Особняк Шехтеля на Большой Садовой
Особняк Шехтеля на Большой Садовой — городская усадьба, построенная русским архитектором Федором Осиповичем Шехтелем в 1910 году. Здание известно как третий и последний дом, который он построил для себя. Находится по адресу: Москва, Большая Садовая улица, дом 4, строение 1.
Достопримечательность | |
Особняк Шехтеля на Большой Садовой | |
---|---|
| |
55°45′57″ с. ш. 37°35′29″ в. д. | |
Страна | Россия |
Москва | ул. Большая Садовая улица (Москва), 4, стр. 1 |
Тип здания | Городская усадьба |
Архитектурный стиль | Модерн, Неоклассицизм |
Автор проекта | Фёдор Осипович Шехтель |
Архитектор | Фёдор Осипович Шехтель |
Строительство | 1909—1910 годы |
Статус | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 771711299300006 (ЕГРОКН). Объект № 7710722000 (БД Викигида) |
Состояние | Отреставрирован |
|
|
Медиафайлы на Викискладе |
После революции особняк занял Роберт Эйдеман — советский деятель. В начале 1940 годов в доме разместились ясли, а после войны и до 1957 года находился детский дом. С 1957 по 1991 год здание принадлежало КГБ. В настоящее время особняк находится в собственности общественной организации «Гуманитарный и политологический центр „Стратегия“». Реставрация особняка началась в 1993 году и завершилась в 2002 году к 150-летию со дня рождения Шехтеля[1][2].
История
Строительство
Участок дома вблизи Большой Садовой отделялся от улицы широким фасадом одного из двух стоящих на нём зданий, форма участка была вытянутая и уходила вглубь от красной линии. 17 декабря 1909 года владелец участка, академик архитектуры Федор Шехтель, попросил разрешения возвести на нём два новых каменных здания: двухэтажное с полуподвалом и каменное трехэтажное жилое строение. Проект полностью не был выполнен: корпус во дворе, как и фасадный, был построен двухэтажным[3][4].
В 1909 году архитектор закончил работу над чертежами собственного дома в стиле неоклассицизма. Фасад здания сочетал асимметрию, не свойственную архитектуре города начала XIX века. Такое оформление стало прообразом особняков 1910-х годов[5].
При разработке проекта усадьбы вместо двух старых зданий Шехтель оставил во владении каменный сарай 1891 года постройки, а на месте вытянутого двора поместил свою студию-мастерскую. По его мнению, такое решение было наиболее выгодным, но ограничивало возможность к оформлению декоративного убранства. Таким образом, была украшена только парадная часть особняка. Земля соседствовала со двором здания Московского архитектурного общества, возглавляемого Федором Шехтелем[6].
Дом был построен в 1910 году в кратчайшие сроки — за три месяца, семья архитектора прожила в нём около восьми лет. Первоначально в комнате с большим тройным окном, выходящим на Большую Садовую улицу, предполагалось обустройство студии-мастерской Шехтеля, но впоследствии её занял сын архитектора — художник Лев Жегин, взявший фамилию матери из-за войны с Германией. В начале двадцатого века в доме часто собиралась творческая интеллигенция того времени, по отзывам современников, Федор Шехтель был гостеприимным человеком. Также в усадьбе часто бывали друзья его сына. Городскую усадьбу посещали в разное время философ Павел Флоренский, авангардистка Наталья Гончарова, поэт Владимир Маяковский. В 1913 году в этой комнате Жегин вместе с другом живописцем Василием Чекрыгиным оформляли иллюстрации к первой книге Владимира Маяковского «Я!»: её уникальность состояла в ремесленном, а не в типографском способе изготовления[7].
Штаб-издательской квартирой была моя комната. Маяковский принёс литографской бумаги и диктовал Чекрыгину стихи, которые тот своим четким почерком переписывал особыми чернилами. Через две-три недели книжонка "Я!" с рисунками Чекрыгина и моими была отпечатана в количестве, кажется, 300 экземпляров. Маяковский разнес их по магазинам, где они были довольно скоро распроданы.
