Огурцов, Сергей Яковлевич

Сергей Яковлевич Огурцов (5 июля 1898 — 28 октября 1942) — советский военачальник, генерал-майор (4.06.1940), участник Гражданской, Советско-польской, Советско-финской и Великой Отечественной войн. В 1941 году попал в немецкий плен, бежал из него, присоединился к партизанскому отряду, погиб в бою[1].

Сергей Яковлевич Огурцов
Дата рождения 5 июля 1898(1898-07-05)
Место рождения д. Черемисово, Дорогобужский уезд, Смоленская губерния, Российская империя
Дата смерти 28 октября 1942(1942-10-28) (44 года)
Место смерти
Принадлежность  Российская империя
 РСФСР
 СССР
Род войск кавалерия,
автобронетанковые войска
Годы службы 1917
1918—1941
Звание младший унтер-офицер
Генерал-майор
Командовал 64-я легкотанковая бригада,
35-я легкотанковая бригада,
123-я стрелковая дивизия,
58-я стрелковая дивизия,
10-я танковая дивизия,
49-й стрелковый корпус
Сражения/войны Первая мировая война,
Гражданская война в России,
Советско-польская война,
Польский поход РККА,
Советско-финская война,
Великая Отечественная война
Награды и премии

Молодость и первая мировая война

Могила С. Я. Огурцова в городе Замосць. Фото 11-06-2015

Сергей Огурцов родился 5 июля 1898 года в деревне Черемисово[2] (Дорогобужский уезд, Смоленская губерния) в семье рабочего. После окончания сельской школы работал наёмным чернорабочим на мануфактурной фабрике «Эмиль Циндель» в Москве.

В феврале 1917 года Сергей Огурцов был призван на службу в Русскую императорскую армию. Служил в запасном полку в Ржеве, затем направлен на Западный фронт и там участвовал в боях Первой мировой войны в составе 15-го уланского полка. За храбрость произведён в чин младшего унтер-офицера, назначен на должность командира взвода.

Революция и гражданская война

После Октябрьской революции в декабре 1917 года в Полоцке покинул полк, записался в Красную Гвардию и вскоре стал помощником командира 1-го революционного красногвардейского отряда. В марте официально был демобилизован из полка, вернулся в Москву и поступил на прежнее место работы.

С 7 августа 1918 года — в Рабоче-Крестьянской Красной Армии[1]. Принимал участие в гражданской войне. Сначала служил в Особом кавалерийском полку в Смоленске, где был командиром отделения, с 5 апреля 1919 года командиром взвода. С полком направлен на Южном фронте, участвовал в боях с войсками генерала А. И. Деникина под Воронежем. 23 июня 1921 года назначен помощником командира эскадрона 32-го кавалерийского Белоглинского полка 6-й кавалерийской дивизии Первой конной армии, 30 сентября — командиром пулемётного эскадрона того же полка[3]. Воевал на советско-польской войне на Юго-Западном фронте на львовском направлении. После завершения боевых действий с Польшей вся армия была переброшена на Южный фронт для борьбы с войсками генерала П. Н. Врангеля. В конце 1920 — начале 1921 года участвовал в ликвидации вооруженных формирований Н. И. Махно на Украине. Дважды был ранен в боях. За подвиги на этой войне был награждён орденом Красного Знамени при награждении к 10-летней годовщине РККА.

Межвоенная служба

После окончания Гражданской войны С. Я. Огурцов продолжал командовать тем же эскадроном в том же полку (полк находился в составе войск Западного фронта[4]). 10 июня 1923 года переведен на ту же должность в 36-й Новоград-Волынский кавалерийский полк той же дивизии, где с 1 октября 1924 года исполнял должность начальника полковой школы, а с 1 января 1925 года помощник начальника школы, в том же году снова назначен командиром эскадрона. 4 октября 1926 года снова переведён командиром эскадрона в 32-й кавалерийский Белоглинский полк. С 25 октября 1926 года находился на учёбе, 15 августа 1927 года окончил Кавалерийские курсы усовершенствования командного состава в Новочеркасске. После их окончания Огурцова вернули на службу в тот же 32-й кавалерийский полк, где он продолжил служить до декабря 1930 года командиром эскадрона и начальником полковой школы[3].

