Мокудзики
Мокудзики Миоман Сёнин (яп. 木喰, 木喰明満上人, 5 июня 1718, Каи, современная префектура Яманаси, остров Хонсю, Япония — 1810, Япония) — японский скульптор, поэт и буддийский проповедник[1]. Являлся продолжателем традиции народной японской скульптуры из дерева[2].
Мокудзики Миоман Сёнин | |
---|---|
яп. 木喰明満上人 | |
| |
Дата рождения | 1718 |
Место рождения | Каи, префектура префектура Яманаси, остров Хонсю, Япония |
Дата смерти | 5 июня 1810 |
Место смерти | Япония |
Страна | |
Жанр | скульптура |
Медиафайлы на Викискладе |
Биография
Скульптор родился в зажиточной крестьянской семье в 1718 году в современной префектуре Яманаси[3]. До настоящего времени сохранился дом семьи Мокудзики[4]. В подростковом возрасте (14 лет[5]) он тайком покинул свой дом, некоторое время жил в Эдо, а затем, разочаровавшись в мирской суете, уехал в Канто, где в 22 года стал странствующим буддийским проповедником[6] (его пребывание зафиксировано на островах Сикоку, Садо, Кюсю, Хонсю), приняв обет отказаться от употребления мяса. Отсюда и имя Мокудзики (в переводе с японского «растительная пища» или «вкушающий растительную пищу»). Свои работы он в это время подписывал «Бредущий по дорогам Мокудзики»[7].
В своих странствованиях Мокудзики обошел почти всю Японию. В настоящее время его деревянные статуи находят в самых различных местах страны. Наибольшее их количество сохранилось на территории Южного Хоккайдо. Сюда Мокудзики прибыл в 1778 году. Здесь он прожил два года. Работал Мокудзики, по свидетельству своих современников, исступленно, с фантастической скоростью. Документы свидетельствуют, что за день он мог вырезать четыре большие деревянные статуи (до полуметра высотой). По свидетельствам современников он был человеком, которому свойственны мелкие человеческие слабости и грехи[6].
Мокудзики создал скульптурные портреты монахов-мыслителей Кукая и Догэна, неоднократно вырезал и «автопортреты». В своих поздних работах он изображал себя с нимбом. Японский философ Умэхара Такэси объясняет это тем, что Мокудзики ощущал себя бодхисаттвой[8].
В конце своей жизни Мокудзики создал скульптуры 16 архатов для храма Сэйгэндзи в Тамба. К этому времени ему исполнилось 89 лет. Он обладал экстравагантной внешностью и непредсказуемым поведением[9]. Настоятель монастыря Сэйгэндзи Буцуама-осё в своих «Записках об истории 16 архатов» так описывает встречу со скульптором:
«[Он] был не похож ни на монаха, ни на мирянина, и я засомневался, кто это — оборотень или просто сумасшедший»
— Тэцуо Ямаори. Лицо: Портрет и культура Японии[9]
По мнению искусствоведов, фигура Адзита из этого цикла, с огромными ушами и густой бородой клинышком, является скульптурным автопортретом Мокудзики[9].
Незадолго до смерти, в 89 лет, Мокудзики, познакомившись с учением китайских мудрецов Лао-цзы и Чжуан-цзы и увлёкшись им, сменил своё имя «Бодхисаттва Мокудзики, соблюдающий пять заповедей» (это имя он принял в возрасте 76 лет) на «Просветленный отшельник Мокудзики». По мнению японского философа и искусствоведа Ямаори Тэцуо три имени скульптора отражают его три этапа биографии: аскет, бодхисаттва и отшельник-мудрец[10].
Скульптор скончался в 1810 году. Место его смерти и могила неизвестны[5].
Особенности творчества
Работы скульптора вписываются в традицию японской деревянной скульптуры и отличаются от ортодоксальной буддийской традиции. Стиль Мокудзики отличается и от стиля его предшественника Энку. Для работ Мокудзику в большей степени характерны округлые мягкие линии, внимание к деталям. При этом фигуры характеризуют простонародные типажи. Мокудзику разрушал каноны, сковывавшие развитие японской скульптуры, запечатлевал реальные черты простых людей своего времени. Его работы, особенно поздние, исполнены мягким незлобивым юмором[6].
