Николь, Шарль Доминик

Аббат Шарль Домини́к Нико́ль (фр. Charles Dominique Nicole; 4 августа 1758, Писси-Повиль (Приморская Сена) либо Новилль — 2 сентября 1835, Суази-су-Монморанси (Сена и Уаза)) — французский педагог, долгое время работавший в России, иезуит. Иезуитский пансион аббата Николя на рубеже XVIII и XIX веков был самым престижным средним учебным заведением Петербурга. В 1812 году аббат основал в Одессе Ришельевский лицей.

Шарль Доминик Николь
фр. Charles Dominique Nicole

Портрет аббата Николя; снят с единственного уцелевшего портрета, сделанного Н. Г. Тройницким
Дата рождения 4 августа 1758(1758-08-04)
Дата смерти 2 сентября 1835(1835-09-02) (77 лет)
Страна
Род деятельности педагог

Ранние годы

Данные о жизни Николя до эмиграции разнятся. В краеведческих одесских источниках указывается, что он родился в городке Новилль в Нормандии, в 1782 году окончил иезуитский колледж в Париже, затем некоторое время преподавал в нём. С другой стороны, в авторитетной французской энциклопедии «La Grande Encyclopédie» содержится информация, что он родился в Писси-Повиль, образование получил в Руане, а затем в коллеже Сент-Барб в Париже, где стал профессором и инспектором и работал там до начала революции.

Так или иначе, после Великой Французской революции не принял гражданского устройства духовенства и в 1790 году покинул страну, первоначально став воспитателем сына французского посла графа Шуазеля-Гуфье в Константинополе и совершив с его семьёй путешествие по Италии и Греции[1]. Когда в ноябре 1792 года графа обвинили в контрреволюционном заговоре, тот оставил свой пост посла и бежал в Санкт-Петербург. Аббат Николь последовал за ним[2] и, пользуясь расположением двора, посвятил себя педагогической деятельности.

Деятельность в Петербурге

На набережной Фонтанки, возле Юсуповского дворца[3], аббат организовал собственный пансион для мальчиков, который вскоре привлёк внимание наиболее богатых семей Российской империи[4], а заодно стал прибежищем для большого числа священников-эмигрантов из Франции[5]. В 1794 г. Николь, никак не ожидавший такого успеха, писал к другу-аббату[6]:

«Не странно ли, что проект, родившийся в аллеях Люксембургского сада, пронесённый по всей Европе, осуществился таки — и где! — в Петербурге!»

Поскольку годовая плата за обучение составляла сумму в 2000 рублей, которую никогда не запрашивали за свои услуги иностранцы-гувернёры, позволить себе обучение у аббата могли только отпрыски высшей аристократии. Состоятельные родители не скупились на расходы, ибо пансион давал возможность воспитанникам завязать дружеские связи с другими аристократами, а это рассматривалось как залог успешной карьеры. Языком общения в пансионе был французский. Противники галломании не одобряли успеха пансиона и называли его иезуитским. И действительно, как писал А. К. Дживилегов, «в пансионе всё было проникнуто католическими воззрениями, ученики должны были слушать мессу, хотя в известные дни в классе появлялся русский священник, преподававший православный катехизис»[7].

После нескольких лет процветания пансион Карла Николя оказался закрыт вследствие разразившейся там неизвестной эпидемии, но вскоре благодаря поддержке императрицы Марии Фёдоровны был открыт вновь. Имевший репутацию известного педагога[8], Николь не выдержал испытаний сурового петербургского климата и в 1806 г. переехал в Москву. После этого пансион стал терять былую популярность (чему способствовали и антифранцузские настроения того времени).

«В саду, принадлежавшем пансиону, были липы, посаженные каким-то голландцем ещё при Петре Великом. Последний любил, как нам рассказывали, приезжать сюда по вечерам и пить пунш под деревьями. Пансионский дом снаружи был в два этажа, каждый из воспитанников имел свою комнату и на ночь нас запирали на ключ. Число воспитанников редко превышало 33. Аббат Николь сдал свой пансион в 1806 году двум братьям, аббатам Macquard; при них, как говорят, пансион начал упадать».

