Пьюджин, Огастес Уэлби Нортмор
Ога́стес Уэ́лби Но́ртмор Пью́джин (англ. Augustus Welby Northmore Pugin, 1 марта 1812, Лондон — 14 сентября 1852, Рамсгит) — английский архитектор, декоратор интерьера, писатель и теоретик архитектуры. Один из лидеров движения Готического возрождения (Gothic Revival) в Англии, автор оформления интерьеров здания Британского парламента. Строитель башни здания, названной позднее Биг-Беном.
Огастес Уэлби Нортмор Пьюджин | |
---|---|
англ. Augustus Welby Northmore Pugin | |
Основные сведения | |
Страна | |
Дата рождения | 1 марта 1812[1][2][3][…] |
Место рождения | Блумсбери, Лондон, Англия |
Дата смерти | 14 сентября 1852[1][2][3][…] (40 лет) |
Место смерти | Рамсгит, Кент, Англия |
Работы и достижения | |
Учёба | |
Работал в городах | Великобритания |
Важнейшие постройки | католические церкви и соборы, Вестминстерский дворец |
Медиафайлы на Викискладе |
Биография и творчество
Огастес Уэлби Пьюджин был сыном французского чертёжника Шарля-Огюста Пюжена (1762—1832), эмигрировавшего в Англию из-за французской революции. Отец будущего архитектора был автором многотомного собрания архитектурных чертежей, среди которых: «Образцы готической архитектуры» (Specimens of Gothic Architecture), «Примеры готической архитектуры» (Examples of Gothic Architecture) и другие (издавались в 1821—1838 годах). Пьюджин учился рисованию и черчению у своего отца, в 1825—1827 годах сопровождая его в поездках, в том числе в Нормандию, где Пьюджин Старший зарисовывал местную готическую архитектуру. Всё это повлияло на направление будущей профессиональной деятельности сына.
Работая на мебельную фирму Моршель и Седдон, Огастес Уэлби Пьюджин в возрасте пятнадцати лет проектировал в готическом стиле «трубадур» мебель для королевского Виндзорского замка. В 17 лет он основал собственную фирму по изготовлению мебели и элементов оформления интерьера (просуществовала до 1831 года). Будучи заядлым театралом, работал также театральным декоратором, в лондонском театре Ковент-Гарден.
В 1833 году Пьюджин переехал в Солсбери, в 1835 году купил участок земли и построил дом в стиле Готического возрождения для своей семьи, который он назвал Grange St. Marie's. В 1834 году Огастес Пьюджин принял католицизм, в следующем году был принят в лоно римско-католической церкви и стал активным сторонником возрождения готического стиля в архитектуре Англии. Особенно успешным как архитектор Пьюджин был начиная с 1837 года. К его лучшим работам относятся в первую очередь католические церкви и соборы, например Ноттингемский собор (1842-1844), церковь Сент-Огастес (Св.Августина) в Рамсгейте, собор св. Чеда, Эрдингтонское аббатство и колледж Оскотта (все в Бирмингеме), церковь Сент-Джайлс в Шедли (1841-46) и Олтон-Тауэрс в Стаффордшире, церковь Святых Петра и Павла в Ньюпорте.
В 1832 году он познакомился с католиком Джоном Тэлботом, 16-м графом Шрусбери, разделявшим его эстетические взгляды. Пьюджин перестроил его родовой замок Альтон Тауэрс, построил католическую церковь Сент-Жиль в Стаффордшире (1846) и многое другое.
Пьюджин работал вместе с другим выдающимся архитектором — сэром Чарльзом Бэрри, вначале над проектом «школы принца Эдварда» в Бирмингеме, а с 1835 года — над новым проектом здания Парламента в Лондоне.
