Луций Лициний Сура
Луций Лициний Сура (лат. Lucius Licinius Sura) — римский государственный деятель второй половины I века — начала II века, консул 102 и 107 года. Происходил из провинции, сделал блестящую карьеру, занимая ряд должностей при императорах Домициане, Нерве и Траяне, был дружен с Плинием Младшим.
Луций Лициний Сура | |
---|---|
лат. Lucius Licinius Sura | |
102 год и 107 год | |
|
|
Рождение |
предп. 40 |
Смерть |
108 |
Звание | легат |
Биография
Происхождение
По мнению историка П. ле Ру, семья Луция Лициния Суры происходила из колонии Цельса, расположенной в долине реки Эбро[1]. По всей видимости, предками Суры были выходцы из местных племен, достигшие муниципальных должностей в конце эпохи второго триумвирата или начале правления Октавиана Августа[1]. Упомянутый на арке из испанского города Рода-де-Бара Луций Лициний Сура, по всей видимости, был предком Луция[1]. Он идентифицируется с магистратом Цельсы[1]. В начале принципата род Суры перебрался из Цельсы в Тарракон[1].
Луций Лициний Сура родился 6 апреля 40 года в Тарраконской Испании[2]. Он принадлежал к Сергиевой трибе[1].
Карьера при Флавиях
Сура относился к классу так называемых «новых людей» (лат. homines novi)[3]. Он был возведен в сенаторское сословие во время правления императора Веспасиана после того, как побывал на должности квестора[3]. Сура занимал видное место в Риме в начале 80-х годов I века, где он вел успешную адвокатскую практику и считался поэтом Марком Валерием Марциалом великим оратором[4][5].
Дата первого консульства Луция (а первый раз он был консулом-суффектом) остаётся предметом дискуссий. По одной версии, он находился на посту консула-суффекта в 80-е годы, возможно, в 85 или 86 году[6]. Сторонники данного предположения объясняют такую датировку слишком частым упоминанием Суры у Марциала и тем, что он занимал несколько важных должностей в рассматриваемый период[5]. Другие ученые датируют первое консульство Суры 93 или 97 годом[5]. Вероятно, он был легатом пропретором Верхней Германии или Белгики между 89 и 92 годом и имел ранг консуляра[7]. До этого Сура, предположительно, находился на посту легата I легиона Минервы.
Он вошёл в состав жреческих коллегий августалов и понтификов, возможно, уже в правление Домициана[8][9]. В эпиграмме, относящейся к 92 году, Марциал восхвалял эрудицию Суры и радовался его выздоровлению от тяжелой болезни:
«Ты из ученых мужей славнейший, Лициний наш Сура,
Чей воскрешает язык древних ораторов мощь,
Снова ты нам возвращен (о, Судеб великая милость!),
Служба при Нерве и Траяне
Во время правления Нервы Сура был одним из наиболее влиятельных римских сенаторов и, возможно, сыграл ведущую роль в выборе императором в качестве преемника своего друга Траяна[11][12]. В самом деле, вполне вероятно, что решение об усыновлении Траяна было принято Нервой в одиночку, но нельзя отрицать и ту возможность, что он руководствовался в своем выборе советом Лициния Суры, призывавшего Траяна захватить императорскую власть, чтобы избежать кризиса престолонаследия[13]. В начале правления Траяна Сура являлся одним из самых близких советников императора, будучи надежным человеком, обладающим дипломатическими способностями[14]. Когда Траян стал императором, он доверил Луцию управление провинцией Нижняя Германия[2]. По всей видимости, между 100 и 102 годом Сура занимал должность проконсула Азии[15].
Сура принимал участие в обеих дакийских кампаниях Траяна в 101—102 и 105—106 годах[16]. Он был выбран императором в качестве посредника вместе с префектом претория Тиберием Клавдием Ливианом для переговоров с дакийским царём Децебалом во время первого похода[17]. Во второй войне Сура был одним из советников Траяна[18]. Хотя о вкладе Суры в обеих кампаниях мало известно, каждый раз после окончания очередного похода он занимал должность ординарного консула[15]. При этом консулами три раза становились очень редко, в основном только члены императорской фамилии. В 102 году Сура был консулом вместе с Луцием Юлием Урсом Сервианом, в 107 году — с Квинтом Сосием Сенеционом, ближайшими соратниками Траяна. Сура был одним из самых влиятельных советников Траяна и одним из архитекторов политики, проводимой императором[15]. Кроме того, он писал послания и речи для государя[15].
