Русское студенческое христианское движение
Ру́сское студе́нческое христиа́нское движе́ние (сокр. РСХД) — объединение (c 1899 года) христианской молодёжи в России и впоследствии в эмиграции, имевшее преимущественно религиозно-просветительский характер и ставившее своей целью привлечение верующей молодёжи, выработку у неё целостного христианского мировоззрения, а также подготовку проповедников в условиях распространившихся материализма и атеизма. Эмигрантская ветвь основана в 1923 году путём объединения уже существовавших христианских студенческих организаций в различных европейских городах как преемственная дореволюционному движению, но конфессионально-православная.
История
РСХД до революции
РСХД зародилось в России в 1899 году, когда генеральный секретарь Всемирного христианского союза студентов (ВХСС) Джон Мотт прибыл в Финляндию, входившую в то время в состав Российской империи, для организации здесь отделения союза и с этой целью встретился с П. Н. Николаи[1]. А. В. Карташов пишет о Мотте как о человеке с мировым горизонтом и старом друге русских епископов-миссионеров (будущих Патриархов Московских) Тихона в Северной Америке и Сергия в Японии. Впоследствии Джон Мотт, будучи генеральным секретарём Всемирной Христианской Студенческой Федерации (ВХСФ) и президентом Ассоциации молодых христиан (YMCA), очень много сделал для русских за рубежом — в частности, финансировал РФА[что?] и способствовал устройству Свято-Сергиевского богословского института, а также созданию издательства ИМКА-Пресс.
Лекции Дж. Мотта российским студентам имели большой успех, библейские кружки возникли в ряде городов. В первые годы они охватывали только протестантов, преимущественно лютеран, с 1902 года появились православные участники[2]. В 1905 году в Санкт-Петербурге было создано движение «Маяк» — русское отделение YMCA. После издания Указа об укреплении начал веротерпимости, сделавшего возможным «низовое» межконфессиональное сотрудничество, П. Николаи по инициативе Дж. Мотта сблизился с православными кружками С. Н. Булгакова, М. А. Новосёлова[3]. Объединению, однако, препятствовали взаимные предубеждения[4], окончательно обострившиеся с началом Первой мировой войны[5]. В 1913 году Движение, объединявшее к тому времени 500 членов[6], было принято во Всемирную Христианскую Студенческую Федерацию. Президентом РСХД стал В. Ф. Марцинковский, среди его членов были Лев Липеровский, Александр Никитин, Лев Зандер, Ф. Пьянов.
После прихода к власти большевиков многие участники Движения подверглись преследованиям. Движение в России было уничтожено. Оказавшись в изгнании, представители интеллектуальной элиты, до революции связанные с РСХД, стали возрождать его вместе с русской молодёжью.
Русская эмиграция
После октябрьской революции в России и начавшейся вслед за ней гражданской войны за границей оказалось около 3 миллионов русских. В силу этого практически во всех европейских столицах существовали разрозненные русские христианские объединения, во главе которых стояли представители эмигрировавшей русской интеллигенции. Так, в Париже лидером христианской молодёжи был о. А. Калашников, в Берлине собирались вокруг С. Л. Франка и И. А. Ильина. В Белграде в деятельности такого кружка участвовали К. Э. Керн, Н. М. Зернов, Н. Н. Афанасьев, В. В. Зеньковский, С. С. Безобразов, Н. М. Терещенко. В Праге кружок был организован деятелями дореволюционного студенческого движения в России Л. Н. Липеровским, А. И. Никитиным, М. Л. Бреге и отличался тем, что носил интерконфессиональный характер. Уже в 1921 году на съезде Всемирной христианской студенческой федерации (ВХСФ) в Пекине русские студенческие организации оформились как отдельная ветвь.
Издание журнала
После переезда в Прагу отца Сергия Булгакова в мае 1923 года там начал выходить журнал «Духовный мир студенчества» с подзаголовком «Вестник Русского христианского студенческого движения в Европе». В предисловии к первому номеру целью журнала было указано: «освещать действительную картину жизни студенчества и служить братскому единению и пробуждению духовных интересов, делиться своим духовным опытом и этим оказывать друг другу взаимную поддержку»[7].