Также в одной из комнат в 1910-х годах поселилась внучатая племянница Шехтеля — художник-авангардист Вера Попова[9][10].
Особняк после Шехтеля
В 1918 году особняк на Большой Садовой был национализирован, а семью архитектора выселили. После 1917 года Шехтель уже ничего не строил. Архитектор тяжело болел, жил в квартире дочери и умер от рака желудка 7 июля 1926 года[6].
После революции в доме проживал военный, общественный и государственный деятель Роберт Петрович Эйдеман. В 1930-х дворовый флигель занимала мастерская скульптора Ивана Дмитриевича Шадра. В начале 40-х годов XX века в доме разместили ясли, а после войны и до 1957 года — детский дом. В 1990-х особняк занимали бездомные. Они топили камин остатками уникальной мебели и деревянной обшивкой стен. В 1993 году здание выкупила общественная организация и философско-политологический клуб «Гуманитарный и политологический центр „Стратегия“»[7].
С 1995 года особняк относится к объектам культурного наследия регионального значения. Здание остается коммерческим — в нём располагаются офисы. По одной из версий, последнее десятилетие в помещениях размещались технические службы, по другой — здание использовалось как центр контроля за соседней гостиницей «Пекин». По данным на 2016 года главный дом занимает центр «Стратегия»[1]. В 2004 году центр «Стратегия» был признан лауреатом премии «Лучшая реставрация». В 2017-м Мосгорнаследие обратили внимание собственников на незаконченный ремонт, а также мансардные окна, водостоки и крышу, которые не подходят историческому облику здания[11][12][13].
Особняк закрыт для свободного посещения, но изредка сотрудники проводят экскурсии для туристов. Здание также иногда используют для кинематографических съемок[1][5][7][11].
Во время реставрации на крыше в мусоре мы нашли икону — так и не знаем, это икона семьи Шехтеля или нет. Тогда же появилась идея создать общественно-культурный центр Шехтеля. Это несправедливо, что у самого московского архитектора нет музея. Придумали концепцию, но адекватного ответа от властей так и не получили.
В 2016 году московский проезд неподалеку от особняка, между Большой Садовой улицей и Ермолаевским переулком, параллельный Большому Козихинскому переулку, был назван аллеей Архитектора Шехтеля[14].
Архитектура
Фасад
Здание на Большой Садовой в стиле русского неоклассицизма — полная противоположность другому особняку архитектора в Ермолаевском переулке, который выполнен в готическом стиле[4]. В особняке на Большой Садовой присутствуют как свойственная модерну, так и чуждая неоклассицизму, асимметрия в симметрии, контраст и взаимоисключающие характеристики[3].
Фасад дома состоит из двух частей: слева — одноэтажное здание с проездной аркой, а правая двухэтажная часть, несимметричная по архитектонике, украшена небольшим балконом с кованой решеткой. Строение понижено и слегка утоплено относительно главной фасадной плоскости здания, которая уравновешивает одновысотные секции особняка. Кроме этого, левое крыло возведено вплотную и на одном уровне с проездной аркой, с общей горизонтальной рустовкой[6].
Правая часть двухэтажного здания украшена портиком из четырёх приставных полуколонн дорического ордера, между ними большое трехчастное застекленное окно-портик[1]. Именно окно-портик — смысловой центр главного фасада. Средняя одноэтажная часть здания образует единое целое с правой двухэтажной. Ей противостоит более низкая, но и более протяженная самостоятельная входная часть. В здании сочетаются горизонтальные протяженные поверхности: аттика над центральной и правой частью, антаблемента портика, пояса рельефа над входом. Все эти украшения соотносились с несуществующей теперь решеткой палисада, которая, как и широкие участки зелени по обе стороны Садовой, просуществовали до середины 1930-х годов — до начала реализации Генерального плана реконструкции столицы[15].