В 1931 году окончил академические курсы технического усовершенствования комсостава при Военно-технической академии РККА в Ленинграде, после которых одним из первых попал в создаваемые в РККА бронетанковые войска. С октября 1931 года командовал дивизионом 7-го механизированного полка 7-й кавалерийской дивизии Белорусского военного округа (Минск), с ноября 1932 — батальоном в 4-й механизированной бригаде (Бобруйск), а с 22 мая 1935 года — 24-м механизированным полком 24-й кавалерийской дивизии (Лепель). При введении персональных воинских званий в РККА приказом НКО СССР № 00173 от 27 февраля 1936 года С. Я. Огурцову было присвоено воинские звание майор[3].

17 февраля 1939 года переведён в Киевский особый военный округ на должность помощника командира по строевой части 24-й легкотанковой бригады (Новоград-Волынский). Приказом НКО № 0783/п от 17 февраля 1939 года ему было присвоено воинские звание полковник. 23 августа 1939 года назначен командиром 64-й легкотанковой бригады[3]. Участвовал во главе бригады в походе Красной армии на Западную Украину в сентябре 1939 года.

Полковник С. Я. Огурцов принимал участие в советско-финской войне: 7 января 1940 года он был назначен командиром 35-й легкотанковой бригады Северо-Западного фронта, но уже в феврале стал командиром 123-й стрелковой дивизии 50-го стрелкового корпуса 7-й армии этого фронта. Участвовал в боях на Карельском перешейке, отличился при прорыве «линии Маннергейма». За умелое командование дивизией после войны был награждён своим вторым орденом Красного Знамени и 21 марта 1940 года ему было досрочно присвоено воинское звание комбриг, а дивизия награждена орденом Ленина.

С 27 апреля 1940 года — командир 58-й стрелковой дивизии Киевского особого военного округа (управление — г. Коломыя).

С 4 июня 1940 года С. Я. Огурцов командовал 10-й танковой дивизией 4-го механизированного корпуса 6-й армии Киевского ОВО. Управление дивизии находилось в городе Золочев Львовской области. В тот же день 4 июня 1940 года ему в числе первых советских генералов присвоено воинское звание генерал-майора[1]. В феврале 1941 года дивизию передали в 15-й механизированный корпус той же армии.

Великая Отечественная война

Во главе дивизии генерал Огурцов встретил Великую Отечественную войну. Дивизия приняла свой первый бой вечером 22 июня 1941 года в районе города Радзехув. Сражался во главе дивизии на Юго-Западном фронте. Участник Львовско-Черновицкой стратегической оборонительной операции, в ходе которых дивизия прикрывала отход советских войск на львовском направлении.

В начале Киевской стратегической оборонительной операции его дивизия особенно отличилась при обороне рубежа у Бердичева, где она сдерживала немецкое наступление с 8 по 15 июля, сорвав быстрый бросок немецких войск на Киев на этом направлении. Когда 8 июля 1941 года немецкие войска прорвались в район Бердичева, их контратаковали сводные отряды из состава подвижной группы генерал-майора С. Я. Огурцова и 4-го механизированного корпуса РККА, которые сумели выйти на южную окраину Чуднова и перерезать шоссе Новый Мирополь — Бердичев, препятствуя попыткам противника развить наступление из Бердичева на юго-восток[5].

К 10 июля 1941 года обстановка на Юго-Западном фронте ещё более осложнилась, как отмечал маршал И. Х. Баграмян, «лишь группа генерала С. Я. Огурцова продолжала действовать активно и дерзко. Не дожидаясь, когда подойдут спешившие к нему на помощь дивизии 16-го мехкорпуса, Огурцов повел свой отряд и части 14-й кавалерийской дивизии в решительную атаку. Они нанесли сильный удар 11-й танковой дивизии противника, занявшей Бердичев, разгромили её штаб, перерезали коммуникации. Окружение танковой дивизии всполошило немецкое командование, оно начало стягивать к Бердичеву новые силы». В этот же день С. Я. Огурцов доложил в штаб фронта, что среди убитых в бою немецких солдат оказались военнослужащие 60-й пехотной дивизии вермахта[6].

