Нико Пиросмани

Нико́ Пиросма́ни[1] (груз. ნიკო ფიროსმანი; настоящее имя Никола́й Асла́нович Пиросманашви́ли (Пиросманишви́ли)[1], груз. ნიკოლოზ ასლანის ძე ფიროსმანაშვილი; 17 мая 1862, Мирзаани, Тифлисская губерния, Российская империя — 7 апреля 1918, Тифлис, Закавказье) — грузинский[1] и русский[2] художник-самоучка, представитель примитивизма, один из крупнейших мастеров наивного искусства[1].

Нико Пиросмани
груз. ნიკო ფიროსმანი
Имя при рождении Николай Асланович Пиросманашвили
Дата рождения 17 мая 1862(1862-05-17)
Место рождения Мирзаани, Тифлисская губерния, Российская империя
Дата смерти 7 апреля 1918(1918-04-07) (55 лет)
Место смерти Тифлис, Закавказье
Гражданство  Российская империя
Закавказский комиссариат
Жанр портрет
Стиль Примитивизм
Сайт pirosmani.org
 Медиафайлы на Викискладе

Биография

Пиросмани в молодости

Многие факты биографии Пиросманишвили не подтверждены документально, а известны либо с его слов, либо восстановлены уже после его смерти.

Пиросмани родился предположительно 17 мая 1862 года в селе Мирзаани (Кахетия) в крестьянской семье[1], четвёртый и последний ребёнок (брат Георгий, сёстры Мариам и Пепуца). В 1870 году умер отец, вскоре после этого — мать и старший брат. Нико Пиросмани, единственный из семьи, остался жить в селе Шулавери у последней работодательницы отца, в поместье армянских дворян Калантаровых [3]-Эпросине Калантаровой. В доме у дворян Калантаровых по хозяйству долгое время управлялся крестьянин по имени Аслан, отец Нико Пиросмани. Аслан ушел из жизни рано. Через несколько лет умерла и мать. Но перед смертью попросила у господ Калантаровых позаботиться об ее маленьком Нико, потому что дочь – сестра Нико Пиросмани — была уже большой, а за ним еще нужен был уход[4].

Так, Пиросмани в девятилетнем возрасте попал в Тифлис. Как помнит Ника из рассказов деда, Пиросмани в доме Калантаровых был помощником повара на кухне. Мальчик рос, упражнялся в рисовании, помогал по дому. В возрасте 23 лет Нико угораздило влюбиться в хозяйскую дочь – Вирджинию Калантарову – сестру Михаила. Узрев это дело, Егор Бежанович решил оградить молодых людей друг от друга. Как показывает история жизни большого примитивиста, его избранницами часто становились актрисы. В конечном итоге, он дал Пиросмани сто рублей и лавку, в которой тот должен был торговать всякой снедью, и отпустил в жизнь. В семье Калантаровых с перерывами он провёл около пятнадцати лет, сначала в Шулавери, а потом в Тифлисе, куда вместе с сыном Эпросине Георгием Калантаровым переехал в середине 1870-х годов.[1] [4]Научился читать по-грузински и по-русски, но не получил никакого систематического образования. Несколько месяцев был в обучении ремеслу в типографии[1]. Предположительно в 1876 году на короткое время возвращался в Мирзаани к сестре и работал пастухом.

«Косуля на фоне пейзажа» (1913), Национальная картинная галерея Грузии, Тбилиси.

Понемногу учился живописи у странствующих художников, расписывавших вывески лавок и духанов. В середине 1880-х годов вместе с художником Гиго Зазиашвили, также самоучкой, в Тифлисе открыл мастерскую декоративной росписи.[1] По легенде, первую вывеску Пиросманашвили и Зазиашвили выполнили бесплатно, а других заказов не получили[5]. В 1890 году поступил на работу тормозным кондуктором на железной дороге. Неоднократно был оштрафован за различные нарушения и 17 января 1894 года уволился по собственному желанию. Выходное пособие вложил в молочную торговлю и вместе с компаньоном Димитрой Алугишвили открыл молочную лавку, для которой нарисовал две вывески «Белая корова» и «Чёрная корова».[1] Сам, однако, особенного интереса к торговле не проявил, многократно покидал лавку, ездил в Мирзаани к родственникам. В конце 1890-х годов Алугишвили выдавал ему по рублю в день на проживание[6]. Примерно в 1900 году закончил занятия торговлей и начал зарабатывать себе на жизнь живописью.[1]

Окружающие относились к Пиросманашвили как психически нездоровому человеку, с которым невозможно иметь дело. Во многом питательной почвой для этого были его собственные утверждения о том, что он может видеть святых, а его кисть будто бы «пишет сама». Он даже заслужил такие прозвища как «Семь пятниц на неделе» и «Не от мира сего».[7] До конца жизни художник большую часть времени жил в полной нищете, ночевал в подвалах.