Современный искусствовед пишет:
«Если для Энку неким идеалом, от которого он отталкивался, был образ ребенка, то... Мокудзики более привлекал тип старика. На лицах скульптур Энку блуждает детская простодушная улыбка, а вырезанные Мокудзики фигурки отмечены духом старости. Особенность стиля Мокудзики — удивительная объемность его скульптур, переполняющая их энергия. Обнаженная, причудливо изогнутая, почти гротескно подчеркнутая плоть. Мощные негнущиеся руки и ноги, вздымающаяся грудь, просторные одеяния. Из гладкой поверхности дерева он творил свою вселенную, в ней клокочет ярость, оттуда доносятся раскаты неистового хохота. Его скульптуры пропитаны дыханием пахнущих землей крестьян, в них бушует стихия обычаев, питаемых вечным противоборством с землей»
— Тэцуо Ямаори. Лицо: Портрет и культура Японии[11]
Трактовки лица Энку и Мокудзики также различна, хотя общей их чертой является загадочная улыбка[6]. Она отличается и от мудрой и спокойной улыбки средневековой японской маски старца. У статуй Энку детская улыбка, а у Мокудзики — старческая (хотя присутствуют и отдельные черты внешности ребёнка и женщины). Даже изображениям бодхисаттвы Дзидзо в облике младенца он придавал старческую внешность (обычно это объясняют влиянием синтоистской художественной традиции). Мокудзики пытался передать изначальную чистоту Будды и бодхисаттв в образе старца. Эту чистоту он находил в лицах простых японских крестьян. Лица имеют широкие брови, узкие полуприкрытые глаза с опущенными краями, мясистый и широкий нос, полные губы[1].
Изучение творчества
Крестьяне, для которых Мокудзики вырезал своих будд, относились к ним с глубоким почтением, но не понимали их высоких художественных достоинств. По словам самих крестьян, в детстве они играли буддами Мокудзики, принимая их за кукол, настолько они не похожи на традиционные буддийские изображения[6].
Скульптор был забыт. Скульптура Мокудзики получила известность в Японии в начале 20-х годов XX века благодаря Янаги Соэцу. Проводя исследования в родной провинции монаха, Янаги не обнаружил никаких его упоминаний в местных исторических сочинениях того периода. Франсуа Масе предполагает, что даже при жизни скульптора его известность, должно быть, была не велика[2]. Янаги Соэцу был любителем и пропагандистом народного искусства, основал на свои средства Музей народного искусства в Токио. Янаги обнаружил большое количество работ Мокудзики, издал альбом фотографий этих работ, написал о скульпторе и его работах целый ряд статей[6][12].
В настоящее время на родине скульптора существует Музей Мокудзики[4].
Примечания
- Ямаори, 2011, с. 118—124.
- Macé, 2009.
- Ямаори, 2011, с. 118.
- Тавровский, 1989.
- 新潟に残る微笑みの仏像 (яп.), Niigata Prefectural Tourist Association. Дата обращения 22 Августа 2017.
- Комаровский, 1968, с. 49.
- Ямаори, 2011, с. 118—119.
- Ямаори, 2011, с. 123.
- Ямаори, 2011, с. 121.
- Ямаори, 2011, с. 119, 123.
- Ямаори, 2011, с. 119.
- Герасимова М. П. Теория ремёсел Янаги Мунэёси // Япония : Ежегодник. — 2016. — С. 266.
Литература
- Ямаори, Тэцуо. Улыбающиеся скульптуры Энку и Мокудзики (ребёнок и старик) // Лицо: Портрет и культура Японии.. — СПб.: Издательство Петербургское Востоковедение, 2011. — С. 118—124. — 162 с. — ISBN 978-5-85803-429-2.
- Комаровский Г. Е. Пять тысяч Будд Энку. — М.: Искусство, 1968. — 114 с. — 40 000 экз.
- Тавровский, Юрий. «Глубинка» в трех часах езды от столицы // [coollib.com/b/157982/read Двухэтажная Япония: Две тысячи дней на Японских островах.]. — М.: Политиздат, 1989. — 285 с.
- Macé, François. And Mokujiki’s smile revealed true beauty to Yanagi Sōetsu (англ.) // Cipango — French Journal of Japanese Studies : Журнал. — 2009. — No. 16.
Ссылки
- 新潟に残る微笑みの仏像 (яп.), Niigata Prefectural Tourist Association. Дата обращения 22 Августа 2017. — хронология жизни Мокудзики на японском языке.