Прасцевичюте-Септ, Раса Витаутасовна
Раса (Расита) Витаутасовна Прасцевичюте-Септ[1] (лит. Rasa Prascevičiūtė-Sept, род. 23 октября 1979 года) — литовская девочка, пережившая первую в истории медицины СССР операцию по реплантации (пришиванию) конечностей. В 1983 году она попала под косилку, которая в буквальном смысле отрезала Расе обе ступни, однако менее чем через сутки Расу доставили в Москву, где врачи сумели пришить ей отрезанные ступни и, более того, помогли ей научиться заново ходить. История трёхлетней Расы Прасцевичюте и уникальная операция советских врачей, которая изменила жизнь одного ребёнка, стали символом сплочённости СССР.
Раса Прасцевичюте-Септ | |
---|---|
лит. Rasa Prascevičiūtė-Sept | |
| |
Имя при рождении | Раса Витаутасовна Прасцевичюте-Септ |
Дата рождения | 23 октября 1979 (42 года) |
Место рождения | колхоз «Вадактай», Шяуляйский район, Литовская ССР, СССР |
Гражданство |
СССР Литва Германия |
Род деятельности | служащая |
Отец | Витаутас Прасцевичюс |
Мать |
Дангуоле Волковлене |
Супруг | Ефрем Септ |
Дети | Ильяна (родная дочь), Ян, Леон (дети Ефрема от первого брака) |
Биография
Семья
Родители Раситы работали в колхозе «Вадактай»: отец, Витаутас, был косильщиком. Семья была неблагополучной: родители злоупотребляли алкоголем[2]. Отец умер от рака спины в 2014 году, а мать от белой горячки в 2006 году (сам Витаутас в одном из интервью категорически отрицал своё пьянство). Сестра-близнец — Аушра, трижды была замужем, родила четверых детей. Старший брат — Егидиус Волковас, живёт в Лондоне.
Повзрослев, Раса вышла замуж за эмигрировавшего из Казахстана немца Ефрема Септа. В её семье двое детей от первого брака Ефрема — сыновья Ян (1998 г.р.), Лео (2004 г.р.) и их общая дочь Ильяна (родилась в 2010 году). Семья проживает в местечке Тройсдорф.
Происшествие
Вечером 17 июня 1983 года[3] Витаутас Прасцевичюс, работавший в колхозе «Вадактай», запустил косилку. Рядом гуляли его дочери Раса и Аушра. Прасцевичюс не следил за дочерьми. Спустя некоторое время после того, как косилка тронулась, он услышал крик[4]. Прасцевичюс выскочил из косилки и увидел истекающую кровью Расу, а рядом — её отрезанные ноги. Сразу же он побежал за помощью к другим рабочим из колхоза.
Первым оказался на месте Витаутас Блотнис, председатель колхоза, который попытался остановить кровотечение. Главный фельдшер колхоза Елена Кривискене открыла холодильник и положила отрезанные ноги в пакет со льдом[2]. Телефона в колхозе не было, а в ближайшей больнице, которая находилась достаточно далеко, не было оборудования для помощи Расе. На помощь пришёл молодой врач Раймундас Аганаускас из больницы города Радвилишкис, который срочно связался с коллегами из Москвы.
Прасцевичюс в одном из последних интервью российскому телевидению уверял, что не выпивал в тот вечер и что случившееся стало только несчастным случаем, а вину возложил на мать, которая в панике не смогла ничего толком предпринять.
Операция
По тревоге срочно был поднят борт Ту-134 командира Юрия Сурикова, который срочно должен был прибыть в Москву. Полностью был расчищен воздушный коридор. Борт оперативно приняли в аэропорту Шереметьево. Всю дорогу Раса была без сознания: отдельно на соседнем сиденье везли её ноги. Пострадавшую девочку ожидала команда врачей во главе с хирургом Рамазом Датиашвили (ныне микрохирург, профессор хирургии отделения пластической хирургии в университете Rutgers, США)[5], а также профессором Виктором Крыловым, анестезиологом Юрием Назаровым, кардиохирургом Яковом Брандом и операционной сестрой Еленой Антонюк. Датиашвили, работавший на базе 51-й городской больницы, где располагался Всесоюзный центр научной хирургии, убедил дежурного врача Филатовской больницы предоставить помещения для оперирования.
