпер (Муттерперль) Иннокентий Константинович родился в Якутске, по национальности караим[1].
Офицер
Окончил Иркутское военное училище (1905). Служил в 44-м Сибирском стрелковом полку. Участник русско-японской войны, служил в 11-м Сибирском стрелковом полку.
В период Первой мировой войны — офицер в 43-м Сибирском стрелковом полку, командир роты и батальона в 4-м Финляндском стрелковом полку (22-й армейский корпус), был дважды ранен. Был помощником командира, затем командиром 3-го Финляндского стрелкового полка (22-й армейский корпус), подполковник (1917). С 20 ноября 1917 года — полковник, Награждён пятью орденами и Георгиевским оружием.
Командир белого партизанского отряда
После Великой Октябрьской Социалистической революции проживал близ Туринска Тобольской губ. у родственников. В начале 1918 года возглавил подпольную офицерскую организацию в Туринске. Затем, преследуемый большевиками, скрывался в окрестностях города, в июне 1918 перешёл линию фронта, вышел в расположение белых войск и добрался до Кургана, а затем до Омска. С 7 июня по 21 августа 1918 года — командир партизанского отряда своего имени, который состоял из 79 человек, в том числе 35 чехов и 44 русских: «Состав русских был следующим: 25 офицеров, 4 вольноопределяющихся, 6 солдат из местных крестьян и 9 человек учащейся курганской молодежи». Отряд, входивший в состав (2-го) Степного Сибирского армейского корпуса (командир полковник П. П. Иванов-Ринов) успешно действовал в тылу красных в районе Тугулыма, железнодорожной линии Екатеринбург—Тюмень, захватил 2 бронепоезда. Отряд Смолина сыграл важную роль во взятии Тюмени войсками генерала Г. А. Вержбицкого. После взятия города 20 июля 1918 года Смолин командовал парадом войск белых повстанцев, казаков и чехословаков.
Белый офицер Б. Б. Филимонов вспоминал об обстоятельствах создания отряда Смолина в составе корпуса генерала П. П. Иванова-Ринова:
Когда в штаб корпуса … явился неизвестно откуда прибывший некий подполковник Смолин и предложил свои услуги по сформированию партизанского отряда, то в штабе никому и в голову не пришла мысль проверить как следует, действительно ли он является тем самым лицом, за кого себя выдаёт… Спохватились об этом только недели через две, когда в руках подполковника Смолина уже был партизанский отряд. Штаб корпуса тогда страшно всполошился и забил тревогу. Дело в том, что кто-то не то шутя, не то серьезно заявил в штабе корпуса, что Смолин фактически состоит на службе у большевиков и провоцирует Иванова-Ринова. И вот полетели из Омска в Курган телеграммы, секретные предписания, поехали агенты контрразведки для немедленного и точного выяснения местоположения отряда Смолина и задержания его. Но тут пришли донесения в штаб корпуса об успешных действиях отряда подполковника Смолина в глубоком тылу красных, кои внесли успокоение, доставили радость белому командованию, а для некоторых лиц, надо полагать, и порядочный конфуз.
Генерал белой армии
Отряд И. С. Смолина был переименован в 3-й Степной полк, а затем вошёл в состав 15-го Курганского Сибирского стрелкового полка. Смолин принял командование 15-м Курганским Сибирским стрелковым полком у подполковника Черкасова в июле-августе 1918 года и передал полк подполковнику Вержболовичу в мае 1919 года. Полк входил в состав 4-й Сибирской стрелковой дивизии (командиры полковник М. И. Фукин, затем генерал-майор Г. А. Вержбицкий).
С июля 1918 года — полковник. 28 сентября 1918 во главе 15-го Курганского Сибирского стрелкового полка первым вступил в Алапаевск. Организовал следствие по выяснению обстоятельств казни членов дома Романовых в ночь на 18 июля 1918. Хранил в своем штабе документы следствия, затем передал их в штаб начальника 7-й Уральской дивизии генерала В. В. Голицына (тот позднее направил их в комиссию по расследованию обстоятельств гибели царской семьи и её родственников на Урале).
Служил в войсках Верховного правителя России адмирала А. В. Колчака. С 21 декабря 1918 года по 20 марта 1920 года — командир 4-й Сибирской стрелковой дивизии, входившей в состав 3-го Степного Сибирского армейского корпуса (командир генерал-майор Г. А. Вержбицкий, затем сам И. С. Смолин)
С мая 1919 года по 12 октября 1919 года — командир 3-го Степного Сибирского армейского корпуса в составе Южной группы войск генерал-лейтенанта Г. А. Вержбицкого. С февраля 1919 И. С. Смолин — генерал-майор.
