Полубинский, Иван Андреевич

Иван Андреевич Полубинский (? — 1556) — государственный деятель Великого княжества Литовского, князь Полубенский (после 14881556), маршалок господарский (15451556).

Иван Андреевич Полубинский

Герб князей Полубинских
1545 1556

Смерть 1556(1556)
Род Полубинские
Отец Андрей Фёдорович Полубинский
Супруга Невиданна Михайловна Сангушко
Дети Богдана, Марина, Мария, Александр, Михаил, Пётр, Андрей, Фёдор, Иван
Отношение к религии Православный

Биография

Представитель литовского княжеского рода Полубинских герба «Ястржембец». Второй сын князя Андрея Фёдоровича Полубинского (ум. после 1488). Старший брат — князь Василий Андреевич Полубинский (ум. 1550), староста мстиславский (15351550), наместник владимирский (15051507), маршалок господарский (15221550).

В 1504 году князь Андрей Полубинский упоминается в качестве свидетеля в Луцке в тяжбе между князем Андреем Сангушко и Юрием Чарторыйским. С этого момента он часто участвовал в разных судебных процессах и тяжбах, проводившихся в Вильно, Гродно, Бресте, Ковеле и других городах Великого княжества Литовского.

До 1511 года князь Андрей Иванович Полубинский стал «дворянином королевским». С тех пор он заседал в королевских и маршалковских судах; кроме того, польский король направлял его для разрешения разных споров (в том числе: в 1516 году спор семьи Довойнов с Григорием Остиком, в 1536 году соглашение Андрея Сангушки с Иваном Федоровичем, в 1536 и в 1542 годах на Волыни дело того же Сангушко с Яном Свенцицким, в 1537 году у Сангушко).

Князь И. А. Полубинский участвовал в литовских сеймах. Он сблизился с князьями Радзивиллами, но, видимо, был нелюбим королевой Боной, особенно, в свете её деятельности в Литве, так как гетман великий литовский Ежи Радзивилл и староста жемайтский Ян Радзивилл, назначили Ивана Андреевича Полубинского своим комиссаром в процессах с королевой: в 1531 году о владениях возле Жерославки под Гродно и в 1536 году — о значительной части имений Гонёндз и Райгруд. В 1537 году он был комиссаром Фёдора Чарторыского в таком же процессе с королевой Боной на Волыни.

Имущественные споры в имении Деречин проходили в январе 1515 года, 15201521, 1524 и в 1526 годах дело доходило до междоусобицы и процессов князя Ивана Андреевича Полубинского с князем Тимофеем Пузыной. В 15381540 годах князь Иван Андреевич Полубинский вел войну с князем Александром Андреевичем Сангушко-Каширским, который, опасаясь за свою жизнь, бежал на Волынь и обвинил перед королём Ивана Полубинского, его ожену и сыновей Петра, Михаила и Андрея в нападениях и разорениях во владениях Щара и Бродно его дворов, домов, вещей, зерна, в разграблении их и увечьи многих его людей. Польский король Сигизмунд Старый наложил на И. А. Полубинского штраф в размере 6100 грошей литовских. Несмотря на такие поступки, князь Иван Полубинский продолжал назначаться в состав королевских комиссий (в 1540 и 1542 годах), а затем, даже был включен королём в свою «прибочную раду» (И. А. Полубинский был в ней в 1544 году, в том же году он был свидетелем при составлении королевского эдикта, выданного в Бресте для православных в Вильне) и затем был провозглашён в 1545 году маршалком господарским, то есть стал он стал членом «панов рады» Великого Княжества Литовского.

В литовской раде князь И. А. Полубинский занимал высокое 3-е место (а затем и второе место) среди маршалков. В 15491551 годах он занимал, кроме того, по просьбе воеводы виленского Николая Радзивилла «Чёрного» должность справцы воеводства Новогрудского, во время вакансии должности воеводы и споров о кандидатуре на эту должность. Связь с Радзивиллами князь И. А. Полубинский поддерживал до конца жизни. Умирая, он назначил Николая Радзивилла «Чёрного» главным опекуном своих младших детей и жены.

Иван Андреевич Полубинский владел, унаследованными после родных, усадьбами над рекой Друтью в Оршанском повете, а жена принесла ему в приданое третью часть усадьбы Деречин около Слонима (всё владение занимало 78 «осад»), где позднее вместе с женой он откупил ещё и двор Котчин с окрестностями. В 1528 году он выставлял на воинский смотр от владений своих и своей жены — 10 конных воинов, так как тогда у них было уже около 800 собственных подданных. В 1547 году он получил от короля привилей на усадьбу Букштово, находящуюся в центре владений Деречинских. Названия некоторых других владений И. А. Полубинского мы находим в его завещании составленном 20 мая 1556 года. Этим завещанием он отписал своей жене: двор Котчин, данников на Березине, в Беличанах, в Черневичах около Игумения, двор Кременцы, золото, драгоценности и 200 коп грошей литовских по доверенности (у Николая «Чёрного» Радзивилла), также отказал ей двор Черлёны, который он держал за 200 коп грошей литовских. Дочери Марии он назначил в приданое 300 коп грошей литовских на усадьбе Телешница и 200 коп в наличности. Другие владения неизвестных названий достались ранее старшим сыновьям.

Князь Иван Андреевич Полубинский скончался после 20 мая 1556 года. Похоронен в Деречине в православной церкви Св. Спаса в пределе Св. Девы Марии.

Семья

До 1510 года женился на княжне Невиданне Михайловне Сангушко (ум. после 1558), дочери князя Михаила Александровича Сангушко-Каширского и Анны Васильевны Копач. Их дети:

От его сыновей Александра, Михаила, Андрея, Фёдора и Ивана происходят пять ветвей рода Полубинских.

Источники

  • Józef Wolff, Kniaziowie litewsko-ruscy od końca czternastego wieku, Warszawa 1895

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.