Маджипур
Маджипур (англ. Majipoor) — сказочный мир, созданный воображением американского писателя Роберта Силверберга, наиболее известное из его многочисленных творений.
Планета Маджипур описывается в нескольких романах и других работах:
- Замок Лорда Валентина (Lord Valentine’s Castle, 1980)
- Хроники Маджипура (Majipoor Chroncicles, 1982, сборник новелл)
- Понтифекс Валентин (Valentine Pontifex, 1983)
- Горы Маджипура (The Mountains of Majipoor, 1995)
- Волшебники Маджипура (Sorcerers of Majipoor, 1997)
- Седьмая святыня (The Seventh Shrine, 1998, новелла)
- Лорд Престимион (Lord Prestimion, 1999)
- Король снов (King of Dreams, 2000)
- Книга перемен (The Book of Changes, 2003, повесть)
- Подмастерье волшебника (The Sorcerer’s Apprentice, 2004, рассказ)
- Тёмные времена на Полуночном рынке (Dark Times at the Midnight Market, 2010, рассказ)
- Могила понтифекса Дворна (The Tomb of the Pontifex Dvorn, 2011, рассказ)
- В конце пути (The End of the Line, 2011, рассказ)
История создания
В 1975 году Силверберг объявил о том, что уходит на покой и не будет больше ничего писать. Однако уже в 1978 году его посещает образ будущего романа, который выходит в свет в 1980 году. По признанию писателя, его замысел состоял в том, чтобы описать огромный романтический мир будущего в радужных тонах без тени дистопии.
Слово «Маджипур» было избрано благодаря тому, что его звучание ассоциируется с Индией. С её огромным населением, странной для западного человека культурой, флорой и фауной.
Краткие сведения
География
Маджипур представляет собой планету, по своей величине в несколько раз превышающую Землю. В то же время в её недрах отсутствуют тяжёлые металлы, благодаря чему плотность планеты и сила притяжения не превышают земные.
Планета имеет три компактно расположенных огромных материка — Цимроэль на западе, Алханроэль на востоке и Сувраэль на юге. Между Цимроэлем и Алханроэлем расположены Радамаунтский архипелаг и остров Сна. Упоминаются также необитаемые острова к западу от Цимроэля. Большую часть планеты покрывает океан, пересечь который никому не удавалось. Путешествие от крайней восточной точки Алханроэля до крайней западной точки Цимроэля занимает не менее двух лет.
Население
Первоначально Маджипур населяли пьюривары (метаморфы, Изменяющие Форму), в противоположность пришельцам — неизменным. Во время колонизации планеты выходцами с Земли они оказали сопротивление и в результате долгих войн были загнаны в резервацию на Цимроэле. Затем на Маджипур начали прибывать представители иных разумных рас: хайроги, скандары, врооны, лиимены, хьорты и су-сухерисы. Так что Маджипур стал представлять собой сложный конгломерат рас и культур. Единственным народом, который отверг концепцию мирного сосуществования культур, являются пьюривары, однако открытых вооружённых столкновений с ними не было с тех пор, как они были отправлены в резервации.
Хайроги — ящероподобные млекопитающие, ростом с человека, покрыты серой чешуёй, имеют раздвоенный как у змей язык, на голове змееподобные отростки. Основное занятие хайрогов — фермерство, некоторые хайроги занимают чиновничьи посты в провинциальных администрациях. Селятся на всей планете, имеют собственные города, самый известный из которых — Дюлорн.
Скандары — большие — ростом более двух метров, покрытые шерстью четырёхрукие существа, отдалённо похожие на гориллу. Скандары прирождённые воины, охотники на морских драконов, цирковые акробаты. Селятся по всему Маджипуру, собственных городов не имеют.
Хьорты — жабоподобные гуманоиды, по размеру сопоставимы с человеком. Лучше всего хьорты проявили себя на административной работе от провинциального чиновника до аппарата понтифекса, хорошие военачальники.
Лиимены — небольшого роста гуманоиды, отличительной особенностью является наличие третьего глаза. Торговцы сосисками, рыбаки, мелкие ремесленники. Склонны к участию во всевозможных религиозных культах. Лиимены держаться обособленно от представителей других рас — не лезут в чужие дела и особо не пускают в свои, из-за этого подробные сведения о них отсутствуют.