Контрудары группы генерал-майора С. Я. Огурцова и частей 16-го мехкорпуса продолжались и в следующие дни, в этих боях они на неделю задержали главные силы двух немецких моторизованных корпусов 1-й танковой группы Клейста в районе Бердичева, не позволив им прорваться в тыл 6-й и 12-й армиям Юго-Западного фронта[7]. В этих боях дивизия лишилась большинства своих танков (причём более половины из них были не уничтожены противником, а взорваны своими экипажами из-за отсутствия горючего и поломок на марше при непрерывных перебросках с одного участка фронта на другой)[8].

Из боевой характеристики от 23 июля 1941 года, подписанной командующим 6-й армией генерал-лейтенантом И. Н. Музыченко: «10-я танковая дивизия с первых дней войны ведет упорные бои с противником, нанося ему большие потери. Дивизия для выполнения боевых задач перебрасывалась на самые ответственные и опасные участки и с задачами справлялась. Под руководством тов. Огурцова дивизия имеет большие боевые подвиги. Сам лично тов. Огурцов проявлял на фронте мужество и бесстрашие»[9].

24 июля 1941 года генерал Огурцов был назначен на должность командира 49-го стрелкового корпуса 6-й армии[3], но вступить в должность не успел, поскольку управление войсками уже было нарушено в ходе крайне неблагоприятно развивающегося Уманского сражения. Продолжал командовать сводным отрядом 6-й армии. По свидетельству очевидца тех событий Евгения Долматовского, уже во время развала обороны армии генерал Огурцов всё-таки добрался до штаба 49-го стрелкового корпуса и руководил его действиями[10]. Во время Уманской катастрофы в начале августа 1941 года остатки корпуса были окружены. После недельной борьбы в условиях полного окружения при попытке прорыва к своим генерал Огурцов был тяжело контужен и захвачен в плен[11]. Это произошло между 7 и 10 августа 1941 года[12].

Первоначально он содержался в лагере для военнопленных в польском городе Замосць. В апреле 1942 года Огурцов был в эшелоне отправлен в Германию, но сумел выпрыгнуть из вагона, не доезжая до Люблина[13]. Более чем месяц он пробирался через польские леса на восток, пересёк государственную границу СССР и встретил партизанский отряд под командованием Василия Манжевадзе[11]. В результате объединения двух партизанских отрядов из бывших советских военнопленных, бежавших из лагерей военнопленных, на территории «генерал-губернаторства» был создан партизанский отряд имени Григория Котовского[14], в котором С. Я. Огурцов организовал и возглавил конную группу. С. Я. Огурцов участвовал в разведывательных и боевых действиях в немецких тылах. 28 октября 1942 года в районе Томашува он принял участие в атаке на группу немцев и погиб в бою[11].

Был похоронен партизанами в лесу у села Зелёнэ Томашувского района[1]. Похоронившие его партизаны погибли в последующих боях, и только в 1970-е годы могила генерала была обнаружена. Прах генерал-майора С. Я. Огурцова был перезахоронен в братской могиле № 8 (VIII-A-8) на кладбище советских воинов в городе Замосць Люблинского воеводства Польской Республики[15][16].

Отзывы

Симон Вольфович Горелик:

(22 июня 1941 г.) Над нашим расположением был сбит немецкий бомбардировщик, экипаж выбросился с парашютами и был взят в плен. На карте, найденной у немцев — летчиков, на полях стояла надпись — «Окончательное уточнение объектов — 18/06/1941». Была объявлена боевая тревога, но наш командир дивизии генерал-майор Огурцов приказал вывести подразделения дивизии в районы, не указанные в секретных документах по развертыванию войск, как место дислокации частей на случай начала войны. Тем самым, взяв на себя всю ответственность, он, нарушив все инструкции, предписания, директивы и приказы штаба округа по боевой развертыванию 10-й ТД, генерал Огурцов спас дивизию от разгрома. В то же утро немцы бомбили участки, на которых мы должны были находиться, но все бомбы падали на пустые места. В тот же день мне довелось выполнить свое первое боевое задание — произвести разведку в направлении на запад, в районе местечка Холоюв.

