Мудьюгский концентрационный лагерь
Му́дьюгский концентрацио́нный ла́герь — концентрационный лагерь, созданный представителями иностранной военной интервенции на севере России на острове Мудьюг[1] 23 августа 1918 года как лагерь для военнопленных. Со 2 июня 1919 года использовался правительством Северной области как ссыльно-каторжная тюрьма. После восстания 15 сентября 1919 года и массового побега заключённых был переведён в Йоканьгу. Единственный концлагерь времён Первой мировой войны, постройки которого сохранялись до наших дней[2], однако пришли в запустение после 1993 года, когда были прекращены экскурсии на остров[3].
Мудьюгский концентрационный лагерь Мудьюгская ссыльно-каторжная тюрьма | |
---|---|
Местоположение | Мудьюг, Северная область |
Координаты | 64°55′00″ с. ш. 40°15′00″ в. д. |
Текущий статус | Закрыт, до 1993 года действовал музей |
Количество мест | 100-800 |
Открытие | 23 августа 1918 года |
Закрытие | сентябрь 1919 года |
Объект культурного наследия России федерального значения рег. № 291620616850006 (ЕГРОКН) объект № 2910101000 (БД Викигида) |
Предыстория
В ходе Гражданской войны в России все противоборствующие стороны создавали концентрационные лагеря для изоляции своих противников[4].
После антибольшевистского переворота в Архангельске и высадки десанта Антанты контрразведывательный отдел штаба союзных сил и военно-регистрационная служба при штабе командующего русскими войсками Северной области организовали розыск руководителей и служащих советских учреждений, коммунистов, членов комитетов бедноты, командиров и бойцов Красной армии. Задержанные доставлялись в Архангельскую тюрьму и другие места временного содержания. В качестве меры наказания применялись расстрел или направление на каторжные работы. Видные представители Советской власти, попавшие в руки белых, рассматривались ими как заложники. Уже 13 августа 1918 года руководство Северной области передало в Москву радиограмму в адрес Совнаркома, что в случае применения репрессивных мер против деятелей-антибольшевиков, находящихся в Советской России, аналогичная мера немедленно постигнет и большевиков, арестованных в Архангельске и Мурманске. Это заявление было напечатано в местных газетах[4].
Условия содержания заключённых концлагеря
Постройки лагеря строились первой партией арестантов численностью 134 человека, которая занималась вырубкой леса, обнесением территории лагеря двумя рядами колючей проволоки высотой в три метра, сооружением барака и карцера[5].
Карцер представлял собой яму глубиной в 3 метра, шириной в 9 шагов и длиной в 14 шагов. Над ямой был поставлен сруб из досок, в самой яме не было света и отопления. По воспоминаниям одного из заключённых, из пищи в день заключённым давали лишь две галеты и воду, от постоянного холода люди отмораживали конечности, некоторые замерзали насмерть[5].
По воспоминаниям другого заключённого, в бараках камеры были переполнены, в камере на 14 человек находилось более 60 арестантов. Во всём бараке, рассчитанном на 100 человек, сидело более 350 человек. Как сообщал писатель П. П. Рассказов в своей книге, посвящённой его пребыванию в статусе заключённого на Мудьюге[6], в день заключённым выдавали 200 г галет, 175 г консервов, 42 г риса, 10 г соли. При такой дневной норме заключённых заставляли выполнять тяжёлые работы; тех, кто падал от изнеможения, прикладами поднимали французские охранники. По ночам устраивались обыски, с частыми избиениями или отправкой в карцер[5].
Отсутствовала баня, мыло, смена белья, медицинская помощь. При этом распространились тиф, цинга, дистрофия, паразиты. Температура в бараках была около минус 8 градусов по Цельсию, в результате чего каждую ночь несколько человек умирало от холода[5].
К июню 1919 года на острове Мудьюг было уже около ста могильных крестов, под многими из которых находились коллективные могилы[5].