Эстетическая теория
Огастес Пьюджин возглавил «католическое движение» среди деятелей английской культуры. В 1836 году он опубликовал полемическое сочинение «Контрасты» (Contrasts), или «Параллель между благородными зданиями XIV и XV веков и аналогичными зданиями современности». Пьюджин доказывал преимущество неоготики и отказа от неоклассицизма, а также необходимость возрождения средневекового готического стиля как истинно национального и о «возвращении к вере и социальным структурам средневековья». Книга была направлена против принятия Актов о церковном строительстве 1818 и 1824 годов, первый из которых часто называют Законом о миллионах фунтов из-за суммы ассигнований Парламента на строительство новых англиканских церквей в Великобритании.
Некоторые церкви были построены на средства этих фондов в стиле Готического возрождения (Gothic Revival) с мотивацией, что это «самый дешевый» стиль. Пьюджин критиковал подобные утверждения как лживые и пытался противопоставить им новую эстетическую концепцию. Близкие идеи во Франции исповедовал Эжен Виолле-ле-Дюк, но он был прагматиком и рационалистом. Огастес Пьюджин был идеалистом и романтиком.
В 1841 году Пьюджин опубликовал трактат «Истинные принципы стрельчатой, или христианской, архитектуры» (The True Principles of Pointed or Christian Architecture), оказавшую существенное влияние на умы многих английских художников, в частности на Уильяма Морриса и прерафаэлитов. В этой книге Пьюджин писал, что современные мастера, стремящиеся подражать стилю средневекового искусства, должны воспроизводить не внешние формы, а его духовные основы. В 1843 году последовало сочинение «Апология возрождения христианской архитектуры» (An Apology for the Revival of Christian Architecture).
В качестве основного правила хорошей архитектуры он предлагал следующее: каждый элемент здания должен иметь своё назначение, и полезные части конструкции нужно эстетически акцентировать, а не скрывать за поверхностным декором. Среди других примеров он обращает внимание на гвозди и скобы, которые в готике не прячутся и не маскируются, а становятся частью общего вида. Исходя из этих принципов, Пьюджин критиковал классицизм в церковной архитектуре. По его мнению, античные храмы строили для принципиально другого типа богослужений, и приспособление этой конструкции для христианской литургии в любом случае уничтожит характерный вид здания, к которому стремится архитектор-классицист. В то же время, согласно Пьюджину, конструкция и эстетика готического храма полностью обусловлены нуждами христианского богослужения и должны служить образцом для архитекторов всех позднейших времён. Кроме того, античную архитектуру он считает несостоятельной, поскольку та механически переносит принципы деревянного зодчества на каменные здания, в то время как готика опирается на свойства именно камня и кирпича. Аналогичные идеи Пьюджин высказывал и в отношении других родов и видов искусства, в частности, призывая к возрождению григорианского пения в церковной музыке.
Вестминстерский дворец и стиль нео-тюдор
После уничтожения пожаром в 1834 году старого здания Вестминстерского дворца в Лондоне сэр Чарлз Берри пригласил Пьюджина для оформления новых интерьеров. Во время конкурса на лучший проект здания разгорелась борьба между сторонниками неоклассицизма и Готического возрождения. Свои идеи, опасаясь мощного сопротивления «академиков», О. Пьюджин представил через Берри, который и выиграл конкурс. После объявления решения конкурсной комиссии Уильям Ричард Гамильтон, который был секретарем лорда Элджина во время приобретения мраморов Парфенона, опубликовал брошюру, в которой гневно осудил тот факт, что «готическому варварству» было оказано предпочтение вместо божественной красоты Древней Греции и Рима, но решение не было изменено[4].
В конце концов решили, что новое здание должно отражать величие империи и национальный стиль, и лучшим является стиль Нео-Тюдор, в котором воссоздаются типичные элементы Тюдор-Ренессанса в Англии, в частности, так называемого перпендикулярного стиля английской готики, выдающимся образцом которого является собор в Линкольне XII—XIV веков, имеющий характерные башни с плоскими площадками наверху. При возведении «башни Виктории» нового здания английского парламента в качестве прототипа имелись ввиду прежде всего башни собора в Линкольне. Элементы готики были важной частью ренессансной архитектуры Англии XVI века, времени правления династии Тюдоров. Отсюда эвфемизм, характерное замещение термина «неоготика» наименованием «Нео-Тюдор» (Neo-Tudor). Более того, в британской историографии часто употребляется название «британский ампир» (British Empire), причём имеется ввиду первичное значение этого определения: стиль британской империи, отражающий в национальных формах величие Британии. Такова терминология английских неостилей. Основой этой терминологической метаморфозы послужили труды Огастеса Пьюджина[5].