Я помню — воспоминания ветеранов (недоступная ссылка). mobile.iremember.ru. Дата обращения: 2 июня 2016. Архивировано 30 июня 2016 года.

Награды

Примечания

  1. Ф. Д. Свердлов, 1999, с. 45—48.
  2. В ряде публикаций указывается местом рождения деревня Рождество того же уезда.
  3. Информация из картотеки в электронном банке документов ОБД «Мемориал» (архивные материалы ЦАМО)
  4. Западный фронт был преобразован в Западный военный округ только 14 апреля 1924 года.
  5. И. Х. Баграмян, 1971, с. 186—187.
  6. И. Х. Баграмян, 1971, с. 190.
  7. И. Х. Баграмян, 1971, с. 220.
  8. Краткое описание боевых действий 15-го механизированного корпуса в период с 22.6.41 г. по 12.7.41 г.
  9. Соловьев Д. Ю. Все генералы Сталина. Том 9. — М., 2019. — С.16.
  10. Долматовский, 1985, Глава. Генерал Сергей Огурцов, с. 126—137.
  11. И. Х. Баграмян, 1971, с. 222—223.
  12. Информация о военнопленном в электронном банке документов ОБД «Мемориал» (архивные материалы РГВА. Ф. 517. Оп. 1. Д. 47019_1)
  13. Генерал-майор С. Я. Огурцов стал одним из пяти советских генералов, которым удалось успешно бежать из плена в годы Великой Отечественной войны. Такое же подвиг совершили генерал-майоры Алексеев И. И., Ласкин И. А., Сысоев П. В., Цирульников П. Г.
  14. Якубовский, 1975, Глава. Алые стяги над городами, с. 330—331.
  15. Информация из документов, уточняющих потери в электронном банке документов ОБД «Мемориал» (архивные материалы ЦАМО. Ф. 58. Оп. А-38853. Д. 2)
  16. Информация из списка захоронения З48-185. Город Замосць, ул. Дорога Менченников Ротунды в электронном банке документов ОБД «Мемориал»
  17. Приказ Революционного Военного Совета Союза Советских Социалистических Республик по личному составу армии № 101. 23 февраля 1928 года. Москва. М.: Центральная тип. НКВМ, 1928. — С. 22. — 36 с. 430 экз.
  18. Информация из учётной карточки награждённого в электронном банке документов «Подвиг народа».
  19. Информация из учётной карточки награждённого в электронном банке документов «Подвиг народа».

Литература

  • Баграмян И. Х. Так начиналась война. М.: Воениздат, 1971.
  • Свердлов Ф. Д. Советские генералы в плену. М.: Изд-во фонда «Холокост», 1999. — 246 с.
  • Великая Отечественная. Комдивы [Текст] : военный биографический словарь : в 5 т. / Д. А. Цапаев (рук.) и др. ; под общ. ред. В. П. Горемыкина. М. : Кучково поле, 2011. — Т. 1. — С. 619—620. — 736 с. 200 экз. — ISBN 978-5-9950-0189-8.
  • Долматовский Е. А. Зелёная брама: Документальная легенда об одном из первых сражений Великой Отечественной войны. — 2-е изд., доп.. М.: Политиздат, 1985. — 319 с. 200 000 экз.
  • Якубовский И. И. Земля в огне. М.: Воениздат, 1975. — 567 с.
  • Нуждин О. И. Уманский «котел»: Трагедия 6-й и 12-й армий. М.: Яуза-каталог, 2015. — 384 с. — ISBN 978-5-906716-41-5.
  • Андреев С. Д. Отдали жизнь за Родину // Военно-исторический журнал. — 1993. — Сентябрь (№ 09). С. 3—5. ISSN 0321-0626.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.