Протесты в Архангельске
В марте 1919 года, по согласованию с англо-французским командованием, управляющий отделом внутренних дел Временного правительства Северной области В. И. Игнатьев посетил концлагерь. Игнатьев обнаружил в нём свыше 200 заключенных, многие из которых были больны цингой, проживавших в холодном бараке. Отчет о поездке Игнатьева, признававший бедственное положение заключённых, был опубликован в правительственной прессе[4].
«Действительность соответствовала слухам, хотя меня и ждали, подчистили помещение «тюрьмы», потому что нельзя же назвать тюрьмой дощатые сараи, окруженные колючей проволокой, дали арестованным пищу получше, но их изможденный вид, громадный процент в цинге (помещения для них в специальных бараках не хватало и в числе «здоровых» я нашел арестованных с цингой, вылившейся уже в гангрену ног), в тифу, а через проволоку, шагах в пятидесяти от бараков, я насчитал 78 могильных крестов, что для общего количества арестованных в 200—300 человек дает хороший процент смертей. Карцеры холодные — в простых погребах. «Больница» была такова, что член Онежской Земской Управы Душин, лежа в ней в тифу, отморозил себе все пальцы на ногах… Общее впечатление было потрясающее — живые мертвецы, ждущие своей очереди… » В. Игнатьев[3]
Известия о Мудьюгском концлагере, об эпидемии тифа в нём, перекинувшейся в тюрьмы Архангельска, вызвали возмущение среди населения Архангельска. Тогда же на заседании городской думы председатель губпрофсоюза М. И. Бечин заявил, что причиной эпидемии тифа являются действия властей: «Эпидемии тифа предшествовала эпидемия арестов, которая разрослась до размеров общественного бедствия». Он потребовал немедленного лечения арестантов для ликвидации эпидемии. В результате Бечина самого отправили на Мудьюг[5].
Под влиянием вестей об эпидемии тифа на Мудьюге, об ужасных условиях содержания заключённых 1 сентября 1919 года в Архангельске произошла массовая политическая забастовка. В ней принимали участие, по официальным данным, судостроительный завод, мастерские военного порта, лесозавод и несколько типографий[7].
Ссыльно-каторжная тюрьма
Как пишет историк П. А. Голуб, приняв решение о прекращении интервенции, союзники утратили интерес к Мудьюгу и передали его в распоряжение правительства Чайковского—Миллера. 2 июня 1919 года по решению правительства Северной области на острове Мудьюг была образована ссыльно-каторжная тюрьма[8].
Правительство планировало выслать на Мудьюг около 800 заключённых тюрем Архангельска[9].
Новым начальником лагеря стал И. Судаков, отличившийся крайней жестокостью отношения к арестантам. Заключённый П. П. Рассказов описывал, как Судаков встречал прибывавших в концлагерь: «Я вас так драть буду, что мясо клочьями полетит. Мне дана такая власть, я могу пристрелить каждого из вас и, как собаку, выбросить в лес». Комендантом острова был назначен капитан Прокофьев, который, как и Судаков, отличался садистскими наклонностями[10].
В результате установившегося на острове невыносимого режима пыток 15 сентября 1919 года в лагере вспыхнуло восстание. В отсутствие коменданта лагеря, заключённые частично разоружили охрану и попытались захватить комендатуру, но были отбиты огнём. 53 человека сумели прорвать проволоку и под пулемётным огнём с маяка Чёрной башни добрались до берега Сухого моря (пролив, отделяющий остров от материка), где захватили баркасы местных рыбаков и бежали на материк. После этого беглецы разделились на две группы: одна пошла в сторону Архангельска и погибла, вторая группа в составе 32 человек двинулась на Пинегу и, пройдя 300 километров, вышла в расположение красных войск. При подавлении восстания было убито 11 человек, 13 расстреляны на следующий день по приговору военно-полевого суда. Немедленно после этого лагерь был переведён в Йоканьгу (Кольский полуостров) на территорию бывшей военно-морской базы (ликвидирован в феврале 1920 года).
Численность жертв
Всего, по подсчётам историков, в Мудьюгском концентрационном лагере побывало свыше тысячи человек. Из них расстреляно и погибло от болезней свыше 200 человек[11], по другим данным — свыше 300 человек[2].
