Намарская надпись
Намарская надпись (араб. نقش النمارة) — эпитафия Имру-ль-Кайса I, наиболее ранняя надпись на языке, который лёг в основу литературного арабского языка. Датируется 328 г. н. э.[1][2] Иногда язык надписи толкуется как поздняя версия набатейского арабского языка при переходе на арабский. Одна из важнейших арабских надписей доисламского периода[3].
Написана набатейским письмом.
Текст
Эпитафия гласила: «Это гробница Имру'-л-Кайса, сына 'Амра, царя „арабов“ по прозванию „Владыка Асада и Маххиджа“. Он покорил асадийцев, и они были побеждены со своими царями, и обратил в бегство Маххидж. Затем пришёл, преследуя их, ко вратам Неджрана, града Шаммара, и покорил Маадд, и обходился великодушно с племенной знатью. Он назначил их наместниками, и они стали всадниками (федератами) для ромеев. И ни один царь не сравнился с ним в его свершениях. Затем он скончался в год 223 на седьмой день месяца каслул. Сколь счастливы те, кто был ему друзьями!»[4]
Отличия от арабского языка
Несмотря на то, что в надписи используется набатейско-арамейский алфавит, некоторые моменты являются предметом для дискуссий:
- В тексте надписи зафиксировано использование только 22 символов (с пояснениями), тогда как в арабском диалекте только согласных звуков было 28 или 29.
- В надписи имеются лигатуры между некоторыми буквами, что отражает движение к арабскому письму.
- Некоторые из терминов, использованных в данном тексте, являются более близкими к арамейскому, чем к арабскому. Например, используется арамейский указатель отчества «бар», а не арабский «ибн».
Тем не менее, несмотря на все перечисленные отличия, большая часть текста очень близка к классическому арабскому языку, на котором в VII веке нашей эры был написан Коран.
Примечания
- «Ариф Алиев ИСТОРИЯ U и w СОВРЕМЕННОСТЬ Издательство Московского университета 2002 УДК…» . http://libed.ru/.
- Семиты. Языки, народы, миграции, обычаи. Автор: Андрей Евгеньевич Тихомиров.
- Irfan Shahîd, Byzantium and the Arabs in the Fourth Century, (Dumbarton Oaks, 2006), 31.
- Надпись из Намары Востоковед Алексей Муравьёв об эпитафии, посвященной Имру ал-Кайсу — «царю арабов»