Мордвинов, Борис Аркадьевич
Борис Аркадьевич Мордвинов (настоящая фамилия Шефтель; 24 ноября [6 декабря] 1899, Москва — 9 декабря 1953, там же) — советский театральный режиссёр, Заслуженный артист РСФСР (1935), профессор
Борис Мордвинов | |
---|---|
Имя при рождении | Борис Аркадьевич Шефтель |
Псевдонимы | Мордвинов |
Дата рождения | 24 ноября (6 декабря) 1899 |
Место рождения | Москва, Российская империя |
Дата смерти | 9 декабря 1953 (54 года) |
Место смерти | Москва, СССР |
Гражданство | Российская империя → СССР |
Профессия | |
Театр | МХАТ, Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, Большой театр, Воркутинский ГУЛаговский театр, Саратовский академический театр оперы и балета, Белорусский театр оперы и балета |
Награды |
Творческая биография
В 1919 поступил во 2-ю Студию МХТ[1]. Вл. И.Немирович-Данченко заметил его режиссёрское дарование и привлёк к постановочной работе.
МХАТ: 1921—1936 гг., актёр и режиссёр.
В 1922 году, по сообщению нескольких источников, Борис Мордвинов поставил вместе с Вл. И. Немировичем музыкальную комедию Шарля Лекока «Дочь мадам Анго», где едко высмеивался послереволюционный Париж конца XVIII века, оказавшийся под властью самодовольной жестокой Директории[1][2][3]. Этим спектаклем 16 мая 1922 года открылась Музыкальная студия Московского Художественного театра под руководством Вл. И. Немировича-Данченко; однако надо заметить, что в самой афише спектакля имя Мордвинова не значится, а в качестве режиссёра стоит В. В. Лужский[4]. Первые же представления прошли с большим успехом, но спектакль через некоторое время был снят с репертуара за антиреволюционный пафос.
А как драматический актёр Мордвинов за всё время исполнил лишь единственную роль — Амос Харт в пьесе М. Уоткинс «Реклама» (художественный руководитель постановки Немирович-Данченко[5]) на премьерном спектакле в 1930 году. Однако становление Музыкальной студии Немировича-Данченко при Художественном театре решило его дальнейший выбор, он полностью переходит на режиссёрскую стезю.
В дальнейшем (с 1941 года, при слиянии с оперной студией Станиславского) Музыкальная студия отделилась от основного театра и стала называться Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, но в то время ещё именовалась студией, затем Музыкальный театр им. Немировича-Данченко, где в течение 1927—1936 гг. Мордвинов работал в качестве режиссёра-постановщика, причём с 1930 года занял пост заведующего художественной частью и главного режиссёра. Он ставил и драматические постановки, и музыкальные, всё более отдавая предпочтение музыкальному театру. В это же время, с 1927 года, он начинает педагогическую работу, ведёт курс оперного отделения в ЦЕТЕТИСе (ГИТИС)[1].
В 1933 году в штат театра был временно включён балетный коллектив «Московский Художественный балет» под руководством балерины Большого театра В. В. Кригер[6] (позже, с 1939 балетная труппа постоянно вошла в состав Музыкального театра им. Вл. И. Немировича-Данченко). С этой балетной труппой Мордвинов тоже осуществил ряд балетных спектаклей.
Постановки[6]:
- 12 января 1932 — «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского в редакции П. А. Лама.
