Слава Господня

Слава Господня (Слава Божия) — христианский термин библейского происхождения, восходящий к иудейскому понятию Шхина и в большинстве случаев означающий форму полного присутствия Божества. Именно в этом значении использует это слово апостол Иоанн, когда говорит:

И мы видели славу (δόξαν) Его, славу, как Единородного от Отца (Ин. 1:14)

Для Иоанна Богослова важно то, что слава видима и сравнима с излучением солнца и луны, но превосходит их (Отк. 21:23). Также и апостол Павел пишет:

Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе.

Однако не каждое присутствие Божества является славой Господней, хотя иногда два эти термина отождествляются[1]. В христианской традиции существует отдельный термин для обозначения божественного присутствия — парусия или адвент.

Иисус Христос использует понятие славы в молитве Отче наш, где упоминает его вместе с силой и царством в числе свойств Бога:

Ибо Твое есть Царство и сила (δύναμις) и слава (δόξα) во веки (Мф. 6:13)

Употребление славы совместно с силой (Мк. 13:26; Лк. 21:27), напоминает аристотелевскую парную категорию потенциальное/актуальное. Второе значение слова сила (δύναμις) — возможность, тогда как его противоположностью будет являться действительность или «реальность Божественного присутствия»[2]. Таким образом, слава оказывается полнотой присутствия или энтелехией Божества. В этом смысле Иисус Христос заявляет, что ему ещё только предстоит воссесть на «престоле славы» (Мф. 19:28).

В немалой степени прояснить понятие славы Господней позволяет евангельский фрагмент об искушении Иисуса Христа, где дьявол в обмен на поклонение себе предлагает власть и славу, то есть соответствующие почести, привилегии, а также статус и положение:

дам власть над всеми сими царствами и славу их (Лк. 4:6)

Отсюда проясняется различие между простым присутствием Бога и присутствием Его во славе. В первом случае может идти речь об умалении и сокрытии, тогда как во втором случае явление Бога уже будет не символическим, но совершенным и адекватным его божественному статусу. Если присутствие Бога относится к священной истории, то его слава к эсхатологии.

В православном христианстве есть ряд слов, имеющих основу слава — тщеславие и православие. Тщеславие означает стремление мирскому, кажущемуся совершенству, а православие — верный образ действий в составе общения с Церковью Христа.

В лютеранской теологии слава Господня означает состояние блаженства, в которое будут введены праведники после Второго Пришествия и воскресения мертвых[3]:

Когда земную жизнь окончу я,
Когда во славу Ты введешь меня. Ближе, Господь, к Тебе (гимн)

В видениях Иезекииля слава Господня предстает как Меркава — транспортное средство, небесная колесница Бога.

Примечания

  1. Что есть Слава Божия?
  2. Слава Господня и Его храм
  3. Мюллер Д. Т. Христианская догматика/ пер. с англ. — Минск, Лютеранское наследие, 1998. — С.754-755

Ссылки

См. также

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.