Первый номер журнала содержал информацию о деятельности христианских студенческих кружков в Чехословакии, Венгрии, Франции, Югославии, Германии. Со второго номера в журнале публиковались авторские статьи профессоров В. В. Зеньковского, С. С. Безобразова, В. Ф. Марцинковского, а также отрывки из святоотеческой литературы. В третьем и четвёртом номерах журнала увидели свет «Протоколы семинария протоиерея С. Н. Булгакова „Новозаветное учение о Царстве Божием“»[8].
Возрождение и «конфессионализация» движения
С 1 по 8 октября 1923 года при содействии и финансовой поддержке YMCA (Young Men's Christian Association) и Всемирной христианской студенческой федерации (ВХСФ) в городе Пршеров (Чехословакия) прошёл учредительный съезд представителей большинства русских молодёжных христианских организаций Европы, на котором было положено начало движению и заявлено о его православной ориентации. В работе первого съезда РСХД активное участие принимали видные религиозные деятели русского зарубежья, такие как: С. Н. Булгаков, А. В. Карташёв, В. Ф. Марцинковский, Н. Н. Афанасьев и другие.
Русское студенческое христианское движение (РСХД), провозглашая себя стоящим вне политики и допуская в свои ряды людей самых различных политических взглядов и убеждений (от сторонников монархии до последователей социализма), тем не менее отказалось от дореволюционного принципа интерконфессиональности и избрало церковно-православный характер, при том что официально не подчинялось никакой церковной власти и не подпадало ни под какую юрисдикцию. Центральной идеей на протяжении всего съезда была идея оцерковления культуры и жизни, а основной организационной формой должно было стать православное братство. Впоследствии однако, кроме братства преподобного Серафима Саровского в Белграде, эта форма достаточного распространения так и не получила. В. Ф. Марцинковский, протестовавший против «конфессионализации» РСХД, после съезда был постепенно отстранён от организационной работы и в дальнейшем сотрудничал с этим движением лишь эпизодически, на уровне частных контактов с отдельными представителями (например, Н. М. Зёрновым)[9].
Съезд получил официальное благословение православной иерархии: на нём присутствовали глава Православной Церкви в Чехии архиепископ Савватий (Врабец), русский епископ в Праге владыка Сергий (Королёв), а также епископ Вениамин (Федченков), бывший тогда викарием архиепископа Савватия в Подкарпатской Руси.
РСХД до второй мировой войны
В 1925 году прошёл второй съезд в г. Аржероне (Франция), главным событием на котором стала дискуссия вокруг докладов Н. А. Бердяева и епископа Вениамина (Федченкова), давших полярно противоположное видение христианского призвания в современном мире. Если Бердяев понимал христианство как деятельную религию преображения мира, то епископ Вениамин усматривал в подобном подходе утопическое стремление русской интеллигенции спасти мир внешними средствами и предлагал ставить на первое место аскетический путь личного спасения. По решению съезда в Аржероне осенью 1925 г. в Париже был открыт Свято-Сергиевский богословский институт, ставший одним из духовных центров всей русской эмиграции. С целью сплочения русской христианской молодёжи Европы был учреждён ежемесячный журнал Вестник русского христианского движения. Журнал стал связующим звеном Русского студенческого христианского движения, площадкой, где разрабатывалась его идеология, публиковалась информация о Движении и религиозно-философские труды лидеров, уделялось пристальное внимание положению Православной Церкви в Советской России.
В том же году в Сербии, в монастыре Ново-Хопово, была созвана общая конференция РСХД. Главными обсуждаемыми проблемами на ней стали: взаимодействие с не православными христианами и взаимоотношение с иерархией Церкви.