- 19 ноября 1932 — «Корневильские колокола» Планкета
- 1933 — «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони, совместно с М. Яншиным[7], на сцене филиала МХАТ
- 1933 — «Чудесный сплав» В. Киршона[7]
- 1933 — «Треуголка» Де Фалья (балетная труппа под руководством В. Кригер)
- 1933 — «Соперницы» («Тщетная предосторожность» Гертеля), балетная труппа под руководством В. Кригер, совместно с Н. С. Холфиным и П. А. Марковым
- 24 января 1934 — «Катерина Измайлова» Шостаковича, постановка под художественным руководством Вл. И. Немировича-Данченко
- 27 мая 1934 — «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини, постановка под художественным руководством Вл. И. Немировича-Данченко
- 25 декабря 1934 — «Травиата», совместно с П. А. Марковым и П. С. Саратовским, постановка под художественным руководством Вл. И. Немировича-Данченко
- 31 мая 1936 — «Тихий Дон», постановка под художественным руководством Вл. И. Немировича-Данченко
В эти же годы Б. А. Мордвинов активно осваивает режиссуру опер на радио; на Всесоюзном радио в его постановке были записаны несколько опер, в том числе:
- «Мазепа» П. И. Чайковского,
- «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова;
- «Боярыня Вера Шелога» Римского-Корсакова
Большой театр: 1936—1940 гг.; главный режиссёр. Поставил оперы и балеты:
- 1936 — балет «Спящая красавица», совместно с А. М. Мессерером.
- 1937 — «Поднятая целина» И. И. Дзержинского, первая постановка
- 1939 — «Иван Сусанин», впервые на советской сцене, под названием не «Жизнь за царя», бытовавшим при угнетающем царизме, а «Иван Сусанин», поднимающим образ трудового класса и трудового крестьянства; для этих целей С. М. Городецким с помощью дирижёра Самуила Самосуда было отредактировано либретто, в «советской» редакции получившее новое название по имени главного героя[8]. Модификация сюжета пояснялась в то время Борисом Мордвиновым как восстанавливающая изначальный патриотический замысел М. Глинки, претерпевший искажение в сервильном тексте либреттиста Розена[9].
К этому времени Мордвинов уже был преподавателем Московской консерватории (с 1935 года), руководителем кафедры сценического мастерства (с 1939 профессор)[1].
Б. А. Мордвинов готовился к следующим постановкам, однако 15 мая 1940 года был арестован органами НКВД и спустя почти год, 12 апреля 1941 года был приговорён Особым совещанием к трём годам исправительно-трудовых работ по обвинению в шпионской связи с женой военачальника Г. И. Кулика (согласно справке НКВД, в ходе следствия «в наличии преступного характера встреч с Кулик К. И. виновным себя не признал, но не отрицал самого факта этих встреч и их конспиративный характер»)[10]. В мемуарах, помимо этого, фигурирует, со слов самого Мордвинова, и другой эпизод:
В числе вздорных обвинений, предъявленных ему следователем, было и такое. Когда была опубликована новелла Горького «Девушка и Смерть», Сталин изрёк: «Эта штука посильнее, чем „Фауст“ Гёте». Оценка «вождя всех народов» была немедленно подхвачена и запечатлена в литературоведческих анналах как мудрейшее изречение. Борис Аркадьевич однажды высказал вслух сомнение в справедливости подобной оценки. Высказал неосторожно и с юмором. Об этом, конечно, донесли. И это было определено, как контрреволюционный подрыв авторитета вождя[11].
На отбывание срока Б. А. Мордвинов, поставивший к этому времени уже ряд спектаклей, получивших широкую известность, главный режиссёр Большого театра, профессор Московской консерватории, руководитель кафедры сценического мастерства, был отправлен в Воркуту для трудовой повинности на общих работах: грузчик на пристани, подсобный рабочий на складе, дневальный в бараке. Правда, компания собралась неплохая: музыканты, научные работники, среди солагерников находились Э. И. Котляр, Е. Б. Галинская, А. Я. Каплер[2], П. Э. Бендель.