С 1895 года активно занимался живописью, создавая вывески для торговых заведений и декоративные панно.[1] По большей части писал красками собственного изготовления на клеёнке.

К. Г. Паустовский вспоминал:[8]

Материала не было, и Пиросман начал писать на том единственном, что находилось всегда под рукой в каждом, даже самом дешёвом духане, — на простой клеёнке, снятой со столика.

Клеёнки были чёрные и белые. Пиросман писал, оставляя там, где это было нужно, незакрашенные куски клеенки.

Потом он применил этот прием и для портретов. Впечатление от некоторых вещей, сделанных в такой манере, было необыкновенным.

Я навсегда запомнил его клеёнку «Князь», где бледный старик в чёрной черкеске стоит с рогом в руках на скудной земле. Позади него виден доведённый почти до топографической схемы горный Кавказ. Черкеска князя как раз и была непрописанным куском клеёнки глубокого чёрного цвета, особенно резкого в рассветном тусклом освещении. Я никак не мог понять, какими красками было передано это освещение.

Как художник до 1912 года не имел никаких контактов с представителями художественного мира Тбилиси.

Летом 1912 года творчество Пиросмани заметили и начали пропагандировать футуристы, близкие к кругу Михаила Ларионова — братья поэт Илья[9] и художник Кирилл Зданевичи, а также их друг, художник Михаил Лё-Дантю.[1] Кирилл Зданевич приобрёл у Пиросмани большое количество картин, многие художник выполнил на заказ. 10 февраля 1913 года Илья Зданевич опубликовал в газете «Закавказская речь» статью о творчестве Пиросманашвили под заглавием «Художник-самородок». 24 марта 1913 года в Москве на Большой Дмитровке открылась выставка живописи художников-футуристов «Мишень», где, наряду с произведениями известных художников, в первую очередь Ларионова и Натальи Гончаровой, были выставлены и несколько картин Пиросмани, привезённые из Тбилиси Ильёй Зданевичем. В июле 1913 года в тифлисской газете «Закавказье» Е. К. Псковитинов напечатал ещё одну статью о Пиросмани. Одновременно творчеством Пиросмани заинтересовались молодые грузинские художники Давид Какабадзе и Ладо Гудиашвили, а вернувшийся после учёбы в Германии Дмитрий Шеварднадзе начал собирать коллекцию его произведений.

Лари с портретом Нико Пиросмани. 2002, аверс
Оригинальная почтовая марка СССР 125 лет со дня рождения Нико Пиросманашвили, 1991

В августе 1914 года после начала войны в Российской Империи был введён сухой закон. Положение Пиросмани, существенной частью дохода которого было изготовление вывесок для питейных заведений, значительно ухудшилось.

5 мая 1916 года в мастерской Кирилла Зданевича в Тифлисе прошла однодневная выставка произведений Пиросманашвили. Она имела относительный успех, и в 1916 году было решено пригласить Пиросманашвили во вновь созданное Общество грузинских художников. Он стал относительно популярен, всё более широкая публика в Тифлисе стала интересоваться его живописью и собирать его картины. Это, впрочем, почти не сказалось на финансовом состоянии художника.

Смерть

Кенотаф Пиросмани в Пантеоне Мтацминда

Нико Пиросмани скончался в Тифлисе 7 апреля 1918 года от голода и болезни. Он провёл три дня в подвале дома 29 на Молоканской (ныне — Пиросмани) улице[10][11]. Обнаружив, его отвезли в больницу, где художник через полтора дня скончался. Местонахождение его могилы неизвестно, предположительно — общая могила для бедняков на Кукийском кладбище.