А. В. Кочубей, воспитанник пансиона

Деятельность в Одессе

В 1811 году по инициативе герцога Ришельё, фактического основателя и губернатора Одессы, Николь был назначен визитатором католических церквей в южной России и перебрался в Одессу. Там он занимался реорганизацией и поддержкой этих церквей, основав пять новых. В 1812 году принял активное участие в борьбе с начавшейся эпидемией чумы.

Вскоре усилиями аббата в Одессе был создан Благородный институт, в 1816 году — по совету герцога Ришельё и приказу Александра I — преобразованный в Ришельевский лицей. Известно, что его деятельность в России была положительно оценена в Париже, куда в 1817 году Николя вызвал король Людовик XVIII, назначивший его одним из своих придворных капелланов; в том же году он издал в Париже брошюру об основании лицея (Etablissement du Lycée Richelieu à Odessa). После этого Николь вернулся в Россию и продолжал руководить Ришельевским лицеем до 1820 года, к тому времени уже находясь в конфликте с русским православным духовенством. В 1820 году, когда на иезуитов в России начались гонения, он навсегда покинул Россию и вернулся во Францию.

Возвращение во Францию

Во Франции аббат Николь стал одним из наиболее влиятельных членов Конгрегации; ему были предложены церковные посты и даже епископская кафедра, но он предпочёл продолжить работу в сфере образования. Людовик XVIII ввёл его в королевский совет по народному просвещению, против чего в Палате депутатов выступил Станислас де Жирарден.

Когда вследствие постановления 21 февраля 1821 года был сформирован ректорат, эти функции были поручены Николю. Он завершил организацию коллежа Сен-Луи, участвовал в управлении Сорбонной и вновь ввёл конкурсы на замещение профессорских должностей. Вместе с тем им был предпринят целый комплекс мер, ограничивающих независимость педагогов и учебных программ от церкви, и положение дел в образовании вернулось к состоянию 1780 года.

Начавшиеся протесты вынудили правительство перевести ректорат в подчинение вышестоящему органу. Постановлением от 24 августа 1824 года было создано министерство по делам религий и народного просвещения, во главе которого встал Фрейсину, что положило конец власти ректората Николя. Своё время у власти Николь использовал для повышения статуса коллежа, директором (и выпускником) которого он был, до ранга полноценного государственного образовательного учреждения. Это заведение, первоначально известное как коллеж Святой Варвары, уже включившее в себя коллеж, основанный Ланно в 1798 году, впоследствии было передано администрации Парижа и преобразовано в коллеж Рулин.

После подчинения ректората Николь, однако, остался членом верховного совета по народному образованию и вышел в отставку только после Революции 1830 года, 17 августа. Он был назначен заведовать делами образования при дворе герцога Бордосского, но его планы там осуществлены не были. В 1827 году он стал почётным каноником Парижа и главным викарием диоцеза. В 1833 году в Париже вышла его работа «Plan d'éducation, ou Projet d’un collège nouveau» (рус. «План образования, или Проект для нового колледжа»).

Примечания

  1. Пансион аббата Николя — Bulletin de l’Alliance Francaise (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 апреля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  2. В ЭСБЕ ошибочно указано, будто он впервые прибыл в Россию только в 1810 год.
  3. Сейчас на этом месте стоит построенный во 2-й половине XIX века дом № 117.
  4. Аббат Николь и первая книга Одессы — Одесский историко-краеведческий музей
  5. Среди последних, в частности, оказался аббат Пьер Николя Саландр, умерший в Париже 18 июля 1839 года главным викарием.
  6. Bulletin de l’Alliance Francaise (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 апреля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  7. «Отечественная война и Русское общество». Том II. Консерваторы и националисты в России в начале XIX в
  8. История Ришельевского лицея 1817—1867 г.

Источники

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.