Прошло всего 12 часов с момента трагедии. Назаров сумел найти операционную и необходимый для реплантации микроскоп, где и началась уникальная по своей сути операция по реплантации. Назаров провёл анестезию Расе, а Датиашвили приступил к непосредственному сшиванию конечностей. Первые 4 часа Антонюк и Бранд вынуждены были работать, несмотря на семейные обстоятельства: Антонюк должна была сдавать на следующий день экзамен, а у Бранда был болен ребёнок. На 5-й час Антонюк и Бранд покинули операционную, и работу продолжили Назаров и Датиашвили. Рамаз не останавливался ни на секунду и после 9 часов непрерывной работы зафиксировал, что началось кровобращение в пришитых ступнях — операция завершилась успешно.
Реабилитация
Как рассказывала сама Раса, она не помнила ни момент трагедии, ни перелёт. Первые шаги после операции девочка сделала ближе к осени: Рамаз Датиашвили рассказывал лично ей, что не скрывал слёз. Помощь при реабилитации Расе оказывала врач-физиотерапевт Татьяна Гунаева, учившая девочку ходить (она сделала это за две недели). В Москве Раса начала учить русский язык. Вскоре она вернулась домой в колхоз. Советские и иностранные журналисты освещали широко это событие, взяв интервью у свидетелей происшествия и врачей: в Шяуляй шли письма со всего Советского Союза и даже игрушки в подарок девочке. Первой опубликовала статью о спасении Расы газета «Известия», после чего письма стали приходить и Рамазу Датиашвили, и врачам Филатовской больницы. Последние убеждали, что спасение Раситы было совершено совместными усилиями и самого Датиашвили, и команды врачей Филатовской больницы.
Однако после снижения интереса к происшествию у Расы начались проблемы в семье: отец обвинял Расу в случившемся и оскорблял её, а мать стала продавать все подарки, тратя деньги на алкоголь. Вскоре Литовское телевидение показало сюжет о девочке и призвало всех желающих удочерить её присылать письма. Пиюс Адомайтис и София Адомайтене из районного центра удочерили девочку. Расе в течение 10 лет приходилось постоянно ездить в больницы: она перенесла операцию по удлинению правой ноги в восьмилетнем возрасте в Москве и долго носила аппарат Илизарова. Также врачи сумели ускорить заживление ран и избавить её от нарывов и нагноений.
После происшествия
Раса окончила Высшую сельскохозяйственную академию, однако не смогла найти работу по специальности и уехала в Германию, где стала работать медсестрой в больнице. Ныне она проживает в Тройсдорфе, работает в магазине сортировщицей товаров и уборщицей в салоне красоты. О случившемся она не любит вспоминать, называя это рядовым эпизодом. Витаутас Блотнис и Елена Кривискене, которые оказывали первую помощь Расе, были награждены почётными грамотами.
Раса свободно владеет четырьмя языками: литовским, русским (говорит почти без акцента), английским и немецким. По собственному признанию, не любит носить платья и юбки, не желая показывать следы операции.
См. также
Примечания
- Согласно правилам литовско-русской транскрипции, возможно написание Прасцевичюте и Прасцявичюте
- Даты (рус.)
- Согласно данным в статье «Ночь и день девочки Расы» в журнале «Огонёк» (выпуск № 40, 1983 год)
- Точное время происшествия — 21:40 по вильнюсскому времени
- Miracle Operation: How a Georgian Doctor performed a one-of-a-kind surgery to save a little girl’s legs (англ.)
Ссылки
- Наша Раса. В 1983 г. впервые в мире ребёнку пришили обе ноги (рус.)
- Хирург Рамази Датиашвили: «Я благодарю бога за то, что он послал мне такое испытание…» (рус.)
- Трехлетней девочке пришили ноги, охладив их замороженной рыбой (рус.)
- ТВ Центр. «Обложка. Наша Раса.» 2017-01-19