Над аркой установлена фриза с античными фигурами. Композиция фигур напоминает изображение на стенах храма античной Греции — Парфенона на Акрополе в Афинах[16]. В центре композиции барельеф с изображением богини Древней Эллады — Афины, выполненной по рисунку Шехтеля. К ней по обеим сторонам шествуют музы[17].
В доме традиционно два входа. Парадный расположен в боковой стене дома сразу за аркой ворот и ведет в левую невысокую одноэтажную часть, где находился вестибюль, и в холл. Вход внутри двора давал доступ в жилую, хозяйственную и рабочую части дома, также этим путём можно было добраться до жилых комнат членов семьи на втором этаже. Комнаты выходили окнами на здание Архитектурного сообщества[3].
Интерьеры
По мнению историка Гацунаева Константина Николаевича, статичности фасада противостоит динамика внутренней композиции. Она строится вокруг гигантского двухэтажного холла-гостиной, где часто устраивались выставки работ детей архитектора. Здесь на стенах висели основные произведения богатейшей художественной коллекции Шехтеля[1][4]. Уют этому помещению придавала открытая лестница, которая позже была демонтирована[18]. В настоящее время гостиная используется для проведения различных семинаров, лекций, концертов, выставок и презентаций книг[19].
В боковой части особняка размещались холл и столовая. Семиметровым потолкам холла противопоставлена небольшая высота боковых и задних жилых помещений обоих этажей. Жилая зона с несколькими спальнями была устроена на двух этажах, с которых был выход в гостиную. Кроме этого, в здании имелась внутренняя лестница, ведущая прямо на открытую мансарду, расположенную над гостиной. С неё открывается вид на Большую Садовую. Попасть во двор владения можно было или из кабинета, или из чертежной комнаты, которые размещались за вестибюлем на первом этаже[6]. После реставрации эти две комнаты были оформлены как библиотека и актовый зал[8], а спальни членов семьи трансформированы в рабочие кабинеты. Все интерьеры оформлены в офисном стиле.
Все привыкли, что Шехтель – это модерн, это пышность, это роскошь. Но, во-первых, это делалось на вкус заказчика. Во-вторых, это уже, собственно, период возникновения неоклассики, которая отличалась. То есть стили менялись очень быстро. Первое, на что обращают внимание реставраторы, это потолок, стены и пол. Ведь даже по рисунку паркета можно судить об эпохе и стиле здания. Дубовый пол "в ёлочку" восстановили во всех комнатах особняка. В доме практически нет никаких излишеств. Нарядной выглядела лишь гостиная. По сохранившимся описаниям, в ней были обои золотистого цвета, панели и балки на потолке. Это балки с каким-то орнаментом, стилизованным под русский народный стиль. В первоначальном виде сохранились деревянные лестницы с орнаментом. Да и балкон тоже уцелел. Пришлось отреставрировать лишь его решетку.
При реставрации фонд стремился воссоздать исторический облик усадьбы, её планировку по сохранившимся чертежам и фотографиям. Отреставрированы витражи и камин, а за многочисленными наслоениями красок на стенах открылась рельефная кладка[8]. Внешне дом Федора Шехтеля практически не изменился: окна, балконы, барельефы сохранились до наших дней. Здание выглядит довольно скромно, если сравнить его с другими постройками Шехтеля[20].
Мероприятия
В октябре 2009 года в особняке проходило празднование 150-летия со дня рождения архитектора Федора Шехтеля, а также Международная научная конференция «Федор Шехтель и эпоха модерна»[21]. В 2010-м состоялась презентация книги Ирины Оболенской «Архитектурная сказка Федора Шехтеля: к 150-летию со дня рождения мастера»[22]. В апреле и в июне 2016-го прошел лекторий по литературе и архитектуре[23][24]. С апреля по май 2017 года в особняке были лекции об архитектурных стилях в рамках Дней исторического и культурного наследия[7][25].