Память о жертвах концлагеря
Увековечение
12 августа 1928 года на острове Мудьюг был открыт памятник «Жертвам интервенции» высотой 17,5 метров. На его постройку ушло около 200 тысяч пудов гранита и цемента[2]. На открытии памятника собралось около 5 тысяч человек[12].
Новый памятник из гранита, чугуна и бетона в виде обелиска высотой 24,5 метров с надписью «Славным патриотам, замученным интервентами на острове Мудьюг. 1918 — 1920» был поставлен на возвышенности в южной части острова в 1958 году[2]. Он обращён фасадом к морю, увенчан пятиконечной звездой, на лицевой части серп и молот. Площадку ограждает якорная цепь, к постаменту ведут гранитные ступени[12]. По обе стороны от монумента были установлены пушки Canon калибра 120 мм американской фирмы Bethlehem[13].
В 1934 году на острове был открыт Музей революции Северной области, который в 1938 году был объединён с Архангельским областным краеведческим музеем и стал называться музеем «каторги». В 1940 году он был законсервирован из-за размещения на острове воинской части системы ПВО и вновь был открыт 15 июня 1973 года[2].
В музее были сохранены основные лагерные постройки: барак, карцер, вышки с ограждениями из колючей проволоки. В 1982 году были проведены восстановительно-ремонтные работы[3].
Разрушение
После распада СССР музей получил ярлык «коммунистической пропаганды». С 1993 года экскурсии в музей были прекращены[3]. Сообщалось, что музей находится в состоянии консервации[2], однако это не так: почти все постройки и артефакты пришли в негодность. 25-метровый обелиск раскачивается, барельефы с его стелы упали, надгробия расстрелянных свалены в кучу[3].
В 1998 году Архангельский областной комитет по культуре исключил концлагерь из реестра памятников истории и культуры, тогда же был закрыт теплоходный маршрут на остров. Одновременно власти начали подготовку к визитам в Архангельск высоких гостей из Великобритании к 60-летию союзнического конвоя «Дервиш». Были приведены в порядок захоронения британских интервентов[3].
10 мая 2012 года в связи с оптимизацией численности и утверждением новой структуры отдел «Мудьюгский» был исключен из штатного расписания Архангельского краеведческого музея[3].
См. также
Литература
- Голуб П. А. Белый террор в России (1918—1920 гг.). М.: Патриот, 2006. С. 156—201. — ISBN 5-7030-0951-0
Примечания
- в Белом море вблизи Архангельска
- Двина-Информ | Главные новости | 81 год назад на острове Мудьюг в Белом море был открыт памятник «Жертвам интервенции» . www.dvinainform.ru. Дата обращения: 15 января 2021.
- Владимир Станулевич. Позор России: триумф интервентов и разбитые памятники защитникам Родины . regnum.ru. ИА REGNUM (9 сентября 2020). Дата обращения: 15 января 2021.
- Кубасов А. П. Концентрационные лагеря на Севере России во время Гражданской войны // Новый исторический вестник : Журнал. — 2009. — Т. 10, № 2.
- Голуб П. А. Белый террор в России (1918—1920 гг.). — М.: Патриот, 2006. — С. 157—159. — ISBN 5-7030-0951-0.
- Рассказов П. П. Записки заключенного. — Архангельск: Истпарт и Агитпроп Архгубкома РКП(б); Тип. АО «Призыв» им. Склепина, 1928. — С. 45. — 194 с. — 5000 экз.
- Голуб П. А. Указ. соч. С. 185—186.
- Голуб П. А. Указ. соч. С. 161.
- Голуб П. А. Указ. соч. С. 186.
- Голуб П. А. Указ. соч. С. 186—187.
- Истпарт Архангельского обкома ВКП(б). Интервенция на советском севере 1918—1920
- Памятники и обелиски . www.primadm.ru. Вестник Приморского района. Дата обращения: 15 января 2021.
- Матвей Славко. Вековой холод острова Мудьюг . www.stoletie.ru. Фонд исторической перспективы (9 сентября 2019). Дата обращения: 16 января 2021.