Общественная деятельность. Смерть
Когда Луций Лициний Сура скончался в 108 году, Траян устроил ему похороны за государственный счет и приказал воздвигнуть статую в его честь[15]. На месте виллы Суры были построены термы, получившие по его имени название «Суранские»[19]. Сура пользовался большим уважением Траяна, о чём сообщает Дион Кассий:
«Взаимная дружба и доверие между Сурой и Траяном были столь сильны, что, какую бы клевету ни возводили на Суру — а так всегда происходит со всеми, кто становится влиятельным при императорах, — Траян никогда не испытывал к нему ни подозрений, ни неприязни. Но, напротив, когда завистники стали особенно досаждать ему, император незваным пришел к нему домой на обед и, отослав всю свою стражу, сначала попросил врача Суры намазать ему глаза, а затем его цирюльника побрить его (ведь и сами императоры, и все прочие люди следовали этому древнему обыкновению; первым обычай носить бороду ввел Адриан). Сделав это, он совершил омовение и отобедал, а на следующий день, позвав друзей из тех, кто обыкновенно дурно отзывался о Суре, сказал им: „Если бы Сура хотел убить меня, он сделал бы это вчера“. Он поступил прекрасно, рискнув ради оклеветанного человека, но ещё прекраснее была его уверенность в том, что он никогда не пострадает от него. Таким образом, его вера в свою правоту больше укрепилась благодаря его собственному представлению о делах Суры, нежели благодаря мнению других»[20].
Сура построил за собственные средства гимнасий в Риме, что говорит о его богатстве[21]. Он имел большое влияние в Тарраконской Испании и был патроном города Барцино[22]. Сура владел виллой рядом с храмом Дианы и оказывал поддержку цирковым играм на Авентине[23]. Он помог Адриану вернуть дружбу Траяна и первый сообщил ему о том, что тот будет усыновлен императором[24][25]. Сура состоял в переписке с Плинием Младшим. В одном из писем Плиний рассказывает ему о водных источниках[26], а в другом спрашивает его мнения о существовании призраков[27]. Плиний подчёркивает «глубокую ученость» Суры[28]. Он также покровительствовал поэту Марциалу, который посвятил ему несколько своих эпиграмм[29].
Кроме того, изображение Суры высечено на колонне Траяна[30].
Примечания
- Des Boscs-Plateaux, 2006, p. 497.
- Di Vita-Évrard, 1987, p. 320.
- Des Boscs-Plateaux, 2006, p. 184.
- Марк Валерий Марциал. Эпиграммы. VI. 64.
- Des Boscs-Plateaux, 2006, p. 498.
- Di Vita-Évrard, 1987, p. 321.
- Di Vita-Évrard, 1987, p. 322—335.
- Des Boscs-Plateaux, 2006, p. 281.
- Di Vita-Évrard, 1987, p. 334.
- Марк Валерий Марциал. Эпиграммы. VII. 47.
- Des Boscs-Plateaux, 2006, p. 299.
- Di Vita-Évrard, 1987, p. 326.
- Julian Bennett. Trajan. Optimus Princeps. — Routledge, 1997. — С. 47.
- La Berge, 1877, p. 19.
- Des Boscs-Plateaux, 2006, p. 429.
- Julian Bennett. Trajan. Optimus Princeps. — Routledge, 1997. — С. 88.
- Дион Кассий. Римская история. LXVIII. 15—16.
- Des Boscs-Plateaux, 2006, p. 301.
- La Berge, 1877, p. 92.
- Дион Кассий. Римская история. LXVIII. 15. 3
- Des Boscs-Plateaux, 2006, p. 141.
- Des Boscs-Plateaux, 2006, p. 187.
- Des Boscs-Plateaux, 2006, p. 140.
- Элий Спартиан. «История Августов». Жизнеописание Адриана. II. 10.
- Элий Спартиан. «История Августов». Жизнеописание Адриана. III. 10.
- Плиний Младший. Письма. IV. 30.
- Плиний Младший. Письма. VII. 27.
- Flobert, 2002, pp. 181—182.
- Des Boscs-Plateaux, 2006, p. 656.
- Marinescu-Nicolajsen, 1999.
Литература
Источники
- Элий Спартиан. Жизнеописание Адриана // История Августов.
- Плиний Младший. Письма.
Литература
- Camille de La Berge. Essai sur le règne de Trajan. — F. Vieweg, 1877.
- Ginette Di Vita-Évrard. Des Calvisii Rusones à Licinius Sura (фр.) // Mélanges de l'Ecole française de Rome. Antiquité. — 1987. — Vol. 99.
- Marinescu-Nicolajsen, Liliana. La Colonne Trajane: le tryptique de la victoire. Contribution à une nouvelle interprétation de la scène IX (фр.) // Mélanges de l'Ecole française de Rome. Antiquité. — 1999. — Vol. 111.
- Annette Flobert. Lettres de Pline. — Flammarion, 2002.
- Françoise Des Boscs-Plateaux. Un parti hispanique à Rome?: ascension des élites hispaniques et pouvoir politique d'Auguste à Hadrien, 27 av. J.-C.-138 ap. J.-C. — Madrid: Casa de Velázquez, 2006.