См. также
Примечания
- Ирина Левина. Architector Shehtel’s house . um.mos. Дата обращения: 10 июля 2017.
- Кириченко Е.И. Архитектурное Наследие. Федор Шехтель. — М.: Издательский дом Руденцовых, 2011. — 512 с. — ISBN 978-5-902887-08-9.
- Кириченко, 1989, с. 72.
- imperium_ross. Гений русского модерна. Федор Шехтель . livejournal.com (10 ноября 2015). Дата обращения: 10 июля 2017.
- Дмитрий Опарин. Дом Федора Шехтеля . Большой город (26 апреля 2013). Дата обращения: 10 июля 2017.
- shellbars. Улица Большая Садовая, 4. Особняк архитектора Шехтеля с мастерской . progulkipomoskve (1 июня 2014). Дата обращения: 10 июля 2017.
- Особняк Ф.О.Шехтеля (недоступная ссылка). Узнай Москву (26 мая 2012). Дата обращения: 10 июля 2017. Архивировано 15 мая 2017 года.
- toptigki. Городская усадьба архитектора Ф.О.Шехтеля . livejournal.com (26 мая 2012). Дата обращения: 10 июля 2017.
- Кириченко, 1989, с. 77.
- Кириченко Е.И. Архитектурное Наследие. Федор Шехтель. — М.: Издательский дом Руденцовых, 2011. — 512 с. — ISBN 978-5-902887-08-9.
- Гацунаев, 2016, с. 14—23.
- Светлана Волкова. В доме Шехтеля на Большой Садовой остановили незаконный ремонт . Комсомольская правда (30 марта 2017). Дата обращения: 10 июля 2017.
- Городская усадьба архитектора Ф.О. Шехтеля. 1909 г. . Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры. Дата обращения: 10 июля 2017.
- Наследие, 2011, с. 503.
- Кириллов, 1979, с. 38.
- Язык архитектуры, 1985, с. 154.
- Иконников, 1984, с. 110—120.
- Утопическое мышление, 2004, с. 358.
- Латур, 2009, с. 431.
- О реставрации дома Шехтеля на Большой Садовой . Телеканал ”Россия Культура” (22 октября 2009). Дата обращения: 10 июля 2017.
- Международная научная конференция “Федор шехтель и эпоха модерна” . Российская академия художеств (20 октября 2009). Дата обращения: 10 июля 2017.
- Наталья Сергеева. Два года с Шехтелем . Известия (22 декабря 2010). Дата обращения: 10 июля 2017.
- Лекторий в доме Ф.О.Шехтеля . Институт стратегии развития образования Российской академии образования (26 октября 2015). Дата обращения: 10 июля 2017. (недоступная ссылка)
- «А. Н. Душкин – от подземных дворцов до «сталинских высоток» . facebook.com (22 июня 2017). Дата обращения: 10 июля 2017.
- Экскурсия - выход в город . vk.com (20 мая 2017). Дата обращения: 10 июля 2017.
Литература
- Кириченко Евгения. Маленький дом на большой садовой. — 24-е. — М.: Московский рабочий, 1989. — 80 с. — ISBN 5-239-00693-8.
- Иконников А.В. Архитектура Москвы. XX век. — М.: Московский рабочий, 1984. — 222 с.
- Иконников А.В. Художественный язык архитектуры. — М.: Искусство, 1985. — 175 с.
- Иконников А.В. Утопическое мышление и архитектура. — М.: Архитектура-С, 2004. — 399 с. — ISBN 5-9647-0010-1.
- Гацунаев Константин Николаевич. Дом Ф. О. Шехтеля на Большой Садовой улице как объект культурного наследия. — М.: Вестник МГСУ, 2016.
- Латур А. «Москва 1890-2000. Путеводитель по современной архитектуре». — 2-ое. — М.: «Искусство-XXI век», 2009. — 440 с. — ISBN 978-5-98051-063-3.
- Кириллов В.В. Архитектура русского модерна. — М.: Московского университета, 1979. — 214 с.