Ордонансгауз (Санкт-Петербург)

Ордона́нсгауз (от фр. ordonnance — «приказ, указание, ордонанс» и нем. Haus — «дом»; букв. приказной дом) — сооружённое в начале XIX века в классицистском стиле здание в Санкт-Петербурге, где в своё время размещался ордонансгауз, то есть комендантское управление. Расположено по двум адресам: Инженерная ул., 5 и Садовая ул., 3.

Административное здание
Ордонансгауз

Здание со стороны Садовой улицы (2009)
59°56′13″ с. ш. 30°20′09″ в. д.
Страна
Местоположение Санкт-Петербург
Статус  Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781510393560006 (ЕГРОКН). Объект № 7810642000 (БД Викигида)
 Медиафайлы на Викискладе

История

В начале XVIII века территория, на которой сейчас расположено здание, не была застроена и последовательно относилась к саду-огороду императрицы Екатерины, охотничьему саду Анны Иоановны, оранжереям при Михайловском замке императора Павла[1].

В 1816 году было принято решение о возведении на этой территории Михайловского дворца по проекту Карла Росси. Архитектор составил план преобразования окружающей местности, выделявший площадь перед дворцом, а также кварталы «обывательских домов» и продлением Садовой улицы от Невского проспекта до Марсова поля. В 1822 году началась раздача участков, предназначенных под строительство этих «обывательских домов»[1]. Здание ордонансгауза разместили на двух из шести участков, размеченных на территории между Инженерной, Садовой и Итальянской улицами, а также площадью Искусств[2].

Вид ордонансгауза из акварельной серии Ф. Ф. Баганца (1862)

Строительство ордонансгауза на Садовой улице продолжалось в 1824—1826 годах на основе проекта Карла Росси, соотносившегося с общим проектом ансамбля Михайловского дворца и прилегающих пространств и кварталов, однако имевшего свои собственные отличительные черты. Строительство велось под руководством архитектора А. А. Михайлова[2].

После окончания строительства в здание поместили ордонансгауз — городское комендантское управление, при котором, среди прочего, действовали военный суд и офицерские тюрьмы. Ордонансгауз, находившийся в здании на Садовой, согласно военной классификации, относился к первому (столичному) классу[3]. С конца XVIII века до окончательного переезда на Садовую улицу в 1830-х петербургский ордонансгауз располагался в доме № 21 по Миллионной улице[4].

Встреча Лермонтова и Белинского

С 4 по 25 апреля 1840 года в этом доме содержался под арестом после дуэли с Эрнестом де Барантом, ожидая суда, М. Ю. Лермонтов. Здесь же его посетил В. Г. Белинский. Согласно некоторым источникам, это была их первая встреча.[5]

Эта версия опровергается в некоторых источниках, свидетельствующих о строгости порядков в ордонансгаузе. Так, родственник и близкий друг поэта А. П. Шан-Гирей в своих знаменитых воспоминаниях о нём указывал, что «в ордонанс-гаузе к Лермонтову тоже никого не пускали, бабушка лежала в параличе и не могла выезжать»[6], тогда как Н. М. Сатин рассказывает о знакомстве Лермонтова и Белинского, как о произошедшем в 1837 году на Кавказе[7], хотя, согласно комментарию К. И. Тюнькина, впервые встретиться литературные деятели могли ещё раньше, у А.А. Краевского.

Как бы то ни было, в заключении в ордонансгаузе Лермонтов написал или переделал несколько стихотворений. По свидетельству Шан-Гирея, здесь были написаны «Когда волнуется желтеющая нива», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою», дописана последняя строфа «Узника»[6], хотя, зачастую (например, Э. Э. Найдичем) эти работы датируются 1837 и относимые к заключению Лермонтова в феврале того года[8]. Среди написанных под арестом было и стихотворение «Соседка», причём как Шан-Гирей[6], так и В. А. Соллогуб, утверждавший, что Лермонтов зачитывал ему это произведение будучи в ордонансгаузе, подтверждали, что у «соседки» есть реальный прототип (а именно заключённая дочь унтер-офицера)[9].