Врооны — маленькие существа по внешности близкие к кальмару. Внешние признаки — десяток щупалец, растущие из головы, клюв как у кальмара. Основной вид деятельности магия, но не все врооны — мастера в своём ремесле. Обладают способностью к телепатии.
Су-сухерисы — высокие (два и более метра) существа с двумя веретенообразными головами. Занимаются преимущественно магией, более успешно чем врооны. С помощью нервной энергии способны предвидеть будущее, но видения зачастую туманные и неоднозначные.
Много позже после колонизации планеты было установлено, что населяющие водное пространство морские драконы также представляют собой вид разумных существ. Много тысячелетий назад, ещё до появления людей, цивилизация пьюриваров и морские драконы были тесно связаны друг с другом посредством телепатической связи. Но после принесения метаморфами в жертву двух морских королей (деяние получило у пьюриваров названия Кощунства), связь была потеряна, цивилизация пьюриваров пришла в упадок. По мнению пьюриваров именно Кощунство стало причиной падения как Велалисера так и всей цивилизации, и навлекло на метаморфов проклятие, которым они посчитали людей. Во время второго восстания метаморфор, телепатическую связь повстанцы обеспечивали при посредничестве морских драконов.
Упоминается ещё один вид существ — лесные братья, похожие на небольших обезьян существа, обитающие в лесах Пьюрифайна. Но нет точного указания на то, что эти существа разумны. Живут они большими группами на деревьях, у них имеется некоторое подобие племенного строя. Иногда о лесных братьях говорят, как о разумных существах, иногда — как о животных. Пьюривары считают мясо лесных братьев деликатесом и ведут на них охоту. Однажды лесные братья помогли Лорду Валентину, когда тот находился в изгнании, а трон коронала был узурпирован Доминином Баръязидом, спастись от преследования метаморфов. Фараатаа пытался заручится поддержкой лесных братьев, чтобы не пустить оккупационные армии коронала Лорда Хиссуне и Лорда Диввиса в Пьюрифайн.
Политическое устройство
Маджипур представляет собой унитарное государство, в котором имеются четыре главные политические силы.
Верховным правителем (старшим из двух) и сакральным властителем Маджипура является понтифекс. Контроль за соблюдением законов, сбор налогов, общее руководство государством осуществляют понтифекс и его огромный бюрократический аппарат (понтифексат). Резиденция понтифекса — подземный Лабиринт, расположенный к югу от Замковой горы. Понтифекс не имеет права покидать Лабиринт. Единственное исключение — понтифекс Ариок, объявивший себя женщиной и ставший Леди Острова Сна.
Исполнительная власть принадлежит короналу (младшему из правителей), чья резиденция находится на вершине Замковой горы в Алханроэле. Он и его аппарат осуществляют управление государством. Кроме того, он является символом мирской власти Маджипура. Ему подконтрольна армия. Как правило, корональ и понтифекс действуют сообща и порой трудно определить, от кого исходит то или иное действие власти.
Передача власти от понтифекса к короналу происходит после смерти понтифекса. Действующий коронал слагает с себя полномочия, выбирает преемника (как правило из ближайшего окружения) который станет короналем, а сам переезжает в Лабиринт и принимает на себя звание и обязанности понтифекса. Как правило, при передаче власти сменяется и Леди Острова Сна, которой становится мать коронала или его сестра, если матери к этому времени нет в живых.
Система двух ветвей власти — понтифекс и коронал — была заложена легендарным полумифическим человеком по имени Дворн, который и стал первым понтифексом, провозгласив при себе короналом Лорда Бархольда. Именно Дворн издал декрет о престолонаследии, согласно которому власть коронала запрещено передавать по наследству. За всю историю Маджипура это правило было нарушено только единожды — Корсибаром — сыном Лорда Конфалюма, что привело к гражданской войне. Лорд Престимион изъял все сведения о Корсибаре из официальных источников, поэтому об этом случае на Маджипуре никому не было известно (за исключение Престимиона и его ближайшего окружения — Септаха Мелайна и Гиялориса). Вообще, в передаче власти есть некоторый принцип неопределённости, потому что нет жёстких критериев в выборе преемника коронала. Действующий коронал может выбрать абсолютно любого человека в качестве своего преемника, руководствуясь только себе известными основаниями. Преемник коронала даже не обязательно может быть из аристократической среды, в истории Маджипура были случаи, когда трон в Замке занимал выходец из простого сословия (Деккерет, Хиссуне). В данной ситуации имеет место некоторая вероятность, что коронал может ошибиться в выборе преемника, и такие случаи были, приводя планету в непродолжительный упадок. Но сохранившееся на протяжении четырнадцати тысячи лет гармоничное и процветающее общество Маджипура свидетельствует об успешности сложившейся модели политического устройства и принципов политического управления.
