Первая война диадохов
Первая война диадохов (321—320 годы до н. э.) — война диадохов за раздел империи Александра Македонского.
Первая война диадохов | |||
---|---|---|---|
Основной конфликт: Войны диадохов | |||
Дата | 321—320 до н. э. | ||
Место | Каппадокия, Египет | ||
Итог | Поражение центральной власти державы Александра | ||
Противники | |||
|
|||
|
Предыстория конфликта
В 323 году до н. э. Александр внезапно умер, оставив огромную империю, включавшую в себя значительную часть Балканского полуострова, бассейн Эгейского моря и огромные территории в Азии. Эта держава представляла собой временное образование. Империя, объединявшая исключительно силой оружия такие разные территории как высокоразвитые полисы Греции, полудикие области Македонии, земледельческие области Нила с тысячелетней культурой, степи Средней Азии с полукочевыми племенами, людное Междуречье и пустынная Персида, не могла быть прочной.
После смерти Александра его будущие малолетние дети (у Роксаны вскоре должен был родиться ребёнок) не могли взять на себя управление империей, и сразу же встал вопрос о преемственности власти. Ведущая роль принадлежала Антипатру, командовавшему войсками в Македонии и Греции, и опытному военачальнику Пердикке, однако выделялись также Антигон I Одноглазый, Селевк, Птолемей, Лисимах и Эвмен, у которых были свои амбиции. Разногласия также немедленно проявились между пехотой-фалангой и гетайрами. Эти разногласия перешли в вооружённое столкновение, результатом которых явилось соглашение между пехотой и гетайрами: царём признавался слабоумный Арридей. Было принято решение, что если у Роксаны родится сын, то он тоже будет признан царём. Регентом империи стал Пердикка.
В Вавилоне было достигнуто соглашение между диадохами. Основой этого соглашения было то, что держава Александра рассматривалась как единое государство, различные сатрапии которого отдаются под управление военачальникам Александра. Диадохи разделили между собой управление областями империи следующим образом:
- Антипатр — Македония и Греция
- Пердикка — Азия
- Антигон — Фригия, Памфилия и Ликия
- Эвмен — Пафлагония и Каппадокия (ещё не завоёванные)
- Птолемей — Египет
- Лисимах — Фракия и Иония
- Селевк — Вавилония
В отличие от политики Александра, который разделял административные и военные власти сатрапий друг от друга, вавилонское соглашение предусматривало объединение их в руках наместника сатрапий. Другое семя войны было заложено ещё в 323 г. до н. э., когда один из ближайших друзей Александра, Птолемей, тайно завладел телом Александра и, несмотря на противодействие военачальника Пердикки Полемона, перевез его в Мемфис, хотя по закону царя должен был похоронить его прямой преемник — Пердикка (существовала легенда, что земля, в которой будет покоиться прах Александра, будет иметь благоденствие). Этот демарш — акт явного неповиновения центральной власти — стал причиной острой вражды между Пердиккой и Птолемеем.
Другим фактором напряжённости стал военачальник Эвмен — выдвинувшийся при Александре грек из Кардии, которого македоняне недолюбливали. По приказу Пердикки, Пафлагония и Каппадокия должны были быть завоёваны Антигоном и Леоннатом и переданы в управление Эвмену. Однако оба македонских военачальника отказались вести войну за свой счёт, но за чужие интересы, тоже выказав Пердикке открытое неповиновение. Леоннат с войсками вскоре убыл на Балканы в помощь Антипатру в Ламийской войне, а Антигон был вызван на суд царей. На суд он не явился, бежав в Македонию к Антипатру.
Пердикка поставил целью всемерно укреплять свою власть и сделать её неограниченной, для чего ему пришлось бы ограничить власть сатрапов провинций. К Пердикке прибыл Эвмен, не обладавший ещё своей провинцией, и рассчитывавший на благосклонность регента. Таковая не заставила себя долго ждать: в начале 322 г. до н. э. царское войско вступило в Каппадокию и разгромило местного правителя Ариарата I в битве. Каппадокия была передана в управление Эвмену.
Ход боевых действий
К весне 322 года до н. э. Леоннат погиб в битве с греками, Кратер с войском находился на пути в Македонию на помощь Антипатру, который плотно увяз в Ламийской войне. Лисимах был связан войной с фракийцами. Ничто не мешало Пердикке приступить к укреплению своего авторитета. Он покорил и разрушил города Ларанду и Исавру в Писидии, а верный ему Эвмен начал набор войска к предстоящей войне с непокорными сатрапами. После смерти Леонната Эвмен получил в управление Малую Фригию, Карию (которой владел до того Асандр), а также Ликию и Фригию, ранее принадлежавшие Антигону.
Птолемей, занявший Египет, проявил себя умным и дальновидным правителем, подняв экономику и благосостояние своей провинции. Он сверг прежнего сатрапа Египта — Клеомена, который сильно притеснял местное население и награбил до 8 тыс. талантов, и предал его суду. Захватив сокровищницу Клеомена, Птолемей воспользовался ею для вербовки войск, которые он предполагал использовать против Пердикки.
