Наумов, Фёдор Васильевич

Фёдор Васи́льевич Нау́мов (16921757[1]) — русский государственный деятель из рода Наумовых, действительный тайный советник, сенатор, член Ревизионной коллегии, генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга (1740—1744).

Фёдор Васильевич Наумов
1737 1738
1738 1740
Предшественник Феодосий Семёнович Мануков
Преемник Пётр Наумович Мельгунов
1740 1744
Предшественник Яков Петрович Шаховской
Преемник Антон Мануилович Девиер

Рождение 1692(1692)
Русское царство
Смерть 1757(1757)
Российская империя
Род Наумовы
Супруга Мария Михайловна Самарина
Дети Анна
Награды

Владелец обширных поместий в губерниях Нижегородской (Ветлуга, Помра и др.) и Московской (Киясово, Ляхово и др.).

Биография

Получил домашнее образование. С 1708 года служил в московском Судном приказе; с 1711 года был адъютантом Я. Ф. Долгорукова, возглавлявшего кригс-комиссариат (см. Кригс-комиссариат в Викитеке). С 1717 года — ревизор-кригскомиссар.

В 1719 году Наумов был возведён в статские советники, а после смерти Петра I назначен в 1726 году в Москву — членом Комиссии о коммерции. В 1727 году был пожалован в действительные статские советники; в 1727—1728 годы был министром-советником при гетмане Данииле Павловиче Апостоле.

После возвращения в Петербург 12 июля 1728 года был награждён орденом Св. Александра Невского и пожалован в тайные советники.

В 1730 году был отправлен на строительство Ново-Закамской (Черемшанской) линии крепостей.

В 1737 году вернулся в Москву и был назначен главным судьёй Судного приказа, а в 1738 году — петербургским вице-губернатором.

В 1739 году принял участие в суде над князьями Долгоруковыми и Артемием Волынским [2]

В 1740 году был произведён в генерал-лейтенанты и назначен петербургским генерал-полицмейстером.

Деятельность в Санкт-Петербурге

Большую часть усилий Наумову пришлось тратить на восстановление фактически разогнанного в 1740 году штата столичной полиции. Обязанности «стражей порядка» в этот период выполняли солдаты столичного гарнизона, которые не слишком-то уважительно относились к генерал-полицмейстеру. Историк Н. М. Голь пишет, что в архиве сохранилась жалоба на Наумова

касающаяся проезда по мосту через Неву… Мост был платный… Наумов платить отказался — неловко как-то главному над городом начальнику в этом же городе в казну еще заплатить. Сенат дал специальное разъяснение: бесплатно через мост пропускаются лишь дворцовые курьеры, участники официальных церемоний, члены царствующей фамилии и лица, едущие на пожар. А Наумов ехал не на пожар. Так что пришлось ему платить.

  • Ввёл запрет на кулачные бои.
  • Издал приказ: не иметь в домах на центральных улицах битых оконных стёкол.
  • Предложил использовать участок перед Зимним дворцом под пастбище для коров дворцовой фермы.
  • Кроме того, генерал-полицмейстер возобновил отлов нищих, борьбу с преступностью и, наконец, надзор за казённым строительством.

17 декабря 1744 года Фёдор Васильевич Наумов был снят со своей должности, однако сохранил за собой звание сенатора до 1753 года, когда подал в отставку и получил от императрицы в качестве «прощального подарка» чин действительного тайного советника с соответствующей пенсией.

Наумов был одним из постоянных благотворителей Успенского Брусенского женского монастыря: построил вокруг монастыря кирпичную ограду; пожертвовал обители земли в окрестностях Коломны.

Семья

От брака с Марией Михайловной, дочерью петровского сенатора М. М. Самарина, имел единственную дочь Анну (1740—1796), которая стала женой ветреного князя Андрея Белосельского, жившего почти постоянно за границей. Наскучив жизнью с мужем в Париже, она вернулась в Москву, где попала под влияние братьев Салтыковых, пользовавшихся в московском обществе не лучшей репутацией. По характеристике А. Т. Болотова, княгиня Белосельская была «ума не совсем острого, а несколько простовата, хотя с другой стороны очень добродушна».

За Марией Михайловной числилось «сельцо Ивахнино с полусельцом Вышние Горки и полудеревней Нижние Горки», вошедшие позднее во владение сенатора А. А. ПисареваГорки.

Примечания

  1. По некоторым сведениям — 1760.
  2. Иван Алексеевич, Василий Лукич, Сергей Григорьевич и Иван Григорьевич были приговарены к смертной казни; Василий Владимирович и Михаил Владимирович — к ссылке.

Литература

  • Руководители Санкт-Петербурга — СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2003. — 576 с. — С. 106—108.
  • РГАДА. — Ф. 198. — Оп. 1. — Ед. хр. 471. — Л. 75; 75 об.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.