Несмотря на наличие контрольных органов, карательный аппарат в привычном виде на Маджипуре отсутствует. К благим делам жителей Маджипура побуждает Леди Острова Сна, являясь им во сне и посылая наставляющие и ободряющие сновидения. Несмотря на то, что в этом нет ничего мистического, Леди окружена ореолом сакральности, и на остров Сна приезжают многочисленные паломники, стремящиеся обрести душевное спокойствие. Леди острова Сна — это, как правило, мать правящего коронала либо его сестра.
Преступникам посылает ночные кошмары Король Снов, обитающий на Сувраэле. Кошмары настолько невыносимы, что люди могут сойти с ума или покончить с собой, но большинство раскаивается и отправляется в паломничество на остров Сна в поисках спасения. Четвёртая ветвь власти — Король снов — была учреждена в правление коронала Лорда Деккерета, после подавления восстания Пяти правителей Цимроэля. Первым Королём Снов стал Динитак Баръязид — сын Венгенара Баръязида, разработчика технологии контроля сознания. Трон Короля Снов передаётся по наследству в семье Баръязидов.
После подавления понтифексом Валентином восстания пьюриваров под предводительством Фараатаа и заключения мира с метаморфами, королева пьюриваров — Дапипьюр была включена в число правителей Маджипура. Резиденция Данипьюр располагается в столице Пьюрифайна — Иллиривойне.
Механизмы политического устройства, наказания, пропаганды и поощрения лояльности к власти отработаны за тысячелетия истории Маджипура настолько хорошо, что мятежей не возникало. Социальное устройство общества оставалось всегда стабильным. Единственными, кто выступал с протестами, были коренные жители Маджипура — метаморфы (пьюривары).
История
История Маджипура началась 14 тысяч лет назад, когда первые люди появились на планете — в Алханроэле. В настоящее время на центральном плато Алханроэля находятся руины древних городов, но кому они принадлежали — пьюриварам, первым поселенцам или другим цивилизациям, неизвестно. Центром человеческой цивилизации на Маджипуре стала Замковая гора высотой 30 миль, где были построены машины, влияющие на погоду и состав атмосферы, так что на склонах горы и даже на её вершине вечно царит весенний субтропический климат. Затем на Маджипур прибыли представители других разумных рас.
С тех пор Маджипур пережил значительный технологический упадок. С древних времён сохранилась транспортная инфраструктура и системы коммуникации, погодные машины, но в целом по своему техническому уровню Маджипур больше напоминает средневековую Землю: ручной труд и сила животных пришли на смену машинам. Дело в том, что Маджипур лежит в стороне от основных интергалактических маршрутов, поэтому связи с другими планетами практически нет, а имеющееся на планете количество металлов не позволяет поддерживать индустриальное общество.
Около 8 тысяч лет назад коронал Лорд Стиамот в ходе длительной (30 лет) и кровопролитной войны (считавшейся единственным крупномасштабным конфликтом в истории Маджипура) нанёс поражение пьюриварам и заставил их поселиться в резервации на Цимроэле — Пьюрифайне, расположенном в джунглях континента.