Легенды

Легенды о знакомстве Пиросманашвили с классиком грузинской поэзии Важа Пшавелой и о влиянии последнего на поэтическое творчество художника (Пиросманашвили действительно писал стихи, не дошедшие до нас), а также о его отвергнутой любви к актрисе Маргарите (история, ставшая сюжетом песни «Миллион алых роз»[12]), пока не имеют вещественных документальных подтверждений, что, впрочем, можно объяснить тем, что при жизни художника им просто не придавалось какого-либо значения.

Творчество

«Вывеска пивной Закатала». Государственный Музей искусств Грузии, Тбилиси

Существенную часть работ Пиросмани, как сохранившихся, так, вероятно, и утерянных, составляют вывески. В Тифлисе начала XX века это был чрезвычайно популярный жанр. На вывесках обычно присутствуют надписи по-русски и по-грузински, причём русские часто с ошибками, очевидно, художник не придавал этому большого значения. Очень часто они выполнены на чёрном фоне.[1]

Чёрный фон характерен и для других работ Пиросмани, в первую очередь для портретов. Чтобы не создавать слишком яркого контраста белого лица и чёрного фона, он подмешивал пигмент в белую краску. Портреты он часто выполнял по фотографиям. Так были написаны портрет Ильи Зданевича (1913) и портрет Александра Гаранова (1906). Известно, что портрет Зданевича был написан за три дня от начала до конца. Пиросмани работал быстро и не пытался как-то улучшать или исправлять свою работу.

«Кутёж», 1905—1907. Музей Востока, Москва

Большое место в творчестве художника занимают анималистические образы. Написанные художником животные не столько похожи на свои реальные прообразы, сколько друг на друга. Как замечал Ладо Гудиашвили, у животных на картинах глаза самого художника[13]. Как правило, все животные изображены в повороте на три четверти.

Постоянно повторяющимся сюжетом творчества Пиросмани являются сцены праздника или пира. Они могут быть частью пейзажа, а могут быть предметом самостоятельного произведения. Эти сцены представляют яркий контраст с полуголодным существованием самого художника.

Его творчество высоко оценивали Пабло Пикассо и русские авангардисты.[1] Живописец, график, сценограф и теоретик искусства М. Ф. Ларионов отмечал, что «немногочисленные средства, с которыми у него достигается так много, — великолепны».[1]

Значительное большинство произведений Нико Пиросмани хранится на родине художника, в коллекциях Государственного музея искусств Грузии и Национальной картинной галереи Грузии (Тбилиси), а также в собраниях двух музеев Кахетии — Сигнахского музея (в Сигнахи) и Дома-музея Нико Пиросманиселе Мирзаани, учреждён в 1982 году[1]). Крупнейшим российским собранием произведений Пиросмани обладает Московский музей современного искусства (свыше 20 работ), отдельные работы художника находятся в Государственном музее искусства народов Востока, в Третьяковской галерее (экспозиция на Крымском валу) в Москве, а также в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Наиболее известные работы — «Дворник» (1904); «Продавец дров»; «Рыбак среди скал» (1906); «Медведь в лунную ночь» (1905); «Гумно» (1915); «Лань» (1916); «Кутёж трёх князей», «Маргарита (1909)», «Жираф».[1]

Несколько работ известно только по сохранившимся фотографиям (таковой считается картина «Собака Батум»)[14]

Пиросмани в мировой культуре

О жизни художника сняты фильмы, многие поэты (Павел Антокольский, Тициан Табидзе, Георгий Леонидзе и др.) посвятили ему стихи.

Проза о Пиросмани

  • Римма Канделаки «Бродил художник по городу»
  • Кузнецов Э. Д. Пиросмани. М.: Молодая гвардия, 2015. Серия «Жизнь замечательных людей»
  • Посвящена глава в «Повести о жизни» К. Г. Паустовского
  • Существует пьеса с 1974 года: Вадим Коростылёв, «Пиросмани… Пиросмани… Пиросмани…» (монологи). Второе её название: «Праздник одиночества».
  • Валериан Маркаров «Легенда о Пиросмани»[15]

