Моравы
Мора́вы, морава́не (чеш. Moravané, разговорный Moraváci, устаревший Moravci) — западнославянский народ, в основном проживающий в Моравии (юго-восток Чешской республики). Письменность — на основе латинского алфавита. Этноним, вероятно, произошёл от реки Моравы (аналогичное прозвание получила проживающая по реке Гане, с центром в Оломоуце, ветвь мораван — ганаки). Официальная чешская историография и этнография считают мораван чехами. Мораване же имеют своё национальное самосознание.
Моравы Moravané | |
---|---|
Современное самоназвание | чеш. moravané, moraváci |
Численность | Около 550 000 (2011 год) |
Расселение | |
Язык | чешский (моравский диалект), немецкий, силезский, словацкий |
Религия | католицизм, протестантизм, православие |
Входит в | славяне |
Родственные народы | чехи, словаки, силезцы, кашубы, лужичане, поляки |
Медиафайлы на Викискладе |
История
Славянское присутствие на территорию Моравии отмечено с VI века. В 623—658 годах Моравия входила в состав славянского княжества Само (после 658 года государство распалось). Примерно в IX веке мораване приняли христианство.
В IX веке местный князь Моймир I из династии Моймировичей основал Велико-Моравскую державу, со столицей в Велеграде. Чешская государственность исторически является правопреемственницей Моравской после уничтожения последней венграми, и образ Великой Моравии никогда не исчезал из живой памяти народа. Мораване, в большинстве своём, никогда не считали себя чехами. В 863 году в Великую Моравию прибыли Святые Равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, которые помогли мораванам создать свою независимую церковь, переводили священные тексты на славянский язык, вели проповедническую деятельность. Примечательно, что мораване, в большей мере, чем чехи, почитали и почитают Кирилла и Мефодия. Как гласит «Житие Мефодия»,
князь Святополк доверил заботе Мефодия все храмы во всех городах.
Своей самоотверженной проповедью братья укрепили христианские начала в народе.
В центральной области Великой Моравии были обнаружены остатки 20 храмов, сооружённых из каменных брусов, а внутри украшенных цветными фресками. Большинство этих построек появилось уже в 1-й половине IX века, до прихода Кирилло-Мефодиевой миссии… Мефодию, ставшему впоследствии архиепископом Моравским, удалось добиться (в Риме) введения славянской литургии в костёлах Великой Моравии.
— писал академик Йозеф Поулик…
В XV веке значительная часть мораван негативно отнеслась к распространившемуся в Чехии религиозно-политическому учению пражского магистра Яна Гуса — и в 1421—1448 годах во главе антигуситского сопротивления в Моравии стоял ганацкий город Оломоуц[4].
В 1526 году земли Богемии, Моравии и Словакии (тогда принадлежавшей Венгерской короне) объединились под властью австрийских Габсбургов. В 1573 году в Оломоуце основан университет[5].
Чешская лингвистика (в отличие от этнографии) противопоставляет центральноморавские диалекты — примыкающим к ним чешским диалектам… На одном из центральноморавских диалектов до сих пор говорят населяющие Оломоуцкий край ганаки. К югу и западу от ганаков живут гораки. Это — относительно наиболее чехизированная группа мораван, считается, что они говорят на «переходном чешско-моравском диалекте». К востоку от ганаков живут загороки. Они также относятся к моравской нации.
В конце XIX века в Праге создан «Моравский клуб». Среди его учредителей преобладали пражане ганацкого происхождения.
Современное состояние
В 1918 году Моравия вошла в состав Чехословакии. Во времена межвоенной Чехословацкой Республики серьёзную угрозу национальному самосознанию мораван представляла официальная идеология государства, согласно которой чехи и словаки представляли собой единый чехословацкий народ, а мораване вообще не признавались отдельной нацией или, хотя бы, этнической группой.
Большой ущерб отношениям чешского и словацкого народов нанесла антинаучная концепция т. н. чехословакизма, провозглашавшая фальшивую теорию о каком-то чехословацком народе и чехословацком языке.
— констатировал д-р Ян Квасничка[6].
После Второй мировой войны прежняя непростая ситуация изменилась к худшему. Новые административные границы расчленили этногеографическое тело Моравии. А в 1949 году коммунистические власти закрыли пражский «Моравский клуб»…
В 1990—1993 годах началось общеморавское национальное возрождение. В марте 1993 года в Оломоуце прошёл многолюдный митинг за восстановление Моравской государственности: в составе Чехии (как федеральная единица) — или вне её… На переписи 1991 года 1 362 313 граждан Чехословакии записались мораванами[2]. В 1993 году единое государство распалось на Чехию и Словакию, и Моравия стала частью территории Чехии. По данным переписи 2001 года, общая численность моравского народа в Чехии составила 380 474 человек[2], так как многие вернулись к чешской самоидентификации. В 2011 году численность мораван вновь поднялась до 521 801 человек[2].
Старинная диаспора мораван уцелела в Опольском воеводстве Силезии (Польша).
Флаг
На Славянском конгрессе в Праге в 1848 году чешскоязычные мораване выступали под бело-красно-синим флагом[7].
См. также
Примечания
- Národnostní struktura obyvatel (чешск.) (PDF). Český statistický úřad (30 июня 2014). — Этнический состав населения Чехии на сайте Чешского статистического управления — C. 5. Дата обращения: 25 октября 2015.
- Population by ethnicity by 1921–2011 censuses (англ.) (PDF). Český statistický úřad (2011). — Население по национальности по результатам переписей населения (1921—2011) на сайте Чешского статистического управления. Дата обращения: 25 октября 2015.
- TAB. 115 Obyvateľstvo podľa pohlavia a národnosti (словацк.) (xlc) (недоступная ссылка). Český statistický úřad (2011). — Распределение населения по полу и национальности по результатам переписи населения (2011) на сайте Статистического бюро Словакии. Дата обращения: 25 октября 2015. Архивировано 5 марта 2016 года.
- Хотя другой ганацкий город — Кромержиж — взял сторону гуситов.
- Он является старейшим университетом Чешской республики после знаменитого Карлова университета в Праге.
- Univerzita Komenskeho v Bratislave v minulosti a sučasnosti. Bratislava, 1979.
- Havlík, 1990, с. 12.
Литература
- Havlík L. E. Symboly moravské identity // Moravskoslezská orlice. — 1990. — № 14. — P. 12.
Ссылки
- Мирослав Лысый. «Omnes marahoni insimul mandaverunt» мораване как этнос и политическая единица // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana, 2015