В официальной истории Маджипура войну с метаморфами принято считать единственным крупномасштабным конфликтом. Но имели место и другие глобальные трагические события — гражданская война, вспыхнувшая из-за узурпации трона коронала Корсибаром — сыном Лорда Конфалюма. Корсибар — сын Конфалюма, подстрекаемый прокуратором Ни-мойи — Дантирией Симбайлом и родной сестрой-близнецом — Тизмет, нарушил закон о престолонаследии — согласно которому сын коронала никогда не наследует трон отца. После смерти понтифекса Пранкипина, Корсибар с помощью магов присвоил себе корону коронала. Принц Престимион — который являлся законным наследником Конфалюма вступил в борьбу с Корсибаром. Противостояние Престимиона и Корсибара развернулось в кровопролитную гражданскую войну, продолжавшуюся более двух лет. Гражданская война завершилась победой Престимиона и воцарением в Замке законного коронала. Так как масштабы конфликта были ужасающими — погибло несколько сот тысяч человек — и, чтобы впредь ни у кого не было мысли повторить поступок Корсибара, Лорд Престимион с помощью сильнейших магов планеты стёр из памяти людей всю информацию о войне с Корсибаром. События гражданской войны и восхождения на трон коронала Престимиона описаны в романе «Волшебники Маджипура».
Именно во время противостояния Престимиона и Корсибара впервые была применены устройства для вторжения в чужое сознание, разработанные врооно-магом Талнапом Зелифоном независимо от технологии, которой владела Леди острова Сна. В дальнейшем технология вторжения в чужое сознание были усовершенствованы кланом Баръязидов и использованы во время мятежа Дантирии Симбайла и борьбе против Пяти правителей Цимроэля Лордом Деккеретом. После подавления восстания Пяти правителей Цимроэля — племянников прокуратора Дантирии Симбайла — в системе власти Маджипура появилась новая ветвь, выполняющая карательную функцию — Король Снов. Первым Королём Снов стал Динитак Баръязид. Этим событиям посвящён роман с одноимённым названием «Король снов».
После поражения короналу Лорду Стиамоту, пьюривары потеряли власть над планетой, но не простили людям своего поражения. У пьюриваров возник религиозный культ — культ Грядущего Принца, согласно которому придёт время и захватчики-люди будут свергнуты и уничтожены, а метаморфы вновь завладеют Маджипуром и восстановят свою цивилизацию, Впоследствии именно наиболее фанатичные приверженцы культа по предводительством Фараатаа организуют масштабное восстание. Стоит отметить, что за 8 тысяч лет, прошедших после войны людей и метаморфов, культура пьюриваров значительно деградировала. Были утрачены многие технологические достижения, так, например, «города» метаморфов представляли собой скопления плетёных хижин, капитальные постройки имелись лишь в Иллиривойне и Новом Велалисере — городе, построенном мятежником Фаратаа. Метаморфы практически полностью забыли собственную историю, а оставшимся событиям дали сильно искажённое толкование (например, о падении Велалисера и Седьмом Святилище). Несмотря на значительный культурный упадок, пьюривары сохранили и развили отдельные отрасли знания, в особенности в области генетики, биологии, химии. В джунглях Пьюрифайна имелись секретные генетические лаборатории, в которых учёные-метаморфы в течение многих лет (возможно, нескольких веков) выводили болезни сельскохозяйственных растений, различных сельскохозяйственных вредителей и чудовищных животных. Всё это в совокупности было использовано Фараатаа и его сторонниками как биологическое оружие в попытке уничтожить людей (см. роман «Валентин Понтифекс»).
Во время правления Лорда Валентина (период описываемый в романе «Замок лорда Валентина») пьюривары организовали мятеж, захватив власть с целью остановить погодные машины и уничтожить человеческую цивилизацию на Замковой горе, что повергло бы в хаос всю планету, но их план провалился. Через восемь лет они предприняли вторую попытку, имевшую больший успех, но также провалившуюся в итоге (см. роман «Валентин Понтифекс»).
После подавления второго восстания, на Маджипуре установился мир. Пьюривары получили равные с остальными жителями права и возможности, раскаявшихся мятежников амнистировали. Пьюрифайн был лишён статуса резервации, и метаморфы могли теперь селиться где угодно. Была начата компания по ассимиляции пьюриваров в общество Маджипура, к которой сами метаморфы относились весьма холодно и не спешили интегрироваться в общую культуру. Большинство метаморфов предпочитали, как и прежде, жить обособленно, население планеты тоже в некоторой степени продолжало сторониться их и воспринимало с недоверием и опаской. Некоторые из метаморфов нашли своё место в цивилизации, став учёными, чиновниками и т. п.