Воркутинский ГУЛаговский театр: 1943—1946 гг., художественный руководитель. О создании этого театра были написаны книги, в прессе публиковалось немало воспоминаний. Но начинался театр с идеи Б. А. Мордвинова, казалось, совершенно нереальной: началась война, до ГУЛаговского театра ли? Идея создания театра наверняка возникла неслучайно: среди заключённых Мордвинов нашёл немало профессионалов — музыкантов, актёров, певцов, был даже дирижёр — да и кого там только не было! Но добиться разрешения на открытие театра в лагере политзаключённых было непросто. Однако принять участие в создании театра захотели и вольнонаёмные сотрудники[3], что и решило дело. А главное, загорелся идеей и сам начальник Воркутстроя инженер-полковник Михаил Митрофанович Мальцев, лично взявшийся за осуществление профессионального музыкально-драматического театра[12]. Наконец, 8 августа 1943 года появился приказ:
ПРИКАЗ № 883 от 08.08.1943 ГОДА ПО УПРАВЛЕНИЮ «ВОРКУТСТРОЙ»
В целях наилучшего систематического обслуживания вольнонаёмного населения Воркутинского угольного бассейна художественно-зрелищными мероприятиямиПРИКАЗЫВАЮ:
- Организовать на основе хозрасчёта театр по обслуживанию в/н населения Воркутинского бассейна.
- Театру присвоить имя «Воркутстроя».
- Утвердить труппу театра в следующем составе: Н. И. Глебова, Л. И. Кондратьева, А. П. Пилацкая, В. М. Пясковская, В. Н. Борисов, Н. А. Быстряков, А. М. Дубин-Белов, Г. И. Егоров, А. И. Кашенцев, А. К. Стояно, А. Швецов, О. О. Пилацкий.
- Включить в состав труппы следующих заключённых: Е. М. Михайлова, С. Б. Кравец, В. К. Владимирский, А. Гайдаскин, Б. С. Дейнека, Л. С. Дулькин, Е. И. Заплечный, Б. А. Козин, В. И. Лиманский.
- Художественным руководителем и главным режиссёром театра назначить Б. А. Мордвинова.
- Утвердить штаты и смету театра на общую сумму 283 т. р.
- Обязать КВО весь имеющийся в подразделениях театральный инвентарь: как то реквизиты, костюмы, бутафорию сдать театру в безвозмездное пользование. Срок сдачи 01.09. с. г.
- Открытие театра установить 1 октября с. г.
Начальник Управления Воркутстроя НКВД СССР М. Мальцев.[12]
Как здание для театра подошёл местный деревянный клуб, который любовно именовался Дворец Культуры — ДКШ[3]. Воркутинский театр открылся 1 октября 1943 опереттой «Сильва» Имре Кальмана. Эта постановка впоследствии выдержала 100 представлений и навсегда оставила память в истории театра. ГУЛаговский театр для заключённых стал символом жизни, в тяжёлых подневольных условиях они всё-таки сумели заниматься своим делом, а для многочисленных зрителей это была определённая отдушина, уводящая хоть на какое-то время от страшных испытаний и унижений. На одной сцене сошлись заключённые и их охранники.
Мордвинов поставил ещё спектакли: «Марица» и «Принцесса цирка», «Хозяйка гостиницы» — Мордвинов сам играл кавалера Рипафратта, оперу «Севильский цирюльник», а ещё свой неосуществлённый замысел в Большом театре — оперу Гуно «Фауст» в 1945 г.[12]; им же была сделана инсценировка повести В. Катаева «Шёл солдат с фронта».
В годы Великой Отечественной войны Воркутинский лагерный театр показывал 600 спектаклей и концертов в год, а труппа насчитывала около 150 человек.
Об условиях, в которых работал этот театр, рассказали бывшие солагерники: Галинская Е. Б. Театр за полярным кругом // Родники Пармы: сб. — Сыктывкар, 1990. — С. 142—149.; Котляр Э. «Фауст» в ИТЛ // Театр ГУЛАГа / составитель М. М. Кораллов. — М.: "Мемориал ", 1995; Гулаговские тайны освоения Севера / Маркова Е. В., Волков В. А., Родный А. Н., Ясный В. К.; отв. ред. И. С. Пашковский. — М.: Стройиздат, 2001. — С. 112—115[2]; Клейн А. С., Попов А. А. Заполярная драма… //Покаяние: Мартиролог. Т.2. / Составитель Г. В. Невский. — Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1999. С.219-260.
Воркутинскому драматическому театру, выведенному из подчинения ГУЛаг в 1955 году[13], присвоено имя Бориса Аркадьевича Мордвинова в 2019 году[14].