В конце жизни Пьюджина, в феврале 1852 года, Чарльз Берри навестил его в Рамсгейте, и Пьюджин предоставил детальный проект знаменитой Дворцовой башни с часами, в 2012 году названной Елизаветинской башней, но более известной как Биг Бен . Однако впоследсвии Берри не упомянул Пьюджина в качестве автора проекта. В 1867 году, после смерти обоих архитекторов, сын Пьюджина Эдвард опубликовал брошюру «Кто был художественным архитектором Парламента», в которой утверждал, что его отец, а не Берри, был «истинным» архитектором здания[6].
Последние годы. Наследие
В феврале 1852 года, путешествуя со своим сыном Эдвардом на поезде, Пьюджин испытал сердечный удар, его привезли в Лондон, неспособным узнавать своих близких и связно говорить. В течение четырех месяцев он содержался в частном пансионе. В июне был переведён в Бетлемскую больницу. Пьюджин скончался в Реймсгейте 14 сентября 1852 года. Ему было всего сорок лет. Он похоронен в церкви Св. Августина, которую сам построил.
После смерти отца два его сына Эдвард Уэлби и Питер продолжали управлять архитектурной фирмой под названием Pugin & Pugin. О постройках Пьюджина писали, что их строительное качество было плохим, архитектору не хватало технических знаний и его заслуга ограничивается декорированием. Наследие Пьюджина стали забывать после его смерти, отчасти из-за несправедливо отрицательных оценок Джона Рёскина. В приложении к ниге «Камни Венеции» (1851) Рёскин писал о Пьюджине: «Он не великий архитектор, а один из наименьших возможных или мыслимых архитекторов»[7].
Сторонники Готического возрождения, в том чсиле сэр Гнри Коул, подчёркивали, что и Рёскин и Пьюджин, на самом жделе верили в одни и те же идеалы. Кеннет Кларк писал, что: «если бы Рёскин никогда не жил, Пьюджин никогда бы не был забыт». Идеи Пьюджина развивали английские архитекторы У. Несфилд, Н. Шоу, Дж. Г. Скотт, У. Баттерфилд, а также Уильям Моррис в мастерских «Искусства и ремёсла».
Герман Мутезиус в 1904 году опубликовал влиятельное исследование «Английский дом» (Das Englische Haus), в котором высоко оценил вклад О. Пьюджина в архитектуру. Мебель, спроектированная Пьюджином, экспонируется в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. По образцу здания английского Парламента было построено такое же огромное здание Парламента в Будапеште (архитектор Й. Штейндль, 1884—1904).
Примечания
- Encyclopædia Britannica (англ.)
- Augustus Welby Northmore Pugin // Benezit Dictionary of Artists (англ.) — 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
- Lundy D. R. Augustus Welby Northmore Pugin // The Peerage (англ.)
- Williams, Guy (1990). Augustus Pugin Versus Decimus Burton: A Victorian Architectural Duel. London: Cassell Publishers Ltd. pp. 69–75
- Власов В. Г.. Неоготика // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VI, 2007. — С. 146—147
- Hill, Rosemary (24 February 2012). Pugin, God's architect. The Guardian. Guardian Media Group. Retrieved19 March 2012. pp. 495–496
- Hill, Rosemary (24 February 2012). Pugin, God's architectThe Guardian. Guardian Media Group. Retrieved19 March 2012. pp. 458–459
Ссылки
- Раппопорт А. Архитектор-утопист начал с проекта дворца, а кончил Бедламом // Коммерсантъ. — 1994. — № 145.