12 октября 1919 года 3-й Степной Сибирский армейский корпус преобразован в Южную группу 2-й армии (командир армии генерал-майор С. Н. Войцеховский). В ноябре 1919 года Южная группа вместе с Тобольской группой объединена в общую колонну под командованием генерал-лейтенанта Г. А. Вержбицкого.
27 января — 22 февраля 1920 — командующий Южной группой войск. Участник Великого Сибирского ледяного похода, командовал группой войск 4-й Сибирской стрелковой дивизии, которая численностью более 1800 бойцов пришла 4 марта 1920 года в Читу.
В войсках Российской Восточной Окраины атамана Г. М. Семёнова — командир 2-й Омской стрелковой бригады (дивизии) с апреля по август 1920 года. В апреле 1920 года атаманом Г. М. Семёновым присвоено звание генерал-лейтенант (поскольку это звание было присвоено атаманом Г. М. Семёновым, И. С. Смолин позднее от него отказался). С 23 августа 1920 года — командир 2-го Сибирского корпуса Дальневосточной армии. После поражения и разгрома Дальневосточной (Белой) армии 20 ноября 1920 в Забайкалье через Маньчжурию, Китай, по КВЖД с остатками 2-го стрелкового корпуса перешел в Приморье, где принял командование прежним 2-м стрелковым корпусом в Белоповстанческой армии (Приамурского Временного правительства Меркулова).
В 1921 был начальником гарнизона города Никольск-Уссурийский.
С августа 1922 — командир Сибирской Рати (прежние части 2-го корпуса, 1450 штыков и сабель) Земской Рати.
Жизнь в эмиграции
С 1922 жил в эмиграции в Шанхае. Служил в Международном сберегательном обществе, работал домоуправом, по некоторым данным, и жокеем. В 1939 уехал в США, где у него родился сын Борис Смолин. Затем переехал на Таити, где служил главным бухгалтером в банке города Папеэте. Пользовался уважением как прекрасный специалист и надежнейший человек безукоризненной репутации. Член Общества ветеранов Первой мировой войны. В последние годы писал мемуары.
Советский учёный-географ Г. Б. Удинцев вспоминал о встрече с генералом Смолиным в 1961 на Таити и своём вопросе, не тянет ли его на Родину. В ответ Смолин сказал:
Тянет, конечно, но слишком уж много тяжёлых воспоминаний связано с гибелью адмирала и всей нашей армии, так что лучше не пробуждать их возвратом на ту ставшую злой для нас землю. Правда, признаюсь, что хотелось бы хоть на минутку побывать на могиле моей жены. Она была сестрой милосердия, умерла от сыпного тифа и похоронена в Николаевске-Уссурийском, теперь это Ворошилов-Уссурийский. Да видно, уже не удастся.
(В тексте воспоминаний неточно передано название города Никольска-Уссурийского, ныне Уссурийска)
В середине 60-х годов его сын Борис Смолин репатриировался в Израиль. Его внук Авигдор Смолин, был офицером бронетанковой бригады "Барак" израильской армии. Погиб в 1982 году во время Ливанской войны. По данным газеты "Вести" от 7.11.2006 года у генерала армии Колчака проживают в Израиле около 20 внуков и правнуков.
Иннокентий Семёнович Смолин умер 23 февраля 1973 года в Папеэте, Таити, Французская Полинезия[2].
Награды
- Орден св. Станислава 3-й ст. (1905).
- В период Первой мировой войны награждён мечами и бантом к ордену св. Станислава 3-й ст., орденом св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость», орденом св. Станислава 2-й ст. с мечами, орденом св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом, орденом св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом, Георгиевским оружием. Получил Высочайшее благоволение.
- В период Гражданской войны награждён орденами Св. Георгия 4-й степени, Святого Владимира 3-й степени и французским Военным крестом (Croix de Guerre) с пальмовой ветвью (объявлено приказом начальника штаба Верховного главнокомандующего от 05.09.1919).
- Награждён знаком отличия военного ордена «За Великий Сибирский поход» (30.08.1920).
Сочинения
- Алапаепская трагедия; убийство русских Великих князей большевиками (рукопись)
- Русский генерал И. С. Смолин на Таити (письмо). — Новое русское слово. — 1940. — 11 сентября.
Ссылки
- Муттерперль (Смолин) Иннокентий Константинович (Семенович) . // Проект «Русская армия в Великой войне».
- Воспоминания Б. Б. Филимонова
- О последних годах жизни
Примечания
- Смолин Иннокентий Семенович (недоступная ссылка). Дата обращения: 4 ноября 2012. Архивировано 16 апреля 2014 года.
- Первопоходник № 12, апрель 1973, с. 5 (недоступная ссылка)