Стихи о Пиросмани

Песни о Пиросмани

Фильмы о Пиросмани

Арт-проекты о Пиросмани

  • Антон Кузьмин «Солнце Нико Пиросмани»
  • В репертуаре драматического театра им. Б. Е. Захавы (г. Павлоград, Украина) живёт спектакль «Пиросмани» по одноимённой пьесе Вадима Коростылёва в постановке заслуженного деятеля искусств Украины А. А. Ревы. Премьера состоялась 12 ноября 2000 года. Главную роль исполняет ведущий актёр театра Александр Гуржий.
  • «Пиросмани, Пиросмани…» (2017) — телеспектакль Лобненского муниципального театра «Куклы и люди» (режиссёр-постановщик Жанна Демихова), в роли Пиросмани — Григорий Паронян

Галерея

Примечания

  1. БРЭ, 2014, с. 261.
  2. «It is dedicated to the Russian painter, Niko Pirosmani, whose Ortachala Belle with a Fan appears on the cover of Going Home to Russia». — The Irish Review, Выпуски 6-9 Cork: Cork University Press, 1989. — P. 26
  3. Калантаров, Степан Исаевич // Википедия. — 2021-11-08.
  4. Екатерина Микаридзе. Династия Калантаровых и Нико Пиросмани. Sputnik Грузия (20171109T1515+0400). Дата обращения: 8 ноября 2021. Архивировано 8 ноября 2021 года.
  5. Богемская, 2002, с. 22.
  6. Богемская, 2002, с. 24.
  7. Шаталов А. Краски на клеёнке Архивная копия от 9 декабря 2016 на Wayback Machine // The New Times, № 40 (428) от 05.12.2016
  8. Паустовский, 1967.
  9. Парнис А. «Теперь я знаю, что такое жизнь…»: Илья Зданевич — первый биограф Пиросманашвили // Русская мысль: Париж. 2000. 4, 11, 18, 25, мая, 1 июня. [№ 4316 — 4320]
  10. Смерть Пиросмани. Дата обращения: 28 июля 2017. Архивировано 28 июля 2017 года.
  11. Тбилиси > Пиросмани, 29. Дата обращения: 28 июля 2017. Архивировано 28 июля 2017 года.
  12. Юрий Москаленко. Дарил ли Нико Пиросмани любимой миллион алых роз?. Интернет-журнал ШколаЖизни.ру (5 мая 2008). Дата обращения: 22 сентября 2011. Архивировано 13 октября 2012 года.
  13. Богемская, 2002, с. 38.
  14. «Сто работ Пиросмани»// «Известия» № 237(21679) от 24 августа 1986
  15. Валериан Маркаров. Легенда о Пиросмани (2018). Дата обращения: 18 августа 2020. Архивировано 28 сентября 2020 года.

Литература

Книги

  • Богемская К. Нико Пиросмани. М.: Белый Город, 2002. — 47 с. — ISBN 5-7793-0463-7.
  • Буачидзе Г. Пиросмани, или Прогулка оленя. — Тбилиси: Хеловнеба, 1981. — 296 с.
  • Зданевич К. М. Нико Пиросманашвили. М.: Искусство, 1964. — 128 с. 10 000 экз.
  • Канделаки Р. Е. Бродил художник по городу. М.: Детская литература, 1979.
  • Кузнецов Э. Д. Пиросмани / Художники серии: М. Аникст, С. Бархин.. Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1975. — 168, [58] с. — (Жизнь в искусстве). 50 000 экз. (в пер., суперобл.)
  • Кузнецов Э. Д. Вступительная статья // Нико Пиросмани. — Альбом. Л.: Аврора, 1984. — С. 5—80. — 327 с.
  • Кузнецов Э. Д. Пиросмани. М.: Молодая гвардия, 2015. — 240 с. — (Жизнь замечательных людей). (: сер. биогр.; вып. 1551).
  • Кузьмин А. С. Солнце Нико Пиросмани. — Екатеринбург: На пяти углахъ, 2002. — 12 с.
  • Нико Пиросманишвили (1862—1918). Каталог выставки / с Т. Е. Саникидзе, Н. В. Апчинской и Д. В. Сарабьяновым. М., 1986. — 82 с.
  • Паустовский К. Г. Близкие и далекие. М.: Молодая гвардия, 1967. — 400 с. — (Жизнь замечательных людей).
  • Маркаров В. Легенда о Пиросмани. — ЛитРес: Самиздат, 2018. — 280 с.

Статьи

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.