Пердикка созвал военный совет своих сторонников. На повестке дня стоял вопрос самоуправства Птолемея, захватившего тело Александра, а также неповиновение Антипатра и Кратера, принявших к себе бежавшего сатрапа Фригии Антигона. Поскольку непокорных военачальников, обладавших военной силой и бросивших вызов центральной власти империи, следовало наказать, то было необходимо решить, куда вторгнуться в первую очередь — в Македонию или Египет. Несмотря на советы вначале напасть на Македонию (предполагалось опереться на помощь Олимпиады, ненавидевшей Антипатра) первоначальной целью Пердикка выбрал Египет. Доводом послужил тот факт, что Птолемей обладал серьёзной военной мощью, и при переправе Пердикки с войсками через Геллеспонт, мог напасть на Азию. В то же время Антипатр и Кратер вели тяжёлую войну с этолянами, и Пердикка надеялся без каких-либо проблем справиться с ними после наказания Птолемея.
В начале весны 321 г. до н. э. Пердикка в сопровождении обоих царей во главе с войском и флотом под командованием Аттала выступил против Египта. Эгейский флот под командованием Клита остался караулить Геллеспонт от возможного вторжения с Балкан, а Эвмен остался командовать войсками в Азии. Ему в подчинение были отданы брат Пердикки Алкета, сатрап Армении Неоптолем и сатрап Киликии Филота (его сатрапия была передана Филоксену). В то же время Антигон и Кратер, наскоро заключив мир с этолянами, оставили командовать в Европе Поликла в качестве стратега, а сами с войсками быстро приближались к Геллеспонту. По договорённости с Птолемеем, Антипатр и Кратер, поставив правителем Македонии Полисперхона должны были ударить в тыл Пердикке, быстрым маршем пройдя по Малой Азии и Сирии, а после разгрома Пердикки Кратер получал в управление Азию, Антипатр — Европу. Весной 321 г. до н. э. македонское войско под командованием Кратера и флот под управлением Антигона стояли на Геллеспонте.
Война в Азии
Хотя Эвмен и взбунтовал этолян в тылу у Антипатра и Кратера, его положение быстро ухудшалось. Оказавшиеся под его командованием старые македонские воины были настолько недовольны перспективой вести войну со своими соотечественниками в войсках Антипатра, что Алкета прямо отказался вступать в битву. Войска Антипатра состояли из опытных и преданных ему ветеранов, а армия Эвмена состояла в основном из набранных в Азии рекрутов. Были крайне ненадёжными сатрап Лидии Менандр, сатрап Киликии Филоксен и сатрап Армении Неоптолем. Все эти причины заставили Эвмена отступить в верную ему Каппадокию, чтобы иметь возможность усилить своё войско и держать его поближе к беспокойному и властолюбивому Неоптолему.
Прибыв в Херсонес Фракийский, Кратер и Антипатр предложили азиатским войскам, расположенным в укреплённых пунктах Геллеспонта, оставить неправое дело Пердикки и примкнуть к ним. Высокий авторитет македонских военачальников сделал своё дело: отряды Эвмена с готовностью перешли на их сторону. Точно так же Эвмена предал и начальник флота Клит. Не имея перед собой препятствий, Антипатр и Кратер переправились в Малую Азию, потребовали и получили помощь от малоазийских греческих городов. Когда они вступили в Великую Фригию, к ним тайно прибыло посольство от Неоптолема с заверениями, что сатрап Армении готов перейти на их сторону. Эвмен, своевременно об этом узнавший, приказал Неоптолему явиться к нему, однако тот собрал войска и выступил против Эвмена. В произошедшей битве Неоптолем потерпел полное поражение и бежал к Кратеру и Антигону, а Эвмен присоединил к своей армии отряды Неоптолема и взял с них клятву повиноваться ему.
Приняв Неоптолема, Антипатр двинулся с меньшей частью войска в Киликию, а Кратер вместе с Неоптолемом повёл на Эвмена значительную часть армии, насчитывавшей до 20 тыс. пехоты и 2 тыс. всадников. Во второй битве, происшедшей через десять дней после первой, Эвмен снова разбил противника, убив в поединке самого Неоптолема. В сражении пал также Кратер, один из самых уважаемых македонских военачальников.
Война в Египте
В те же дни Пердикка с войском подошёл к границам Египта. Он созвал войско на суд против Птолемея, на который тот явился лично, чтобы держать ответ. Птолемею вменялось в вину то, что он отказал царям в должном повиновении, завоевал греков Киренаики, которым Александр гарантировал свободу, а также то, что отвёз тело царя в Мемфис. Смелость, с которой Птолемей явился на суд, его вера в свою невиновность, симпатия македонян к нему и антипатия к Пердикке привели к тому, что македонское войско объявило Птолемея невиновным. Несмотря на это, регент приказал продолжать войну дальше. В войске поднялся открытый ропот, который Пердикка подавлял силой. Нелюбовь войска к нему усугублялось тем, что Пердикка высокомерно относился даже к своим высшим офицерам.