После отбытия срока заключения Мордвинов всё равно не мог вернуться домой, в Москву, к семье. В столицу въезд ему был запрещён. Он мог работать только в других местах.
Саратовский академический театр оперы и балета: один театральный сезон 1946—47 гг., режиссёр. Постановки: «Золотой петушок»; «Боккаччо» Зуппе, «Тихий Дон» Дзержинского. Постановка «Золотого петушка» была отмечена Сталинской премией[1], однако имя режиссёра -постановщика Мордвинова Б.А. не было внесено в список лауреатов.
Белорусский театр оперы и балета: 1947—1953 гг., главный режиссёр. Среди поставленных спектаклей: «Алеся» Тикоцкого, «Кастусь Калиновский» Лукаса (обе в 1947), «Пиковая дама», «Риголетто» (обе в 1948), «Князь Игорь», «Проданная невеста» (обе в 1949), «Иван Сусанин» (1950), «Тихий Дон» (1951), балеты «Князь-озеро» В. А. Золотарёва, «Красный цветок» Глиэра[1].
По смерти Сталина встал вопрос о возможности возвращения на работу в Москву, до того времени на все заявления и просьбы режиссёра о возвращении накладывалась резолюция в отказе. Весной 1953 г , так и не дождавшись возвращения мужа, скончалась А.А. Мордвинова. В декабре 1953 года Б. А. Мордвинов был вызван в Москву для переговоров. 8 декабря 1953 он прибыл домой, в свою семью. Через несколько часов, в ночь после приезда в своей квартире он умер от инфаркта, во сне[2].
Сын: Мордвинов, Михаил Борисович (12 декабря 1921 года, Москва - 21 февраля 2011 года, Москва ) — участник Великой Отечественной войны, режиссёр музыкального театра, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор кафедры музыкального театра ГИТИСа.
Борис Аркадьевич Мордвинов вёл педагогическую работу, являлся автором разработки программы воспитания оперного актёра.
- 1927—35 педагог оперного отделения в ЦЕТЕТИСе (ГИТИС);
- 1935—40 руководитель кафедры сценического мастерства Московской консерватории (с 1939 профессор);
- 1946—47 зав. кафедрой сценического мастерства в Саратовской консерватории;
- 1947—52 преподаватель Белорусского театрального института и Минской консерватории.
Среди учеников: В. А. Канделаки, С. М. Големба, П. С. Златогоров, А. Е. Кузнецова, П. И. Селиванов[1].
Примечания
- Музыкальная энциклопедия
- Мордвинов Борис Аркадьевич (1899—1954). Сахаровский центр
- Котляр Э. «Фауст» в ИТЛ // Театр ГУЛАГа / составитель М. М. Кораллов. — М.: «Мемориал», 1995. — С. 45-51
- Программа спектакля МХТ «Дочь мадам Анго» 1922 год (недоступная ссылка)
- РЕПЕРТУАР МХАТ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ
- МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ Вл. И.НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО Архивировано 13 марта 2012 года.
- ЯНШИН, МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ
- «Два Ивана Сусанина», из книги: Виктор Коршиков. Хотите, я научу вас любить оперу. О музыке и не только. — М., ЯТЬ, 2007. — 246 с.
- Мордвинов Б. Как создавался спектакль «Иван Сусанин» // Сов. музыка. — 1939. — № 2. — С. 37—42.
- Цит. по: Кокурин А. И., Петров Н. В. ГУЛАГ: структура и кадры // Свободная мысль. 1999. №№ 8, 9, 11, 12; 2000. №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6
- Э. Котляр. «Фауст» в ИТЛ // Театр ГУЛага: Воспоминания, очерки / Составитель М. М. Кораллов. — М.: Мемориал, 1995.
- ЗАПОЛЯРНАЯ ДРАМА… Архивировано 23 мая 2011 года.
- Раздел «О нас» на официальном сайте ГАУ РК «ВДТ им. Б. А. Мордвинова».
- Документ на официальном портале РК (прямая ссылка).