Наос

Также, Наос — собственное имя Дзеты Кормы.

План трёхнефного собора с выделенным розовым цветом главным нефом

Нао́с (от греч. ναός — домик, жилище божества) — центральная часть древнегреческого храма. У древних римлян  — целла. Вначале, в архаической Греции, — святилище в виде деревянного ящика, в котором хранили статуэтку божества. Такой «домик» имел двускатную крышу и раскрывающиеся дверцы. Наосы устанавливали на специальной ладье. Наос с открытыми дверцами символизировал пребывание божества на небе. Позднее наосом стали называть нишу для культовой статуи[1][2]. В классическую эпоху с формированием композиции древнегреческого периптера наосом стали называть центральную часть храма, где находилась культовая статуя. Со стороны главного фасада и входа в храм (вход, как правило, находился с восточной стороны) располагался пронаос. Позади наоса — опистодом[3]. Древнеримский зодчий Витрувий в трактате «Десять книг об архитектуре» (13 г. до н.э.), написанном на латыни, ещё приводит оригинальные греческие названия, в том числе «ναός», но позднее, например в трактате Виньолы «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562), и в последующих изданиях по теории архитектуры, авторы использовали только латинские термины. Отсюда терминологический парадокс. Внутреннее пространство древнегреческого храма также стали называть латинским термином «целла», хотя греки такого слова естественно не знали.

В раннехристианских базиликах на Востоке и в церквях романского периода на Западе Европы по традиции продолжали использовать греческое слово «наос», но в XII—XIII веках постепенно переходили к старо-французскому nef, от лат. navis — корабль. Это соответствовало символическому значению пространства храма, ведь именно корабль (а не «ящик») ассоциировался с ролью церкви, подобно кораблю несущему души через бури жизни[4]. Позднее сложилось неразборчивое отношение к различию семантики и символики античного наоса и христианского нефа. Отсюда досадная путаница в популярных справочных изданиях. В настоящее время в специальной литературе по теории архитектурной композиции принято строго разграничивать понятия наоса и нефа, опираясь на критерии исторической топографии.

История

В раннехристианских храмах VI—VII веков, построенных в форме базилики, неф имел продольную форму. В развитой, классической базилике храм имел три нефа: один главный и два боковых. Однако уже в V веке возникли центрические купольные храмы. В них подкупольное пространство могло иметь квадратную, круглую, октогональную (восьмигранную) или крестообразную форму. План храма усложнялся обходными галереями и хорами, которые могли огибать помещение со всех сторон, кроме алтаря. В византийском искусстве с IX века распространённым стал крестово-купольный тип храма. В нём внутреннее пространство имело квадратную или близкую к квадратной форму. В средокрестии крестово-купольного храма располагались четыре колонны, поддерживавшие арки, своды и купол[5]. Существовали храмы без несущих опор в интерьере. В них углы средокрестия перекрывались тромпами, поддерживавшими купол. Существовали храмы в форме креста или трёх-четырёхлистника. Последние принято называть триконхами и тетраконхами, так как их полукруглые выступы апсид перекрывались полукуполами-конхами. Этот архитектурный тип широко распространился в архитектуре Армении и Грузии. В Сербии боковые части таких храмов принято называть певницами.

Для древнерусской архитектуры характерен тип храма со столбами-опорами (сменившими византийские колонны). Планы русских храмов XI—XIII веков имели прямоугольную форму и делились столбами на три или пять нефов. С запада, обыкновенно на втором ярусе, имелись хоры, а расположенные под ними компартименты выделялись в качестве нартекса (притвора). Этот тип храма просуществовал на протяжении всей истории древнерусского искусства. Только с XIV—XV веков в храмах исчезают хоры. В XVI—XVII веках распространились бесстолпные храмы, перекрытые шатром, крестообразным или сомкнутым сводами. Неф в них приобрёл предельно простую прямоугольную форму. По сторонам примыкали приделы — малые храмы, имевшие схожую форму. С запада пристраивали низкую продольную часть: трапезную. Во многих более поздних церквях XVIII—XIX веков интерьеры приделов и трапезной сливались воедино и разделялись только столпами. Интересные конфигурации нефов встречаются в русских храмах периодов барокко и классицизма. Встречаются храмы круглой формы: ротонды. В середине и второй половине XIX века в период эклектики возрождаются формы русских храмов XVII века («русский стиль»), а также XII—XIII веков в формах так называемого русско-византийского стиля. В конце XIX — начале XX века строится много церквей и соборов с повторением форм византийской архитектуры (неовизантийский стиль). В них внутреннее пространство получало сложную форму.

Примечания

  1. Словарь античности. — BI Leipzig — М.: Прогресс, 1989. — С. 371
  2. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. — М.: Наука, 1972. — С. 74—75, 88—90
  3. Müller W. Architecten in der Welt der Antike. — Leipzig, 1989. — S. 147—189
  4. Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. — Harmondsworth, 1979. — Pp. 13—14
  5. Комеч А.И. Храм на четырёх колоннах и его значение в истории византийской архитектуры // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. Сборник статей в честь В.Н. Лазарева. — М.: Наука, 1973. — С. 64-77

Литература

  • Wolfgang Binder: Der Roma-Augustus Monopteros auf der Akropolis in Athen und sein typologischer Ort. Karlsruhe 1969.
  • René Ginouvès, Roland Martin: Dictionnaire méthodique de l’ architecture grecque et romaine. Bd. 3, 1998.

См. также

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.