К Пердикке пришли известия о победе Эвмена в первой битве, и воодушевлённый этим регент продолжил поход, достигнув Пелусия и став там лагерем. Были начаты работы по расчистке одного из каналов Нила, однако незнание местных особенностей реки привело к тому, что насыпанные плотины были подмыты и обрушились. Погибло много работников, а в ходе возникшей суматохи многие работники и даже друзья, военачальники и знатные лица Пердикки перебежали к Птолемею.
Однако Пердикку ничто не могло остановить. Войска Пердикки подошли к египетской цитадели Камила и приступили к её штурму. Египетские войска во главе с самим Птолемеем мужественно оборонялись. Кровавая битва продолжалась целый день, и, ничего не добившись, даже имея превосходство в численности и выучке войск, Пердикка приказал остановить штурм. При попытке отрядами преодолеть вброд один из рукавов Нила и занять островок в дельте Нила, чтобы встать там лагерем, когда значительная часть войска вошла в реку, уровень воды начал быстро повышаться, что привело к панике в войсках. Отряды оказались разбросаны по течению реки по разным берегам, многие потеряли оружие, среди раскиданных по берегу реки отрядов возникла нехватка провизии. Утонуло и было унесено течением до 2 тысяч человек, и вконец озлобленные воины проклинали Пердикку, вменяя ему в вину то, что они из-за него потеряли воинскую честь и должны бесславно тонуть в реке и гибнуть от крокодилов.
В итоге воины и военачальники регента подняли открытый бунт, отказавшись повиноваться, а командир гетайров Селевк и военачальник аргираспидов Антиген, ворвавшись в шатёр Пердикки, убили его. Птолемей, узнав об этих событиях, немедленно явился в лагерь. Птолемей произнёс речь, что он скорбит о потерях македонян, что он был вынужден обратить оружие против своих старых товарищей, а вся вина за смерть многих македонян ложится на Пердикку. Он сообщил, что его воины спасли всех, кого смогли, и что он распорядился привезти в лагерь всё необходимое, а погибших македонян предать погребению со всеми почестями.
Речи Птолемея вызвали восторг в царском войске. Ему была предложена власть в империи вместо Пердикки, но от неё Птолемей благоразумно отказался. Поэтому регентство было возложено на Пифона, сатрапа Мидии, и военачальника Арридея (не путать со слабоумным царём Филиппом III Арридеем).
Тогда же пришло известие о второй битве в Каппадокии и гибели Кратера, что было воспринято царским войском не как победа, а как глубокое несчастье. Войско снова собралось на суд, на котором Эвмен и другие преданные Пердикке военачальники были приговорены к смерти. К Антигону на Кипр и Антипатру в Сирию были направлены вестники с приказом явиться в Трипарадис.
Соглашение в Трипарадисе
Диадохи, собравшись в Трипарадисе, частично перераспределили территории империи:
- Птолемей сохранил за собой Египет, Киренаику, часть Аравии, а также ему было гарантировано обладание всеми землями, которые он завоюет к западу от своих владений (подразумевался Карфаген)
- Антипатр продолжал властвовать над европейскими землями империи
- Антигон получал обратно Великую Фригию и Ликию с некоторыми прилежащими землями
- Асандру возвращалась Кария
- Лаомедон с Лесбоса продолжал править Сирией
- Филоксену была оставлена Киликия
- Амфимаху достались отобранные у прежнего сатрапа Месопотамия и Арбелитида
- Антиген (предводитель аргираспидов) получил Сузиану
- Стасанор — Бактрию и Согдиану
- Сибиртий сохранил в своем правлении Арахозию и Гедросию
- Селевк — Вавилонию
- Пифон сохранил за собой Мидию
- Филипп получил Парфию
- Певкест сохранил Персиду
- Клит получил Лидию
- Тлеполем сохранил Карманию
Каппадокия, которая была во власти Эвмена, получила новую власть в лице Никанора. Остальные сатрапии в целом остались в руках прежних правителей.
Итоги войны
Со смертью Пердикки и отказом Птолемея от регентства сильно ослабла идея о едином государстве. Авторитета центральной власти не хватало даже на то, чтобы надёжно удерживать в повиновении войска. Цари не обладали необходимым авторитетом, и могущественные военачальники империи скорее терпели их, чем подчинялись им. Сатрапы, выйдя из войны победителями, приобрели ещё большую независимость.
Однако с соглашением в Трипарадисе не были решены все противоречия. У Пердикки осталось много сторонников, значительное войско оставалось у Эвмена. Вскоре вооружённые действия вспыхнули снова.
Литература
- Дройзен И. История эллинизма. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995. — Т. II. — 544 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-85880-079-3.
- Всемирная история в 24 т. — Минск: Литература, 1996. — Т. 4. — 608 с. — 11 000 экз. — ISBN 985-6274-47-8.
- Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Эвмен (в книге Плутарх. Сравнительные жизнеописания = «ΒΙΟΙ ΠΑΡΑΛΛΗΛΟΙ». — М.: «Наука», 1994. — Т. II. — 672 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-02-011570-3.)