Митрополит Алексей в житии

«Митрополит Алексей в житии» (также «Митрополит Алексей с житием») — икона, приписываемая иконописцу Дионисию. Предположительно создана в 1480-х годах для Успенского собора в Московском кремле. Вместе с парной ей иконой «Митрополит Пётр с житием» является самой ранней из житийных икон святителей Москвы[1]. В настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее .

Дионисий
«Митрополит Алексей в житии». 1480-е гг (?)
паволока, левкас, дерево, яичная темпера. 197 × 151 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Вопрос датировки

Неизвестно, когда икона поступила в Успенский собор. В 1481 году мастерская Дионисия получила заказ на выполнение иконостаса для Успенского собора, освящённого в 1479 году. Вероятно, именно в период работы над иконостасом для собора и были выполнены житийные иконы Петра и Алексея[2].

Документальных свидетельств о том, кто писал иконы не сохранилось. Впервые предположение создание икон «Митрополит Пётр в житии» и «Митрополит Алексей в житии» было приписано Дионисию искусствоведом А. Грищенко в 1917 году. Впоследствии все специалисты безоговорочно атрибутируют две житийные иконы либо самому Дионисию, либо его мастерской[3].

Иконы «Митрополит Пётр» и «Митрополит Алексей» впервые были описаны в 1914 году В. Бориным в работе «Две иконы новгородской школы XV века. свв. Петра и Алексея, митрополитов московских» («Светильник», 1914, № 4). Борин по надписям на иконах дал расшифровку сюжетных клейм икон. Однако, так как надписи на клеймах были сделаны гораздо позднее, при поновлениях и реставрациях, некоторые сюжеты Бориным были определены неверно. Тем не менее расшифровка Борина повторяется в «Каталоге древнерусской живописи Государственной Третьяковской галереи», изданном в 1963 году. Ошибочная расшифровка житийных клейм привела к неверной датировке икон. Так, создание иконы Петра Борин относил к периоду до 1472 года, когда мощи митрополита были перенесены в новопостроенный Успенский собор, а иконы Алексея уже к периоду после 1483 года. Несмотря на разницу в датировках икон, Борин видел в них стилистические сходства и был уверен, что создал их один иконописец[4].

Впоследствии реставратор А. Некрасов относил создание обеих икон к 1481 году, впрочем, не объясняя свою датировку. По мнению В. Лазарева «Митрополит Пётр» и «Митрополит Алексей» были написаны между 1462 и 1483 годами. М. Алпатов считал, что иконы были созданы в первый период творчества Дионисия. Н. Мнёва в издании «Художественные памятники московского Кремля» (1956) датировала их концом XV века, она же через девять лет в своей работе «Искусство московской Руси второй половины XIV—XVII веков», как и В. Антонова, склоняется к более поздней датировке — началу XVI века[5].

Описание

Митрополит всероссийский Алексей (1292/1305 — 12 февраля 1378) — епископ, государственный деятель, дипломат. При трёх московских князьях фактически правил Московским княжеством. Основатель Чудова монастыря. Канонизирован в лике святителя через 50 лет после смерти.

Несмотря на то, что не сохранилось никаких свидетельств о создании житийных икон митрополитов Петра и Алексея, исследователи не сомневаются, что это парные произведения, объединённые одной идеей и имеющие общую драматургию. Предположение подтверждают одинаковые размеры досок, схожее композиционное построение, общее колористическое решение. В каждой иконе по девятнадцать житийных клейм. Крайние верхний и нижний их ряды не имеют границ раздела сюжетов, образуя верхний и нижний фризы. В обеих иконах верхний ряд состоит из шести, а нижний из пяти эпизодов житий[6]. По мнению В. Лазарева, при том, что иконы парные, как диптих они не задумывались[2].

Обе иконы отличает необычный для русской иконописи высветленный колорит, результат широкого использования белой краски, добавленной во все остальные. Фигура Митрополита выступает на светлом фоне, разделанном узором в виде облаков[7].

Следуя византийской традиции, в русских житийных иконах святого обыкновенно писали на среднике, а клейма со сценами размещали на полях[7]. На первый взгляд фигуры митрополитов представлены строго фронтально, однако художник придал им почти неуловимый разворот, таким образом, что если иконы повесить рядом, изображения святителей будут повёрнуты друг к другу[6].

Сюжеты клейм

Дионисий, вероятно, во время работы над иконой руководствовался редакцией жития, созданной около 1486 года. В этой переработке самым близким по времени было исцеление в 1462 году инока Чудова монастыря Наума от хромоты. Это событие представлено на последнем, двадцатом клейме иконы. Случаи чудесных исцелений, произошедшие у мощей митрополита позднее и попавшие в летописи (Никоновскую и Воскресенскую) лишь в 1518—1519 годах, в период создания иконы ещё не получили широкого распространения[8].

Клейма

  1. Рождение Елевферия, будущего митрополита Алексия
  2. Отец Елевферия, боярин Фёдор Бяконт, приводит сына к монаху в учение
  3. Сон отрока Елевферия
  4. Пострижение Елевферия
  5. Митрополит Феогност поставляет Алексия в епископы города Владимира
  6. Алексий в Орде перед ханом
  7. Алексий просит Сергия Радонежского отпустить Андроника на игуменство в Спасский монастырь
  8. Благословение Алексием Андроника на игуменство
  9. Молитва у гробницы митрополита Петра
  10. На пути в Орду хан приветствует Алексия
  11. Исцеление царицы Тайдулы
  12. Встреча московским князем Алексия, вернувшегося из Орды
  13. Алексий предлагает Сергию Радонежскому стать митрополитом московским
  14. Приготовление гробницы в Чудовом монастыре
  15. Преставление Алексия
  16. Поклонение мощам Алексия
  17. Чудо об умершем младенце (3 клейма объединены в одно)[9]

Искусствовед И. Данилова в своей работе «Житийные иконы митрополитов Петра и Алексея из Успенского собора в Кремле в связи с русской агиографией» (1963) выделяет параллельные эпизоды житий Петра и Алексея: 1) Видение отрока; 2) Вступление в монастырь; 3) Встреча с митрополитом; 4) Поездка в Царьград; 5) Соперничество с Геронтием (у Петра) или Романом (у Алексея); 6) Чудо на море; 7) Визит в Орду; 8) Встреча с князем; 9) Возведение Успенского собора (у Петра) или Чудова монастыря (у Алексея); 10) Постройка собственной гробницы; 11) Предсмертная литургия; 12) Беседа с монахами; 13) Смерть и погребение; 14) Обретение мощей; 15) Чудеса у мощей святителя[10].

Несмотря на событийные совпадения в житиях Петра и Алексея, Дионисий при работе над иконами не стал повторять сцены. Как отмечает И. Данилова, это ещё раз подтверждает, что иконописец создавал единое повествование[10].

Примечания

Литература

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.