Белинский так описывает впечатления от этой встречи: «…Я в первый раз видел настоящего Лермонтова, каким я всегда желал его видеть… Сколько эстетического чутья в этом человеке! Какая нежная и тонкая поэтическая душа в нём!»[10] Кроме того, имеются сведения, что в ордонансгаузе состоялся творческий спор, повлиявший на дальнейшее восприятие поэта и критика[11].

Эпизод в ордонансгаузе получил освещение не только в воспоминаниях, но и в искусстве. События в заключении вдохновили советского писателя и историка П. П. Евстафьева на рассказ «Ордонансгауз» (1939), а также были с «достоверностью хорошо изученных реалий жизни поэта» описаны в повести А. М. Титова «Лето на водах» (1973)[12]. Сцена в камере была показана в биографическом фильме Г. М. Козинцева «Белинский» (1953), причём, как отмечает филолог А. С. Бодрова, обстоятельства встречи показаны в тенденциозной и неточно отражающей реальность манере[13].

Последующая история

В настоящее время в здании находятся военная комендатура Санкт-Петербурга и поликлиника Санкт-Петербургского гарнизона. Комендатура осуществляет управление войсками гарнизона, военнослужащими, находящимися на территории города.[14]

Архитектурные особенности

Здание выполнено в стиле поздний классицизм (ампир) и является частью ансамбля Садовой улицы. Со двора первый и второй этажи оформлены аркадами-галереями, третий — колоннадой из дорийских колонн. Интерьеры оформлены в простой, деловой манере. Подвальные помещения увенчаны сводами, одно из лестничных помещений, круглое в плане — деревянным куполом и фонарём в центре. На третьем этаже расположены двусветный зал и другие комнаты[15].

См. также

Примечания

  1. В. Н. Веснина. Сады Невского проспекта. СПб.: Пропилеи, 2008. — С. 107—127.
  2. Ордонансгауз. i love peterburg.ru (24 ноября 2009). Дата обращения: 25 апреля 2017.
  3. Ордонанс-гауз // Военная энциклопедия / И. Д. Сытин. — Петроград: Патруль, 1914. Т. 17. С. 146.
  4. Миллионная улица (недоступная ссылка). — «С конца XVIII века по 1830-е годы в доме №21 располагалась военная комендатура (в то время она называлась ордонансгаузом).». Дата обращения: 14 ноября 2010. Архивировано 2 декабря 2010 года.
  5. В. А. Витязева, Б. М. Кириков. Садовая улица // Путеводитель «Ленинград». Л.: Лениздат, 1986. — С. 151. — 360 с. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 февраля 2011. Архивировано 21 ноября 2009 года.
  6. Шан-Гирей А.П. М. Ю. Лермонтов // Русское обозрение. — 1890. Кн. 8.. С. 751—752.
  7. Сатин Н.М. Отрывки из «Воспоминаний» // В. Г. Белинский в воспоминаниях современников / примеч. А. А. Козловского и К. И. Тюнькина. М.: Художественная литература, 1977. С. 252–253.
  8. Лермонтов М. Ю. Полное собрание сочинений в 2-х томах. Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1989. — Т. 2. Стихотворения и поэмы. 1837—1841. — С. 13, 15—17.
  9. Висковатов П. А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. М., 1987. — С. 296.
  10. Письмо к В. П. Боткину от 28 апреля 1840.
  11. Лаврецкий А. Творческий путь Белинского // Вопросы литературы. — 1961. № 8. С. 225.
  12. Голованова Т.П. Советская литература и Лермонтов // Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б.. М.: Советская Энциклопедия, 1981.
  13. Бодрова А.С. Лермонтов: груз 200. Colta (15 октября 2014). Дата обращения: 26 апреля 2017.
  14. Г. В. Калашников. Электронная энциклопедия Санкт-Петербурга. Военная комендатура С.-Петербургского гарнизона. Дата обращения: 23 декабря 2009.
  15. А. А. Алексеев. Электронная энциклопедия Санкт-Петербурга. Ордонансгауз. Дата обращения: 27 ноября 2009.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.