В июне 1926 года Собор русских епископов в изгнании в городе Сремски-Карловци (Сербия) объявил протестантские организации, участвующие в РСХД, масонскими и враждебными православию и потребовал от христианских студенческих организаций разорвать с ними всякую связь, что однако противоречило основным принципам христианского молодёжного движения. В этой ситуации поддержку РСХД оказал митрополит Евлогий — единственный канонически назначенный митрополит Русской православной церкви в Европе, который к тому же стоял у истоков этого движения. Раскол между митрополитом Евлогием и епископами Архиерейского синода в Сремски-Карловцах, к тому времени уже вышедшими из подчинения Московской Патриархии, существенно изменил характер РСХД, заставив его отмежеваться от консервативно-монархического крыла Церкви.
1926—1927 годы были периодом расцвета в жизни Движения с бурным ростом количества кружков, которые действовали теперь почти во всех странах Европы. На высокий уровень была поставлена работа среди детей и юношества, активно велась педагогическая деятельность.
Тема взаимоотношения, а по сути подчинения РСХД церковной иерархией была главной на протяжении 1926—1927 годов и поднималась как на третьем съезде в Клермоне (Франция), так и на четвёртом съезде в Шато Бьервиль под Парижем. По этому вопросу движение раскололось по сути на два крыла. Так как единодушия достичь не удалось, то было принято компромиссное решение: по возможности следовать в своей деятельности указаниям иерархов Церкви.
После Декларации митрополита Сергия и последовавшего за этим решения Архиерейского Собора РПЦЗ о прекращении отношений с Московской Патриархией из РСХД вышло Белградское братство, которое выступало за самое тесное взаимодействие с иерархией Церкви.
На пятом съезде был принят новый устав РСХД. Живо обсуждалась ситуация с Белградским братством и дальнейшие действия на пути выхода из кризисной ситуации.
В 1934 году начальник молодёжной ветви РСХД — «Витязей» — Н. Ф. Фёдоров вышел из РСХД и создал независимую молодёжную «Национальную Организацию Витязей» (Н. О. В.).
Ссылки
Литература
- Берд Р. YMCA и судьбы русской религиозной мысли : 1906–1947 // Исследования по истории русской мысли : Ежегодник за 2000 год. — М.: ОГИ, 2000. — С. 165—197. — ISBN 5-94282-006-6.
- Попов В. А. Забытый праведник. Владимир Марцинковский был постоянным оппонентом Луначарского в спорах о религии // «НГ Религии». — 2004. — Т. 15 (145). — С. 6.
- Кале В. Евангельские христиане в России и Советском Союзе. Иван Степанович Проханов (1869-1935) и путь евангельских христиан и баптистов. Перевод с нем. Скворцова П. И. = Evangelische Christen in Russland und der Sovetunion [Sowjetunion]. Ivan Stepanovic Prochanov (1869 - 1935) und der Weg der Evangeliumschristen und Baptisten. Von Wilhelm Kahle. — Онкен - Вуперталь и Кассель, 1978. — 627 с.
- Харченко К. Учитель словесности Владимир Марцинковский (1884-1971) // «Богомыслие», альманах. — Одесса, 2016. — Т. 19. — С. 166—196. — ISSN 0135-5473.
- Белов А. В., Карпов А. Д. Под флагом антисоветизма. — М.: Знание, 1980. — 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Научный атеизм»; № 11).
- Обозный К. П. Деятельность Русского студенческого христианского движения в Прибалтике в межвоенный период: церковный и общественно-культурный контекст // Православие в Прибалтике: религия, политика, образование 1840—1930-е гг. Под ред. И. Пярт. — Тарту : Издательство Тартуского университета, 2018. — С. 417—467.
Примечания
- Кале, 1978, с. 81.
- Гундерсен П. Павел Николаи из Монрепо: Европеец, не такой как все. М.: ББИ, 2005. — C. 45
- Берд, 2000, с. 181-187.
- Берд, 2000, с. 185.
- Берд, 2000, с. 194.
- Попов-Забытый, 2004.
- Предисловие к первому номеру. // Духовный мир студенчества : журнал. — 1923. — № 1. — С. 4.
- Владимир Бурега. "Пражский период" жизни протоиерея Сергия Булгакова (1923-1925) / Православие.Ru . www.pravoslavie.ru. Дата обращения: 10 декабря 2018.
- Харченко, 2016, с. 190—191.